Коррекция оптической дисграфии у младших школьников с легкой умственной отсталостью
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. По данным М.Е.Хватцева , Д.И.Орловой, В.В.Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В.Воронкова, Е.М.Гопиченко , Е.Ф.Соботович , К.К.Карлеп , Д.И.Орлова).
Оптическая дисграфия - это вид дисграфии , который обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: > зрительного гнозиса > зрительного мнезиса > зрительного анализа и синтеза > пространственных представлений
Виды оптической дисграфии : Литеральная - проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. Вербальная - воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Ошибки: > Замены букв, состоящих из разного колличества одинаковых элементов: и - ш , ц - щ , п - т, л -м. > Замены похожих, но по разному расположенных в пространстве элементов букв, что приводит к замене этих букв: в- д , б- д , ш – т. > Недописывание элементов букв ( и вместо у ). > Зеркальное изображение букв Е вместо З и т.д.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И УЗНАВАНИЯ (ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА)
Узнать предметы по контурам
Узнать недорисованные предметы
Узнать перечеркнутые изображения
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
Определить, что неправильно нарисовал художник
Узнавание предметов по тени
Подбор картинок к определенному цветовому фону
Форма
Размер
Собери картинку
ИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО МНЕЗИСА (ПАМЯТИ) Игры и упражнения: «Чего не стало?» «Что появилось?» «Запомни и найди» «Что изменилось?» РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО МНЕЗИСА (ПАМЯТИ)
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ
Воспроизведение зеркального изображения фигуры (картинки)
Матрицы Равена
Кубики Косса
> Ориентировка на собственном теле. Как усложнение проба Хеда . > Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе. > Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку. > Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами. > Определение пространственного расположения фигур и букв. Развитие пространственных представлений
БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС
Аналогия графического образа
Найти букву среди ряда других букв А О М А А У О М А У О М О А У О М А У О М О М А С У О М А У У Х У О М А С У М О
Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом А Б Ё Ж М И
Определить букву в неправильном положении а л Ы Э Е У С Ю З
Обвести контурные изображения букв
Выложить буквы из различного материала
Выделить буквы, наложенные друг на друга
Д описать букву
Литература Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М .: ВЛАДОС, 1997. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель . -- М.: АСТАстрель Транзиткнига , 2005. Логопедия: Учебник для студентов дефектол . фак . пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Каро , 2005. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у младших школьников. – М., 1983. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под ред. Л. С. Волковой. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбаческая // Дошкольная педагогика. – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».
Методика использования материала. Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...
«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....
Доклад «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для повышения качества образования младших школьников с легкой умственной отсталостью»
Обучение младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики требует специального подхода и индивидуального подбора материала и методов обучения....
Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...