«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
статья по логопедии (1 класс)
В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
.Оптическая форма дисграфии связана с несфомированностью зрительно-пространственных представлений. Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки: - замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов; - замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв; - пропуски, не дописывание элементов букв; - зеркальное изображение букв.
.. Таким образом, недостаточно развитые умения навыки зрительно-пространственного различения являются одной из причин нарушения письма и чтения.
..Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников. Школьникам свойственны трудности целенаправленность действий, сложности и неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения инструкций и упражнений на уроке. Отмечается повышенный мышечный тонус. Наблюдается неловкость движений и недостаточная координация пальцевой моторики.
…Все буквы русского алфавита в печатном и рукописном шрифте состоят из небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и некоторых специфических элементов). Эти одинаковые элементы по-разному комбинируются между собой по количеству и по пространственному расположению. Образуются различные буквенные знаки. Схожесть составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите несколько групп оптически сходных букв.
..Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.
..Первый этап направлен на развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия. На данном этапе коррекционной работы используются следующие игры и упражнения.
- Игра «Найди и назови». Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
- Игра «Найди все буквы». Данные игры направлены на развитие восприятия и узнавания предметов.
- Упражнения на развитие восприятия величины предметов.
- Расставь цифры от 1 до 4. В пустые квадратики справа от предметов в порядке увеличения их размера.
- Игра «Лото». Направлена на развитие восприятия формы предметов.
- Игра «Забывчивый художник». Направлена на развитие целостности восприятия. Я предлагаю вам выполнить следующие задания: «Найди и назови все буквы», «Допиши недостающие элементы букв».
..Второй этап. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве. На данном этапе используются:
- Упражнение на формирование пространственного восприятия и представлений, понимания пространственных предлогов.
- Игра «Веселые фигуры». Направлена на развитие ориентировки в схеме собственного тела.
- Графические диктанты. Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций.
- Упражнения на развитие моторных функций письма. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. (Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз (слева направо)). Мы с вами выполним упражнения «Дорисуй картинку», «Веселые фигуры», «Штриховка».
Третий этап коррекционной работы: дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
1.Игра «Исправь ошибку». Ребенок должен исправить неправильно написанную букву.
- Упражнение на нахождение сходных по внешнему виду букв.
- Упражнение на нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.
- Дифференциация букв п и т.
- Игра «Шифровка». Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы. Расшифруй предложения, записав вместо палочек буквы.
- Упражнение «Буквы перепутались». Дифференциация букв И – Ш.
- Упражнение «Допиши букву». Дописывание элементов букв. Дифференциация Б-Д.
- Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай. Дифференциация И-У.
- Упражнение «Букво-человек.
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у обучающихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи. Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.
Предварительный просмотр:
«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
.Оптическая форма дисграфии связана с несфомированностью зрительно-пространственных представлений. Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки: - замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов; - замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв; - пропуски, не дописывание элементов букв; - зеркальное изображение букв.
.. Таким образом, недостаточно развитые умения навыки зрительно-пространственного различения являются одной из причин нарушения письма и чтения.
..Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников. Школьникам свойственны трудности целенаправленность действий, сложности и неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения инструкций и упражнений на уроке. Отмечается повышенный мышечный тонус. Наблюдается неловкость движений и недостаточная координация пальцевой моторики.
…Все буквы русского алфавита в печатном и рукописном шрифте состоят из небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и некоторых специфических элементов). Эти одинаковые элементы по-разному комбинируются между собой по количеству и по пространственному расположению. Образуются различные буквенные знаки. Схожесть составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите несколько групп оптически сходных букв.
..Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.
..Первый этап направлен на развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия. На данном этапе коррекционной работы используются следующие игры и упражнения.
- Игра «Найди и назови». Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
- Игра «Найди все буквы». Данные игры направлены на развитие восприятия и узнавания предметов.
- Упражнения на развитие восприятия величины предметов.
- Расставь цифры от 1 до 4. В пустые квадратики справа от предметов в порядке увеличения их размера.
- Игра «Лото». Направлена на развитие восприятия формы предметов.
- Игра «Забывчивый художник». Направлена на развитие целостности восприятия. Я предлагаю вам выполнить следующие задания: «Найди и назови все буквы», «Допиши недостающие элементы букв».
..Второй этап. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве. На данном этапе используются:
- Упражнение на формирование пространственного восприятия и представлений, понимания пространственных предлогов.
- Игра «Веселые фигуры». Направлена на развитие ориентировки в схеме собственного тела.
- Графические диктанты. Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций.
- Упражнения на развитие моторных функций письма. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. (Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз (слева направо)). Мы с вами выполним упражнения «Дорисуй картинку», «Веселые фигуры», «Штриховка».
Третий этап коррекционной работы: дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
1.Игра «Исправь ошибку». Ребенок должен исправить неправильно написанную букву.
- Упражнение на нахождение сходных по внешнему виду букв.
- Упражнение на нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.
- Дифференциация букв п и т.
- Игра «Шифровка». Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы. Расшифруй предложения, записав вместо палочек буквы.
- Упражнение «Буквы перепутались». Дифференциация букв И – Ш.
- Упражнение «Допиши букву». Дописывание элементов букв. Дифференциация Б-Д.
- Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай. Дифференциация И-У.
- Упражнение «Букво-человек.
В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у обучающихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи. Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».
Методика использования материала. Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...