Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса с ОВЗ по коррекции языкового анализа и синтеза, коррекции аграмматизмов в устной речи, согласование слов в предложении.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Методическая разработка выполнена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС для учащихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zima.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Технологическая карта логопедического занятия с учащимися 2 класса “Зима”.

Форма занятия: групповое логопедическое.

Класс: 2 класс

Логопедическая тема: Коррекция языкового анализа и синтеза, коррекция аграмматизмов в устной речи учащихся, согласование слов в предложении.

Лексическая тема: “Зима”.

Грамматическая тема: Развитие словоизменения и словообразования.

Место занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изучение нового материала и систематизация знаний, умений и навыков.

Задачи занятия.

Образовательные:

  • активизация и обогащение атрибутивного словаря по теме “Зима”;
  • формирование учить образовывать непродуктивные формы имени прилагательного и использовать их в речи;
  • обучение навыку анализа текста.

Развивающие:

  • совершенствование навыка словообразования и словоизменения (образование прилагательных);
  • формирование навыка связного высказывания;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.

Коррекционные:

  • коррекция аграмматизмов в устной речи учащихся;
  • коррекция языкового анализа и синтеза;
  • коррекция и развитие связной речи;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся;
  • коррекция временных представлений.

Воспитательные:

  • способствовать развитию эмпатии и гуманистических качеств личности.

Ключевые компетенции, которые формируются входе занятия: учебно-познавательная, коммуникативная.

УДД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание, контроль и оценка процесса результата деятельности;
  • коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

  • понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя-логопеда;
  • выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • включаться в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться;
  • осуществлять взаимный контроль.

Личностные:

  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности;
  • уметь правильно оценивать результаты своей учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, экран, презентация “Зима”, индивидуальные карточки, запись на доске.

План занятия.

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация новых знаний. 5 мин
  3. Постановка цели. 2 мин
  4. Этап работы по теме. 15 мин
  5. Физкультминутка. 3 мин.
  6. Закрепление изученного материала. 10 мин.
  7. Рефлексия деятльности.5 мин.

                                                                                          Организационная структура логопедического занятия.

Название этапа

 

Цели, задачи.

                                         

                                    Содержание деятельности.

Форма работы.

Планируемые результаты.

Деятельность учителя-логопеда.

Деятельность учащихся.

I.Организационный этап.

Создание условий для потребности включения учащихся в учебную деятельность.

Логопед приветствует учащихся и предлагает настроиться на занятие.

Ученики приветствуют учителя-логопеда.

Фронтальная.

Положительный настрой на занятие.

II.Актуализация темы.

Подвести учеников при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия. Выявление затруднений каждого ученика.

- Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

- Кто автор этого стихотворения?

Ученики отвечают на вопросы полной фразой.

 - Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

Индивидуальная, Групповая.

Уметь пользоваться ранее полученными знаниями.

Проявлять активность в решении учебной задачи.                       Выделять существенную значимую информацию. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

III. Постановка учебной цели.

Подвести учеников к формулированию целей занятия.

- Это стихотворение Пушкин назвал «Зимнее утро». Какие признаки зимы перечислены в стихотворении?

- Поэт пишет «…прозрачный лес один чернеет». О каком явлении он говорит?

-А какие признаки зимы вы еще вспомните?

-Чем занимаются ребята зимой? Какие есть зимние забавы?

-О каком времени года мы сегодня будем говорить?

- Земля покрыта снегом.

- Вода в реках замерзла, и она покрыты льдом.

- Зимой на деревьях нет листьев.

- Дни становятся короткими, рано темнеет, а ночи очень длинные.

- дети катаются на лыжах, санках, коньках, строят снежные крепости, лепят снеговиков.

Ученики отвечают.

Фронтальная.

Индивидуальная

Уметь четко излагать свою мысль.

Уметь конструировать развернутое связное высказывание.

IV. Работа по теме.

Расширение представлений и активного словаря учащихся в рамках лексической темы.

 

Развитие навыка согласования слов в предложении и развитие словесной логики.

Развитие навыка чтения.

- Перечислите зимние месяцы.

- Какой месяц зимы наступает после февраля?

- Какой месяц находится между октябрём и декабрем?

-Назовите время года перед зимой? После?

 

- На доске написаны слова:

Снег, дождь, ливень, снежинки, пурга.

- Какое слово тут лишнее? Почему?

- Каким бывает снег?

- А какие бывают снежинки?

- А какая бывает зима?

- Как называется погода, если на улице:

Мороз –

Вьюга –

Солнце –

Снег –

Дождь –

- Как много вы знаете о Зиме.

Теперь составим предложения о зиме из слов, данных на карточке.

Декабрь, земля, покрыть, в, пушистый, слой, и, блестящий, снег.

Конец, наряжать, декабрь, люди, елка, в, белыми, снежинками.
Февраль, морозная, вьюжная, и, погода, стоит, в.

- Продолжаем разговаривать о зиме.

- В карточках закончите предложение добавляя слова противоположные по смыслу выделенным.

Зимой ночи длинные, а ночи … .

Зимой снег белый, а земля - … .

Зимой ветер холодный, а летом - … .

Лед на реках твердый, а снег на полях - … .

Щеки на морозе румяные, а после болезни … .

Ученики отвечают.

Ученики объясняют.

Работа с карточкой №1.

Ученики записывают предложения в тетрадь и читают их вслух.

Работа с карточкой №2.

Ученики записывают в карточку слова и читают вслух получившиеся предложения.

Фронтальная.

Индивидуальная

Групповая,

индивидуальная

Уметь планировать свою деятельность в связи с поставленной задачей.

Коррекция временных представлений.

 

Активизация атрибутивного словаря по теме.

Уметь использовать ранее полученные знания.

Развитие самостоятельности.

Уметь четко излагать свою мысль.

Уметь подбирать антонимический ряд.

Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность.

Уметь использовать ранее полученные знания.

V. Физминутка.

Развитие координации движений и укрепление здоровья

. Психомоторная разгрузка.

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках,

Но упали мы. АХ!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили.

А потом без сил упали…

И домой мы побежали.

Ученики выполняют движения, изображая ходьбу на лыжах, коньках. Падение, лепку снежков, катание воображаемых комков.

Фронтальная.

Умение синхронно выполнять действие, координация работы обеих рук.

Ценностное отношение к здоровью.

VI .Закрепление изученного материала.

Закрепить навык согласования и словоизменения.

Формирование антонимического ряда

- Ребята, перед вами письмо от Снеговика. Прочитайте его внимательно.

                  Письмо о зиме.

Ночи зимой короче, чем осенью. Еще зимой стоят солнечные и жаркие деньки. Поля, пригорки, дома – все покрыто черным снегом. А дети зимой катаются на велосипедах, роликах, гироскутере, и играют в мяч. От морозов щеки ребятишек становятся бледными.

Часто ребята ходят на озеро, чтобы загорать и купаться. Все озеро покрыто тонким льдом.

Грустное и скучное время – зима!

                                          Ваш Снеговик.

- Вы согласны со Снеговиком? Какое время года описывает Снеговик?

- Давайте поможем снеговику исправить ошибки.

Ученики работают в индивидуальных карточках.

Затем обмениваются ими.

Ученики читают текс карточки, образуют новые слова и записывают их.

Затем читают письмо вслух.

Индивидуальная

Работа в паре.

Индивидуальная

Фронтальная.

Развитие самостоятельности.

Развитие самоконтроля.

Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение.

VII. Рефлексия деятельности.

Формировать адекватную самооценку.

Формирование и выявление причинно-следственных связей, приводящих нас к успешному усвоению учебного материала.

Наше занятие закончено.

-  Я вас прошу сказать, что было самым сложным?

- Что вам понравилось?

 - Оцените свою работу на занятии по десятибалльной системе.

Ученики оценивают свою работу.

Индивидуальная

Фронтальная.

Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии.

Методическая разработка логопедического занятия выполнена в форме технологической карты. При разработке логопедического занятия учтены все требования ФГОС и особенности учащихся с ОВЗ....

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....