«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
статья по логопедии (1 класс)

Нелли Викторовна Рябцева

В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

  .Оптическая форма дисграфии связана с несфомированностью зрительно-пространственных представлений. Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки: - замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов; - замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв; - пропуски, не дописывание элементов букв; - зеркальное изображение букв.


.. Таким образом, недостаточно развитые умения навыки зрительно-пространственного различения являются одной из причин нарушения письма и чтения.

 ..Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников. Школьникам свойственны трудности целенаправленность действий, сложности и неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения инструкций и упражнений на уроке. Отмечается повышенный мышечный тонус. Наблюдается неловкость движений и недостаточная координация пальцевой моторики.

…Все буквы русского алфавита в печатном и рукописном шрифте состоят из небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и некоторых специфических элементов). Эти одинаковые элементы по-разному комбинируются между собой по количеству и по пространственному расположению. Образуются различные буквенные знаки. Схожесть составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите несколько групп оптически сходных букв.

 ..Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.

 ..Первый этап направлен на развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия. На данном этапе коррекционной работы используются следующие игры и упражнения.

  1. Игра «Найди и назови». Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
  2. Игра «Найди все буквы». Данные игры направлены на развитие восприятия и узнавания предметов.
  3.  Упражнения на развитие восприятия величины предметов.
  4.  Расставь цифры от 1 до 4. В пустые квадратики справа от предметов в порядке увеличения их размера.
  5.  Игра «Лото». Направлена на развитие восприятия формы предметов.
  6.  Игра «Забывчивый художник». Направлена на развитие целостности восприятия. Я предлагаю вам выполнить следующие задания: «Найди и назови все буквы», «Допиши недостающие элементы букв».

 ..Второй этап. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве. На данном этапе используются:

  1.  Упражнение на формирование пространственного восприятия и представлений, понимания пространственных предлогов.
  2. Игра «Веселые фигуры». Направлена на развитие ориентировки в схеме собственного тела.
  3.  Графические диктанты. Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций.
  4. Упражнения на развитие моторных функций письма. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. (Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз (слева направо)). Мы с вами выполним упражнения «Дорисуй картинку», «Веселые фигуры», «Штриховка».

   Третий этап коррекционной работы: дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    1.Игра «Исправь ошибку». Ребенок должен исправить неправильно                                написанную букву.

  1. Упражнение на нахождение сходных по внешнему виду букв.
  2.  Упражнение на нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.
  3.  Дифференциация букв п и т.
  4.  Игра «Шифровка». Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы. Расшифруй предложения, записав вместо палочек буквы.
  5. Упражнение «Буквы перепутались». Дифференциация букв И – Ш.
  6.  Упражнение «Допиши букву». Дописывание элементов букв. Дифференциация Б-Д.
  7. Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай. Дифференциация И-У.
  8.  Упражнение «Букво-человек.

   В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у обучающихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи. Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.



Предварительный просмотр:

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

  .Оптическая форма дисграфии связана с несфомированностью зрительно-пространственных представлений. Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки: - замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов; - замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв; - пропуски, не дописывание элементов букв; - зеркальное изображение букв.


.. Таким образом, недостаточно развитые умения навыки зрительно-пространственного различения являются одной из причин нарушения письма и чтения.

 ..Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников. Школьникам свойственны трудности целенаправленность действий, сложности и неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения инструкций и упражнений на уроке. Отмечается повышенный мышечный тонус. Наблюдается неловкость движений и недостаточная координация пальцевой моторики.

…Все буквы русского алфавита в печатном и рукописном шрифте состоят из небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и некоторых специфических элементов). Эти одинаковые элементы по-разному комбинируются между собой по количеству и по пространственному расположению. Образуются различные буквенные знаки. Схожесть составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите несколько групп оптически сходных букв.

 ..Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.

 ..Первый этап направлен на развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия. На данном этапе коррекционной работы используются следующие игры и упражнения.

  1. Игра «Найди и назови». Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
  2. Игра «Найди все буквы». Данные игры направлены на развитие восприятия и узнавания предметов.
  3.  Упражнения на развитие восприятия величины предметов.
  4.  Расставь цифры от 1 до 4. В пустые квадратики справа от предметов в порядке увеличения их размера.
  5.  Игра «Лото». Направлена на развитие восприятия формы предметов.
  6.  Игра «Забывчивый художник». Направлена на развитие целостности восприятия. Я предлагаю вам выполнить следующие задания: «Найди и назови все буквы», «Допиши недостающие элементы букв».

 ..Второй этап. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве. На данном этапе используются:

  1.  Упражнение на формирование пространственного восприятия и представлений, понимания пространственных предлогов.
  2. Игра «Веселые фигуры». Направлена на развитие ориентировки в схеме собственного тела.
  3.  Графические диктанты. Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций.
  4. Упражнения на развитие моторных функций письма. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. (Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз (слева направо)). Мы с вами выполним упражнения «Дорисуй картинку», «Веселые фигуры», «Штриховка».

   Третий этап коррекционной работы: дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

    1.Игра «Исправь ошибку». Ребенок должен исправить неправильно                                написанную букву.

  1. Упражнение на нахождение сходных по внешнему виду букв.
  2.  Упражнение на нахождение данной в образце буквы среди ряда других букв.
  3.  Дифференциация букв п и т.
  4.  Игра «Шифровка». Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы. Расшифруй предложения, записав вместо палочек буквы.
  5. Упражнение «Буквы перепутались». Дифференциация букв И – Ш.
  6.  Упражнение «Допиши букву». Дописывание элементов букв. Дифференциация Б-Д.
  7. Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай. Дифференциация И-У.
  8.  Упражнение «Букво-человек.

   В результате включения в коррекционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у обучающихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи. Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».

Методика использования материала.       Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...