Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса с ОВЗ по коррекции языкового анализа и синтеза, коррекции аграмматизмов в устной речи, согласование слов в предложении.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Методическая разработка выполнена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС для учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_zima.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия с учащимися 2 класса “Зима”.
Форма занятия: групповое логопедическое.
Класс: 2 класс
Логопедическая тема: Коррекция языкового анализа и синтеза, коррекция аграмматизмов в устной речи учащихся, согласование слов в предложении.
Лексическая тема: “Зима”.
Грамматическая тема: Развитие словоизменения и словообразования.
Место занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.
Тип занятия: изучение нового материала и систематизация знаний, умений и навыков.
Задачи занятия.
Образовательные:
- активизация и обогащение атрибутивного словаря по теме “Зима”;
- формирование учить образовывать непродуктивные формы имени прилагательного и использовать их в речи;
- обучение навыку анализа текста.
Развивающие:
- совершенствование навыка словообразования и словоизменения (образование прилагательных);
- формирование навыка связного высказывания;
- развитие познавательного интереса;
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.
Коррекционные:
- коррекция аграмматизмов в устной речи учащихся;
- коррекция языкового анализа и синтеза;
- коррекция и развитие связной речи;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся;
- коррекция временных представлений.
Воспитательные:
- способствовать развитию эмпатии и гуманистических качеств личности.
Ключевые компетенции, которые формируются входе занятия: учебно-познавательная, коммуникативная.
УДД, которые формируются в ходе занятия:
- регулятивные: целеполагание, планирование;
- познавательные: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание, контроль и оценка процесса результата деятельности;
- коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
- понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя-логопеда;
- выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- включаться в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться;
- осуществлять взаимный контроль.
Личностные:
- проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности;
- уметь правильно оценивать результаты своей учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, презентация “Зима”, индивидуальные карточки, запись на доске.
План занятия.
- Организационный момент. 1 мин
- Актуализация новых знаний. 5 мин
- Постановка цели. 2 мин
- Этап работы по теме. 15 мин
- Физкультминутка. 3 мин.
- Закрепление изученного материала. 10 мин.
- Рефлексия деятльности.5 мин.
Организационная структура логопедического занятия.
Название этапа |
Цели, задачи. |
Содержание деятельности. | Форма работы. | Планируемые результаты. | |
Деятельность учителя-логопеда. | Деятельность учащихся. | ||||
I.Организационный этап. | Создание условий для потребности включения учащихся в учебную деятельность. | Логопед приветствует учащихся и предлагает настроиться на занятие. | Ученики приветствуют учителя-логопеда. | Фронтальная. | Положительный настрой на занятие. |
II.Актуализация темы. | Подвести учеников при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия. Выявление затруднений каждого ученика. | - Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… - Кто автор этого стихотворения? | Ученики отвечают на вопросы полной фразой. - Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. | Индивидуальная, Групповая. | Уметь пользоваться ранее полученными знаниями. Проявлять активность в решении учебной задачи. Выделять существенную значимую информацию. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность. |
III. Постановка учебной цели. | Подвести учеников к формулированию целей занятия. | - Это стихотворение Пушкин назвал «Зимнее утро». Какие признаки зимы перечислены в стихотворении? - Поэт пишет «…прозрачный лес один чернеет». О каком явлении он говорит? -А какие признаки зимы вы еще вспомните? -Чем занимаются ребята зимой? Какие есть зимние забавы? -О каком времени года мы сегодня будем говорить? | - Земля покрыта снегом. - Вода в реках замерзла, и она покрыты льдом. - Зимой на деревьях нет листьев. - Дни становятся короткими, рано темнеет, а ночи очень длинные. - дети катаются на лыжах, санках, коньках, строят снежные крепости, лепят снеговиков. Ученики отвечают. | Фронтальная. Индивидуальная | Уметь четко излагать свою мысль. Уметь конструировать развернутое связное высказывание. |
IV. Работа по теме. | Расширение представлений и активного словаря учащихся в рамках лексической темы.
Развитие навыка согласования слов в предложении и развитие словесной логики. Развитие навыка чтения. | - Перечислите зимние месяцы. - Какой месяц зимы наступает после февраля? - Какой месяц находится между октябрём и декабрем? -Назовите время года перед зимой? После?
- На доске написаны слова: Снег, дождь, ливень, снежинки, пурга. - Какое слово тут лишнее? Почему? - Каким бывает снег? - А какие бывают снежинки? - А какая бывает зима? - Как называется погода, если на улице: Мороз – Вьюга – Солнце – Снег – Дождь – - Как много вы знаете о Зиме. Теперь составим предложения о зиме из слов, данных на карточке. Декабрь, земля, покрыть, в, пушистый, слой, и, блестящий, снег. Конец, наряжать, декабрь, люди, елка, в, белыми, снежинками. - Продолжаем разговаривать о зиме. - В карточках закончите предложение добавляя слова противоположные по смыслу выделенным. Зимой ночи длинные, а ночи … . Зимой снег белый, а земля - … . Зимой ветер холодный, а летом - … . Лед на реках твердый, а снег на полях - … . Щеки на морозе румяные, а после болезни … . | Ученики отвечают. Ученики объясняют. Работа с карточкой №1. Ученики записывают предложения в тетрадь и читают их вслух. Работа с карточкой №2. Ученики записывают в карточку слова и читают вслух получившиеся предложения. | Фронтальная. Индивидуальная Групповая, индивидуальная | Уметь планировать свою деятельность в связи с поставленной задачей. Коррекция временных представлений.
Активизация атрибутивного словаря по теме. Уметь использовать ранее полученные знания. Развитие самостоятельности. Уметь четко излагать свою мысль. Уметь подбирать антонимический ряд. Доказывать правильность гипотезы и ее обоснованность. Уметь использовать ранее полученные знания. |
V. Физминутка. | Развитие координации движений и укрепление здоровья . Психомоторная разгрузка. | Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. А потом на коньках, Но упали мы. АХ! А потом снежки лепили, А потом снежки катили. А потом без сил упали… И домой мы побежали. | Ученики выполняют движения, изображая ходьбу на лыжах, коньках. Падение, лепку снежков, катание воображаемых комков. | Фронтальная. | Умение синхронно выполнять действие, координация работы обеих рук. Ценностное отношение к здоровью. |
VI .Закрепление изученного материала. | Закрепить навык согласования и словоизменения. Формирование антонимического ряда | - Ребята, перед вами письмо от Снеговика. Прочитайте его внимательно. Письмо о зиме. Ночи зимой короче, чем осенью. Еще зимой стоят солнечные и жаркие деньки. Поля, пригорки, дома – все покрыто черным снегом. А дети зимой катаются на велосипедах, роликах, гироскутере, и играют в мяч. От морозов щеки ребятишек становятся бледными. Часто ребята ходят на озеро, чтобы загорать и купаться. Все озеро покрыто тонким льдом. Грустное и скучное время – зима! Ваш Снеговик. - Вы согласны со Снеговиком? Какое время года описывает Снеговик? - Давайте поможем снеговику исправить ошибки. | Ученики работают в индивидуальных карточках. Затем обмениваются ими. Ученики читают текс карточки, образуют новые слова и записывают их. Затем читают письмо вслух. | Индивидуальная Работа в паре. Индивидуальная Фронтальная. | Развитие самостоятельности. Развитие самоконтроля. Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение. |
VII. Рефлексия деятельности. | Формировать адекватную самооценку. Формирование и выявление причинно-следственных связей, приводящих нас к успешному усвоению учебного материала. | Наше занятие закончено. - Я вас прошу сказать, что было самым сложным? - Что вам понравилось? - Оцените свою работу на занятии по десятибалльной системе. | Ученики оценивают свою работу. | Индивидуальная Фронтальная. | Умение адекватно оценивать свою работу и обосновывать свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).
Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.
Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...
Методическая разработка логопедического занятия для учеников 2 класса по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии.
Методическая разработка логопедического занятия выполнена в форме технологической карты. При разработке логопедического занятия учтены все требования ФГОС и особенности учащихся с ОВЗ....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов....
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....