Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии
Слабость регуляторных функций может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний.
Регуляторные функции по-другому называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью, включают планирование или усвоение любой программы, следование программе, контроль за ее выполнением и окончательным результатом, коррекцию ошибок.
Предлагаемые упражнения помогут развить регуляторные функции, а именно - оттормаживать предыдущие действия, своевременно переключаться с задания на задание, увеличить объём рабочей памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения для коррекции регуляторных трудностей на логопедических занятиях | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для коррекции регуляторных трудностей
на логопедических занятиях
Слабость регуляторных функций является одной из наиболее часто встречающихся проблем у современных детей как с нормотипичным развитием, так и с различными нарушениями.
Она может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. Нейропсихологическим механизмом дислексии, дисграфии и дискалькулии часто может являться именно слабость регуляторных функций.
Что же такое регуляторные функции?
По-другому их называют функциями программирования, регуляции и контроля. Они связаны с произвольным управлением своим поведением и психической деятельностью, включают планирование или усвоение любой программы, следование программе, контроль за ее выполнением и окончательным результатом, коррекцию ошибок.
Учёные выделяют такие три основных компонента регуляторных функций, как:
- Оттормаживание действия, не соответствующего текущей задаче;
- Гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами;
- Рабочая память (удержание в уме необходимой для решения текущей задачи информации и мысленное манипулирование ей).
При несформированности произвольной регуляции у детей наблюдаются следующие проблемы при выполнении любых заданий:
- Трудности вхождения в задания;
- Трудности построения программы действия, её упрощение;
- Повторение программы или её частей (инерции);
- Импульсивность, лёгкая отвлекаемость;
- Трудности переключения на новое задание (ребёнок продолжает выполнять новое задание по аналогии с предыдущим).
У детей с регуляторными трудностями есть особенности в устной и письменной речи. Таким детям характерно:
- Использование стереотипных простых предложений;
- Краткие (в 1- 2 слова) ответы с использованием слов из вопросов;
- Необходимость наводящих вопросов для построения развёрнутых предложений;
- Неразвёрнутость речи, краткость текста;
- Часто ответ не соответствует вопросу: дети недостаточно анализируют вопрос и не понимают его суть;
- «соскальзывают» на побочные ассоциации;
- Непонимание смысла и морали;
- Пропуск существенных смысловых звеньев в тексте, при пересказе, в изложении, сочинении;
- Отсутствие или стереотипии связующих элементов в тексте.
Признаками слабости функций произвольной регуляции на письме являются:
- Пропуски элементов букв, букв, слов, слогов;
- Слияние(контаминации) двух слов в одно (всё ещё = всёщё)
- Трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложений и слов, пропуск точек, слитное написание предлогов;
- Обилие орфографических ошибок при знании правил;
- Ошибки оформления учебных работ;
Ошибками регуляторного характера при чтении являются:
- Угадывающее чтение;
- Несоблюдение пауз и знаков препинания;
- Непонимание основного смысла текста, часто – подмена собственными догадками;
- Устойчивое отсутствие желания читать.
Основным принципом коррекционной работы является сначала совместное со взрослым выполнение действий планирования и контроля, максимально развёрнуто и с опорой на внешние средства. Затем, при постепенном усвоении программы, переход на самостоятельное выполнение ребёнком программы действий.
Задания на удержание программы на письме.
Важно дозировать объём, темп, помощь голосом. Работаем от слова к словосочетанию и предложению.
Задания на избирательное письмо
Логопед диктует слово/ предложение, а ученики записывают только гласные/ только согласные/ только первые буквы/ только последние и т.п.
Задания можно изменять. Например, договариваемся, если перед тем, как назвать слово услышите один хлопок в ладоши – записывайте первую букву слова, два хлопка – третью (пятую) букву и т.д. Такое задание поможет отработать фонематический анализ, избирательное внимание, контроль за своей деятельностью.
Задание «Шифровальщики»
Это задание может быть в нескольких вариантах. Вот первый.
Логопед диктует предложения, а ученики записывают только гласные/ согласные буквы.
Например: Маша и Рома пишут буквы. _ а _ а и _ о _ а _ и _ у _ _ у _ _ ы. или
М _ ш _ _ Р _ м _ п _ ш _ т б _ кв _ .
А вот второй.
Слушаем ударные гласные в словах предложения и шифруем: А – «+»,О – «-» , И – «!».
Роза сильно пахнет. - ! +
Миша пилит дрова топором. ! ! + -
Задание «Цифровой диктант»
Ученики записывают диктант не буквами, а цифрами. Надо подсчитать количество букв в каждом слове и записать цифры в правильной последовательности.
Никита пришёл из школы. 6 6 2 5 Птицы улетели на юг. 5 7 2 2
Задание «Перевёртыши»
Надо написать слова, а потом и предложения, но наоборот.
Телефон – нофелет, собака – акабос, сапог – гопас
Кошка Мурка любит молоко. акшоК акруМ тибюл околом.
Задание «Корректурная проба»
В тексте, с которым работаю ученики, подчеркните все слова из 4-х букв/ которые начинаются на букву Т, обвести все буквы О и т.п.
Задания для коррекции регуляторных трудностей на материале чтения
Задание «Корректурная проба»
Задания можно выполнять с буквами или слогами на материале букв, слогов, слов или текста.
- Вычеркните букву Б
- Подчеркните букву Д
- Обведите кружком букву А
- Обведите в круг букву А, букву М – в треугольник, букву С- в квадрат
С М И Т Ь Б Ю В А П Р У К Е Н Т Ь Б Ю
Р О Л Д Х З Щ Д Л О Р Ч С М И Ф Ы В А
Я Ч С М В А П Л О Р П А Т И М С Л Д Ж Б
Т М С Д Л О Р Н Г В А П Р Д Л С И М Н И
Рыбка хвостиком махнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка – раз, и уплыла!
Задание «Читаем по правилам»
КА | ми | та | зя | СУ | ву | до |
фи | РЫ | па | ШО | ЛА | су | ты |
бо | де | ри | ЖУ | дэ | ха | ку |
не | КИ | ку | ПИ | ма | ча | вы |
до | де | не | го | ЛО | пи | су |
ШИ | мо | му | ТЕ | ки | ра | ЦЕ |
зи | ПЕ | фы | ЦУ | се | ха | бо |
Варианты заданий:
- Читать по столбикам/ строкам;
- Читать по строчкам строчные буквы, а заглавные – по столбикам;
- Тихо читать слоги со строчными буквами, громко – с заглавными;
- Хлопать в ладоши, когда встречаемся со слогами из заглавных букв;
- Топнуть, если в слоге есть буква А;
- Выполнять различные движения при чтении разных гласных букв
И т.д.
Подобные упражнения помогают отрабатывать называние букв, чтение разных слогов, развивать произвольную регуляцию, возможности удержания программ.
Задание «Зарядка»
Это задание – ещё один вариант задания «Чтение по правилам»:
Буквы | А | П | М | О | Ш | З | И |
Движения | Л | П | Л | В | П | Л | Л |
Слоги | не | ки | ку | пи | ма | ча | вы |
Движения | Л | П | Л | В | П | Л | Л |
При чтении букв поднимаем правую (П), левую (Л) руку или обе (В – вместе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...
Коррекция регуляторной дисграфии на логопедических занятиях
В статье представлен материал по коррекции регуляторной дисграфии. Предназначен для учителей-логопедов общеобразовательных школ....
Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса с ОВЗ по коррекции языкового анализа и синтеза, коррекции аграмматизмов в устной речи, согласование слов в предложении.
Методическая разработка выполнена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС для учащихся с ОВЗ....
Рабочая программа КОРРЕКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3-х 4-х КЛАССОВ
Программа «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» является составной частью программы «Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов» и используется на подготовите...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
ПОДБОРКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
При несформированности произвольной регуляции (один из компонентов III блока мозга по А.Р.Лурия) у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:• трудности вхождения в задания (замедленное поср...