Дифференциация Ш-Ж в словах, словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация Ш-Ж в словах, словосочетаниях», 2 класс
Цель: совершенствование слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж на уровне слова, словосочетания
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания учащихся о согласных звуках [ш], [ж].
- Учить дифференцировать согласные звуки в словах, словосочетаниях.
Коррекционные:
- Развивать фонематический анализ и синтез.
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
- Активизировать словарь по теме: «Профессии».
- Развивать навык образования прилагательных от существительных
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
- Развивать навык самоконтроля.
Ход работы
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.
Задание: Решить примеры со слогами.
2 + 2: вода + каша 1 + 2: диван + схема
1 + 2 + 1: ананас + колёса + шалун
1 + 2: акула + няня
Какие получились имена? (Даша, Алёша, Аня, Дима)
- Посмотрите на доску. На доске картинки. Задание: выделить из названия каждой картинки третий звук. Я запишу на доске соответствующую букву. Используя все получившиеся буквы, составьте слово.
Картинки:
- луЖа, баРабан, улИтка, флАг, коФта. (Ж Р И А Ф – слово ЖИРАФ)
- паУк, шкАф, ваГон, маШина, моРковь. (У А Г Ш Р - слово ГРУША)
Назовите первый звук в слове ЖИРАФ, четвёртый звук в слове ГРУША.
- Формулирование темы и цели занятия.
Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. В третьей строке напишите сегодняшнее число.
Как думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? В следующей строке напишите тему занятия: «Звуки и буквы Ж, Ш.»
Задание: сравните звуки Ш и Ж. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите, что звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.
Напишите характеристики звуков (ш – согл., тв., глух.; ж – согл., тв., звон.)
- Игра «Шифровальщики». Работа в тетрадях.
Задание: Я называю слово. Если в слове есть звук Ш, написать букву Ш. Если звук Ж, написать букву Ж. Указать цифрой место звука в слове. Например, в слове ШУБА есть звук Ш, он первый, зашифрую слово так «Ш1».
Слова: штанга, жасмин, абажур, ишак, инжир, шишка, стрижи, дружба, шажок, жаришь, шуршал.
- Рассмотрите картинки. Назовите предметы, в названии которых есть звук Ж или Ш. Запишите слова в тетрадь в два столбика: в первый с буквой Ш, во второй с буквой Ж.
- Игра «Слово рассыпалось». Слова «рассыпались» на слоги. Составьте слова, переставив, если нужно, слоги местами.
На доске
ЛИСТ | НА | ЖУР | Когда слово отгадано, на доску вывешивается картинка. У детей уточняется значение каждой профессии. |
ШИ | МА | НИСТ | |
ПО | НЫЙ | ЖАР | |
ДИ | РИ | ЖЁР | |
ТЁЖ | НИК | ЧЕР |
Задание: назвать одним словом (профессии). Записать в тетрадь названия профессий в определённом порядке:
- Первое слово со звуком Ш (машинист).
- Затем слово, в котором первый звук Ж (журналист).
- Следующее слово, в котором звук Ж второй по счёту (нет такого слова).
- Затем слово, где звук Ж третий по счёту (пожарный), четвёртый (нет такого слова), пятый (художник).
- Какое слово осталось? (чертёжник) Какой в нём есть звук Ш или Ж? Какой он по счёту?
- Физминутка
Я называю слова. Услышите звук Ж, присядьте. Услышите звук Ш, подпрыгните.
Слова: кружево, баклажан, штаны, стрижи, пешеход, воробышек, лыжник, пушинка, вешалка.
- Игра «Буква убежала». Задание: на доске написаны слова. Вставить букву Ж или Ш, чтобы получилось слово.
Слова: ОДЕ…ДА, ПИ…АМА, МЕ…ОК, ПИД…АК, КРЫ…А.
Задание:
- Если одежда сделана из шерсти, то, как сказать, какая она? (шерстяная. На доске открывается слово …ЕРСТЯНАЯ). Какая буква убежала из слова?
- Пижама из шёлка? (шёлковая. Открывается слово …ЁЛКОВАЯ). Какая буква убежала из слова?
- Мешок из бумаги? (бумажный. Открывается слово БУМА…НЫЙ). Убежала буква …?
- Пиджак из кожи? (КО…АНЫЙ) Убежала буква …?
- Крыша из железа? (…ЕЛЕЗНАЯ) Убежала буква …?
Задание: написать словосочетания в тетрадь.
- Подведение итога занятия.
Картинка для задания 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.
Индивидуальное логопедическое занятие "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...
Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е-З в словах, словосочетаниях"
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии для 3 класса....
Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация рукописных букв ш-щ в словах, словосочетаниях."
Логопедическое занятие-игра по коррекции оптической дисграфии....
: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”
Различение звуков <c>-<з> в словах, словосочетаниях и предложениях....
Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."
Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....
Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект занятия для учащихся вторых классов....
Дифференциация Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.
Преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Данный материал помогает оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность....