Дифференциация Ш-Ж в словах, словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Логопедическое занятие, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zh-sh.docx542.08 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация Ш-Ж в словах, словосочетаниях», 2 класс

Цель: совершенствование слухо-произносительной дифференциации звуков Ш-Ж на уровне слова, словосочетания

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания учащихся о согласных звуках [ш], [ж].
  • Учить дифференцировать согласные звуки в словах, словосочетаниях.

Коррекционные:

  • Развивать фонематический анализ и синтез.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
  • Активизировать словарь по теме: «Профессии».
  • Развивать навык образования прилагательных от существительных

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
  • Развивать навык самоконтроля.

Ход работы

Организационный момент

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Решить примеры со слогами.

2 + 2: вода + каша 1 + 2: диван + схема

1 + 2 + 1: ананас + колёса + шалун

1 + 2: акула + няня

Какие получились имена? (Даша, Алёша, Аня, Дима)

  1. Посмотрите на доску. На доске картинки. Задание: выделить из названия каждой картинки третий звук. Я запишу на доске соответствующую букву. Используя все получившиеся буквы, составьте слово.

Картинки:

  • луЖа, баРабан, улИтка, флАг, коФта. (Ж Р И А Ф – слово ЖИРАФ)
  • паУк, шкАф, ваГон, маШина, моРковь. (У А Г Ш Р - слово ГРУША)

Назовите первый звук в слове ЖИРАФ, четвёртый звук в слове ГРУША.

  1. Формулирование темы и цели занятия.

Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. В третьей строке напишите сегодняшнее число.

Как думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? В следующей строке напишите тему занятия: «Звуки и буквы Ж, Ш.»

Задание: сравните звуки Ш и Ж. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите, что звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой.

Напишите характеристики звуков (ш – согл., тв., глух.; ж – согл., тв., звон.)

  1. Игра «Шифровальщики». Работа в тетрадях.

Задание: Я называю слово. Если в слове есть звук Ш, написать букву Ш. Если звук Ж, написать букву Ж. Указать цифрой место звука в слове. Например, в слове ШУБА есть звук Ш, он первый, зашифрую слово так «Ш1».

Слова: штанга, жасмин, абажур, ишак, инжир, шишка, стрижи, дружба, шажок, жаришь, шуршал.

  1. Рассмотрите картинки. Назовите предметы, в названии которых есть звук Ж или Ш. Запишите слова в тетрадь в два столбика: в первый с буквой Ш, во второй с буквой Ж.

  1. Игра «Слово рассыпалось». Слова «рассыпались» на слоги. Составьте слова, переставив, если нужно, слоги местами.

На доске

ЛИСТ

НА

ЖУР

Когда слово отгадано, на доску вывешивается картинка. У детей уточняется значение каждой профессии.

ШИ

МА

НИСТ

ПО

НЫЙ

ЖАР

ДИ

РИ

ЖЁР

ТЁЖ

НИК

ЧЕР

Задание: назвать одним словом (профессии). Записать в тетрадь названия профессий в определённом порядке:

  • Первое слово со звуком Ш (машинист).
  • Затем слово, в котором первый звук Ж (журналист).
  • Следующее слово, в котором звук Ж второй по счёту (нет такого слова).
  • Затем слово, где звук Ж третий по счёту (пожарный), четвёртый (нет такого слова), пятый (художник).
  • Какое слово осталось? (чертёжник) Какой в нём есть звук Ш или Ж? Какой он по счёту?
  1. Физминутка

Я называю слова. Услышите звук Ж, присядьте. Услышите звук Ш, подпрыгните.

Слова: кружево, баклажан, штаны, стрижи, пешеход, воробышек, лыжник, пушинка, вешалка.

  1. Игра «Буква убежала». Задание: на доске написаны слова. Вставить букву Ж или Ш, чтобы получилось слово.

Слова: ОДЕ…ДА, ПИ…АМА, МЕ…ОК, ПИД…АК, КРЫ…А.

Задание:

  • Если одежда сделана из шерсти, то, как сказать, какая она? (шерстяная. На доске открывается слово …ЕРСТЯНАЯ). Какая буква убежала из слова?
  • Пижама из шёлка? (шёлковая. Открывается слово …ЁЛКОВАЯ). Какая буква убежала из слова?
  • Мешок из бумаги? (бумажный. Открывается слово БУМА…НЫЙ). Убежала буква …?
  • Пиджак из кожи? (КО…АНЫЙ) Убежала буква …?
  • Крыша из железа? (…ЕЛЕЗНАЯ) Убежала буква …?

Задание: написать словосочетания в тетрадь.

  1. Подведение итога занятия.

Картинка для задания 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”

Различение звуков <c>-<з> в словах, словосочетаниях и предложениях....

Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."

Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....

Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект занятия для учащихся вторых классов....

Дифференциация Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.

Преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику. Данный материал помогает оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность....