Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему

Зиновьева Елена Николаевна
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо. Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dekabr_2014.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”

   В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо.
Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.

    По результатам тестирования учащихся 2 - 4 классов МКОУ «СОШ №2»

 г. Шелехова с оптической дисграфией были определены следующие трудности:

-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,

- концентрации и переключения зрительного внимания,

- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

- нарушения зрительной памяти,

- недостаточная сформированность способности ориентироваться в

пространстве,

- нарушение зрительно-моторной координации

  В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей, внедрение развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.

Виды развивающих игр:

- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.

- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.

- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.

- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.

- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений.

Развивающих игр и упражнений по развитию зрительного восприятия у учащихся младших классов:

  1. Имитационная игра “Приключения зайчонка Кузи”

Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:

Не расстраивайся малыш, я тебе обязательно помогу.

-Правда? Обрадовался зайчонок. -А как?

-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.

Выполним нелегкие задания,

Научим зайчонка правильному написанию.

  1. “Чего не стало” (здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активное речевое развитие).
  2. Угадай тень” (предлагаются разные предметы и их тени (силуэты)).

Задание: Догадайся, где чья тень.

  1. “Фотограф”(запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги).

4 “Назови предметы”

Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга

Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)

5. “Назови меня” 

Задание: назвать предметы по их контурам. 

Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку

6“Цветные лужайки”

Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д. цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники.

Задание: положить картинку на свою “лужайку”

7“Буквоед” По дороге домой они встретили Буквоеда

Задание: дорисовать недостающие элементы букв.

Логопедическое упражнение 'Допиши недостающие элементы букв'.


«Логопедическое упражнение: «Допиши недостающие элементы букв.»

8 “Назови буквы”

Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

Логопедическое упражнение 'Узнай букву'.


«Логопедическое упражнение 'Узнай букву'.»

9 “Домик”

Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.

Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.

10 “День рождения у буквы” А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква «А». А у нее сегодня день рожденье.

Задание: Раскрась букву. Напиши рядов гостей (буквы).

Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.

  Включение в коррекционно - образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия происходит положительная динамика  в развитии письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».

Методика использования материала.       Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...