Роль фонематического восприятия в акустической дисграфии
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно.

Зачастую родители и педагоги, сталкиваясь с неграмотностью ребенка,  отмечают, что им приходится по несколько раз его окликать, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Ему кажется, что учитель или родитель говорит слишком быстро. Письменные работы такого ребенка пестрят многочисленными ошибками. Часто для него такие слова, как дрова и трава, бочка и почка, звучат одинаково. В его тетрадях можно увидеть, необъяснимые знанием правил, ошибки.

Психофизиологическим аспектом таких трудностей являются дефекты фонематического слуха, снижение объема акустического внимания и слухо-речевой памяти, что определяется несформированностью височных структур левого полушария.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль фонематического восприятия в акустической дисграфии»

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия является одной из задач подготовки детей к усвоению грамоты. Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно.

Зачастую родители и педагоги, сталкиваясь с неграмотностью ребенка,  отмечают, что им приходится по несколько раз его окликать, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Ему кажется, что учитель или родитель говорит слишком быстро. Письменные работы такого ребенка пестрят многочисленными ошибками. Часто для него такие слова, как дрова и трава, бочка и почка, звучат одинаково. В его тетрадях можно увидеть, необъяснимые знанием правил, ошибки.

Психофизиологическим аспектом таких трудностей являются дефекты фонематического слуха, снижение объема акустического внимания и слухо-речевой памяти, что определяется несформированностью височных структур левого полушария.

Акустическая дисграфия – неполное нарушение процесса письма, основанное на искаженном или частичном восприятии речевого потока. При этом слух и произношение звуков не нарушены.

При устном общении частичная недостаточность фонетической дифференциации не так заметна: дефект компенсируется за счет жестикуляции, смысловой избыточности. На письме требуется глубокий анализ акустических свойств каждого звука, входящего в состав слова. Только так можно научить дифференцировать и выбирать нужные звуки. При отсутствии анализа искаженное фонематическое восприятие проявляется в виде регулярно повторяющихся ошибок. Эти ошибки не связаны с ленью или незнанием правил орфографии. Суть проблемы находится глубже.

В основе акустической дисграфии лежит нарушение идентификации близких звуков. Фонематический слух помогает распознать звуки, образующие слово, вычислить количество слогов, а также определить место и значение каждой отдельной фонемы. Фонемы, вычленяемые из потока речи, искажаются, но слух как физиологическая способность организма остается без изменений, произношение звуков в норме. За точное определение звукового образа слова, дифференциацию его от других слов несут ответственность участки, которые располагаются в височных зонах головного мозга. В этих отделах акустический сигнал, поступающий извне, кодируется, а затем направляется в речевую область Вернике, где происходят анализ и синтез воспринятой информации. После этого кодированные электрические колебания направляются в область Брока, воздействующую на мышцы речевого аппарата. Затем информация переходит в угловую извилину и зоны создания визуальных образов. Изменения, возникшие в этих областях, ведут к искаженному звуковому пониманию. Несовершенство функции зрительного, речевого и слухового анализаторов, диагностируемое при акустической дисграфии, выражается в проявлении разных признаков. Письменные ошибки появляются из-за нарушения фонематического слуха. Специфические, стойкие ошибки на письме проявляются в виде замен, смешения букв по акустико-артикуляционному сходству:

-парных по звонкости – глухости  (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, 3 – С, Ж – Ш);

-лабиализованных гласных  (О – У, Ё – Ю); 

-свистящих и шипящих согласных  (С – Ш, 3 – Ж, СЬ – Щ);

-сонорных согласных  (Л, М, Н, Р, Й);

-аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС);

-мягких и твердых согласных (любые, которые имеют пару по этому признаку).

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии:

1) полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

3) ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесенное слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.

4) Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

5) Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессная речь ребенка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.

Основные задачи коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии:

  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определение положения звука по отношению к другим.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале оди-

наковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I этап – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Предлагаемые дидактические игры можно использовать в работе с детьми от 3 лет. Естественно, при значительных нарушениях фонематического слуха у детей более старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать также с этих простых упражнений.

«Отгадай, что звучит».

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми

можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан,

бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т.д.

Ход игры. Логопед за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит

колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом

произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы

ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к педагогу.

«Шумящие мешочки».

Оборудование: пары одинаковых мешочков или коробочек с крупой,

пуговицами, скрепками и т.д.

Ход игры. Ребенок должен найти пару мешочку или коробочке, послушав их звучание.

«Волшебная палочка».

Оборудование: карандаш или палочка любого назначения.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку послушать, как звучат предметы. Педагог стучит палочкой по разным предметам в кабинете. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стену, стакан и др. предметы.

Потом педагог усложняет задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

«Где позвонили?»

Оборудование: колокольчик.

Ход игры. Ребенок закрывает глаза, а логопед тихо встает в стороне от

ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен

повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая

глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а логопед поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4–5 раз.

 «Похлопаем».

Ход игры. Ребенок повторяет за логопедом ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, два хлопка.

Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

«Угадай, что делать».

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход игры. Ребенку дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Угадай, кто идет».

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как цапля. Когда же логопед быстро стучит в бубен, ребенок скачет, как воробей. Затем педагог стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4–5 раз.

«Угадай, кто кричит».

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и т.д.

Ход игры. Логопед показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Логопед закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это5. Игру можно повторять 5–6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз

«Узнай свой голос».

Оборудование: диск с записью голосов близких людей ребенка и голос самого ребенка.

Можно использовать подобные игры, предложенные в компьютерных про-

граммах «Игры для Тигры» или «Учимся говорить правильно».

Ход занятия. Логопед предлагает ребенку послушать запись голосов людей. Ребенок должен угадать, кто говорит.

«Далеко-близко».

Ход игры. Логопед объясняет ребенку, что сейчас он будет произносить слова громко и тихо. Если педагог произносит слово тихо, то ребенок отвечает: «Далеко». Если же слово логопед произносит громко, то малыш отвечает: «Близко».

«Угадай, кто сказал».

Ход игры. Логопед предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

«Три медведя».

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).

Ход игры. Ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая то Мишутке, то Настасье Петровне или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку с изображением сказочного героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

III этап — различение слов,

близких по своему звуковому составу

«Слушай и выбирай».

Оборудование: предметные картинки «ком», «сом», «лом», «дом».

Ход игры. Логопед раскладывает перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Верно-неверно».

Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Логопед показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву («форота», «корота», «морота», «ворота», «порота», «хорота»). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Так ли это звучит?».

Оборудование: две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней – по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; катушка, кукушка, хлопушка).

Ход игры. Логопед предлагает ребенку маленькие картинки к большим карточкам. К большим карточкам подбираются маленькие картинки, названия которых звучат сходно. Если малыш не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово.

Когда картинки будут разложены, логопед и ребенок вместе громко

называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

«Похожие слова».

Ход игры. Ребенку предлагается повторить за логопедом по два слова и

определить, похожи ли они по звучанию:

пень — день

топот — кубик

майка — байка

фантик — бантик

лифт — банан

обеды — победы и т.д.

«Съедобное-несъедобное».

Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

банан – диван – барабан

пироги – сапоги – утюги

лимон – вагон – бульон

мед – компот – плот

виноград – мармелад – фотоаппарат

пирожок – творожок – горшок

калач – кулич – циркач

жакет – букет – пакет

IV этап — дифференциация слогов

Упражнение 1

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА’ — ТА —ТА

ТА — ТА’ — ТА

ТА — ТА — ТА’

ПА’ — ПА — ПА

ПА — ПА’ — ПА

ПА — ПА — ПА’

КА’ — КА — КА

КА — КА’ — КА

КА — КА — КА’

Аналогичная работа проводится со слоговыми рядами:

ФА — ФА — ФА

ВА — ВА — ВА

МА — МА — МА

НА — НА — НА

БА — БА — БА

ГА — ГА — ГА

Упражнение 2

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными

гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

МО — МА — МЫ

ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ

НУ — НЫ — НА

НО — НА — НУ

ДА — ДЫ — ДО

ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ

БУ — БО — БА

ПА — ПУ — ПО

ПЫ — ПО — ПУ

КУ — КО — КА

и т. п.

Упражнение 3

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

МО — МА — МЫ

ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ

НУ — НЫ — НА

НО — НА — НУ

ДА — ДЫ — ДО

ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ

БУ — БО — БА

ПА — ПУ — ПО

ПЫ — ПО — ПУ

КУ — КО — КА

и т. п.

Упражнение 4

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными

согласными звуками:

ТА — КА — ПА

КА — НА — ПА

ФА — ХА — КА

БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА

ГА — БА — ДА

КА — ФА — ХА

ВА — МА — НА

НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 5

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА

ТА — ДА

ФА — ВА

КА — ГА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

ТА — ДА — ТА

ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА

ГА — КА — ГА

ВА — ФА — ВА

ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

ПА G_________— ПЯ

МА — МЯ

ВА — ВЯ

ТА — ТЯ

БА — БЯ

ДА — ДЯ

ФА — ФЯ

ПО — ПЁ

МО — МЁ

ВО — ВЁ

ТО — ТЁ

ВО — БЁ

ДО — ДЁ

ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — мю

ВУ — вю

ТУ — тю

БУ — БЮ

ДУ — дю

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ

МЫ — ми

ВЫ — ви

ты — ти

БЫ — БИ

ДЫ — ди

ФЫ — ФИ

Упражнение 7

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

ПА — ТПА

ТА — ПТА

ФА — ТФА

ТА — ФТА

МА — КМА

НА — ФНА

НА — ПНА

КА — ФКА

КА — ТКА

КА — ПКА

ТА — КТА

НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 8

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — пты

КТА — КТО — КТУ — кты

ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

ТПА — ТПО — ТПУ — тпы

ТМА — ТМО — ТМУ — тмы

КНА — КНО — КНУ — кны

ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ

ПНА — ПНО — ПНУ — пны

и т. п.

Упражнение 9

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

ПТА — ТПА

ПКА — КПА

ФПА — ПФА

КТА — ТКА

ФКА — КФА

ГДА — ДГА

ФТА — ТФА

ХТА — ТХА

ВБА — БВА

V этап — дифференциация фонем

На этом этапе можно предложить следующие дидактические игры:

«Похлопаем».

Оборудование: карточки с изображением символов звуков.

Ход игры. Логопед называет и многократно повторяет гласный или согласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков

(хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный символ звука и т.п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

«Повтори».

Оборудование: карточки с изображением символов звуков.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку повторять сочетания гласных звуков. При затруднениях можно использовать зрительные символы звуков Т.А. Ткаченко: а) по два: б) по три: в) по четыре:

АО АИУ АОУИ

УА ИАО ИОУА

АИ УИА ИЫОУ

ИО ОИЫ ОУИЫ

ИУ ИОУ АОЫУ

и т.п.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа

«Сколько звуков».

Ход игры. Логопед называет один, два, три звука, а ребенок на слух

определяет и называет их количество.

«Кто первый?»

Оборудование: символы звуков, предметные картинки утка, ослик,

аист, иволга и т.п.

Ход игры. Логопед показывает ребенку картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного а, о, у или и. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Где звук живет».

Оборудование: схема слова (прямоугольная карточка с изображением трех квадратов – «начало», «середина» и «конец» слова), символ звука.

Ход игры. Логопед проговаривает ряды слов, а ребенок должен положить символ заданного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с данного звука.

Более сложный вариант: ребенок должен определить позицию звука в слове (в начале, середине или в конце слова расположен заданный звук) и положить символ звука в соответствующее место на схеме слова.

«Кто больше».

Оборудование: призовые фишки.

Ход игры. В эту игру лучше играть с двумя-тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук. За каждое придуманное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

Задания для развития звуко-буквенного анализа и синтеза

1.«Какой звук потерялся?»

Описание игры: Логопед читает знакомое детям стихотворение. В одном из слов он не проговаривает первый звук, дети обнаруживают искаженное слово, произносят его правильно и указывают, какой звук потерялся. Например: « Буря мглою небо …роет…» (кроет– потерялся звук «к»).

2. «Разложи вещи по полкам»

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Игровое действие – разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую – те, в названии которых звук находится в середине. На третью – те, в названии которых звук находится в конце.

3. «Последний звук в слове – за тобой»

Оборудование: предметные рисунки, игрушки.

Описание игры: Логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней, не произнося последний звук слова названия: «Сто…» (стол). Учащиеся хором договаривают необходимый звук «л».

4. «Где спрятался зайчик?»

Оборудование: предметные картинки, картинка «заяц».

Описание игры: Логопед знакомит с игровой ситуацией: «Зайчик решил поиграть с нами в прятки. Он спрятался за рисунком, название которого начинается со звука… (учитель называет звук). Где спрятался зайчик?» Учащиеся выполняют звуковой анализ, называют предмет на рисунке, снимают его с наборного полотна, проверяют, там ли находится зайчик.

5 «Бусики»

Оборудование: фишки-магниты (красный, синий, зелёный) для обозначения гласного, твердого или мягкого согласного, магнитная доска.

Описание игры: Логопед произносит в разбивку гласные, твердые или

мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с гласного, твердого

или мягкого согласного. Учащиеся ставят на доску соответствующую фишку, составляя «бусы».

6. «Камень и подушка»

Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, набор

предметных картинок.

Описание игры: На одном наборном полотне выставляется рисунок камня, на другом – рисунок подушки (символы твердости и мягкости). Вызванный к доске ученик, получив набор картинок, располагает их на наборном полотне таким образом, чтобы под рисунком камня оказались картинки с изображением предметов, название которых начинаются с твердого согласного звука, а под рисунком подушки – с мягкого согласного.

7. «Пять слов»

Описание игры: Вызванный ученик по сигналу логопеда делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с любого нового звука (заданного звука).

8. «Запрещённый звук»

Описание игры: Логопед последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.

9. «Звук заблудился»

Описание игры: Логопед читает стихотворный текст и в одном из слов

заменяет один из звуков (слова-паронимы). Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в своё слово. Например: «На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры».

10. «Звуковая эстафета»

Оборудование: сигналы - условные обозначения гласных и согласных

звуков.

Описание игры: Логопед называет слово, загадывает определенный звук (первый, последний, второй и др.). Дети поднимают сигнал с условным

обозначением этого звука.

11. «Угадай звук»

Описание игры: Логопед называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Ученик, отгадавший звук первым, получает право загадать свою загадку.

12. Найди место звука в слове (начало, середина, конец) и отметь соответствующий квадрат на схеме.

13. Определи в каждом «облаке» лишнюю картинку. Обрати внимание на последний звук в слове.

14. Составь слова из первых звуков названий картинок. Запиши слова.

15. Соедини буквы и первые звуки названий картинок и составь слово.

16. Выдели указанный звук в каждом слове и составь новое слово.

17. Вставь первую букву в слова, узнаешь имена друзей Маши и Вити.

Обозначь первый звук в каждом слове.

18.Сколько звуков в словах. Поставь точки и напиши ответ цифрой.

19. Дорисуй и раскрась звуковые схемы слов.

20.Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова.

21. Составь слова по схемам. Каждый раз начинай от среднего квадрата.

22. Выбери букву из квадрата соответствующую положению точки на каждой схеме и составь из них слово.

23. Рассмотри внимательно картинки. Назови общий звук для данных слов. Запиши ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Доклад на тему: «Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильно...

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...