Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_shodnyh_po_nachertaniyu_bukv_b.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МБОУ СОШ №2, город Покачи,

Конспект открытого логопедического занятия + презентация по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.

Тема: «Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Методическая копилка - Логопедия

 Направление коррекционной работы: занятие по коррекции оптической дисграфии.

Целевая группа: учащиеся, имеющие НВОНР, оптическая дисграфия

Класс: 2 

Тема урока: Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Тип урока:   Комбинированный.

Цель занятия: Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи занятия:
Образовательные:
¬ закреплять умение различать звуки «б» - «д» на слух изолированно;
¬ формировать умение различать звуки «б» - «д» в слогах, словах и предложениях;
¬ обогащать словарный запас;
¬ закрепить дифференциацию букв  б- д  на письме и при чтении;
¬ научить дифференцировать буквы б - д в письменной речи.
Коррекционно-развивающие:
¬ развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
¬ развивать фонематическое восприятие;
¬ уточнить пространственные и временные ориентировки;
¬ развивать зрительно - пространственные представления, зрительное и слуховое внимание;
¬ развивать логическое мышление и память;
¬ развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
¬ воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии;
¬ воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Методические приёмы:
¬ наглядность (карточки, слайды презентаций);
¬ совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений);
¬ игровые ситуации.
Оборудование:
¬ картинки с буквами б и д, вписанными в силуэты белки и дятла;
¬ таблица с прописными буквами б и д;
¬ индивидуальные зеркала;
¬ предметные картинки на соответствующие звуки;
¬ карточки со слогами, словами, алфавит;
¬ таблица с «зашифрованными словами»;
¬ маркеры, ручки и простой карандаш;
¬ карточки с индивидуальными заданиями;
¬ волшебный мешочек;
¬ компьютер;
¬ интерактивная доска;
¬ презентация PowerPoint к занятию.

План занятия:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

II. Основная часть. Логопедическая часть занятия.

1.Упражнение на развитие мелкой моторики.

2.Объявление темы.

3. Разбор артикуляции и характеристики звуков «б», «д», написание букв.

4.Развитие зрительного( буквенного)гнозиса.

5.Развитие фонематического слуха.

6.Дифференциация на уровне слогов и слов. Работа в тетради.

7.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.

8.Динамическая пауза (физминутка).

9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.

10.Формирование навыков звукобуквенного анализа.  Индивидуальная работа.

III. Итог занятия
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:
– развивать интерес к предстоящей деятельности, формировать мотивацию;
– проявлять инициативу, самостоятельность;
– выполнять действия по словесной инструкции;
– формировать умения работать по правилу и по образцу;
– формировать позитивное отношение к себе и к окружающему миру.
Регулятивные:

– развивать умение высказывать свое предположение;

– учить принимать и сохранять учебную задачу;
– выполнять действия схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.
Познавательные:

развивать умения представлять информацию и извлекать ее  из таблиц и схем;
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

– развивать умение слушать и понимать других;

– учить работать в паре.

Ожидаемый результат:

Правильное написание сходных по начертанию букв «д» и «б», умение распознавать звуки и буквы д и б в устной и письменной речи, развитие лексического запаса словаря младших школьников, развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель:  Создание положительного настроя на учение,  организация начала деятельности.

 Психологический настрой.

 Прошу всех встать в кружок, чтобы поприветствовать гостей нашего занятия.Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.  Подумайте, ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать маленький мячик.  Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его рядом стоящему, обращаясь к нему по имени и желая доброго дня.

II. Основная часть.

Цель:

- усвоение новых знаний;

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

- умение контролировать свою деятельность.
Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.
- Как обычно мы это делаем?
1.Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение :массаж подушечек пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Потереть ладошки и

вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

Слайд №1-2,

2.Объявление темы(фонограмма музыки).
- Сегодня на занятие к нам пришли лесные  гости. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

- Давайте с вами представим, что мы оказались в зимнем лесу.
- На фоне звучащей фонограммы звуков леса, логопед предлагает прочитать загадки:

  • Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

  • Я по дереву стучу,
    Червячка добыть хочу. (Дятел)

Слайд № 3-4

3.Разбор артикуляции и характеристика  звуков. Сопоставление звука с буквой.
- С какого звука начинается слово белка.?
- Первый звук в этом слове? «б». Гласный или согласный?  Звонкий или глухой?
- Почему? Если он согласный, то какая преграда?
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук «б». ( Преграда - губы.)
«Б» – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы .
Буква б спряталась в белке.  Ребята, посмотрите на белочку. Пушистый хвост белки направлен вверх, а сама буква б вписывается в силуэт белки.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву б.  Запомните: Б – белочка. Хвостик смотрит вверх! Повторите.
- С какого звука начинается слово дятел?
- Какой первый звук? «д».  Какой звук?  Если он согласный, то какая преграда?  Преграда - дёсны. Кончик языка ударяет по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук «д».
«Д» – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в дёсны верхних резцов .
Буква д спряталась в дятле. А теперь посмотрите на дятла. Хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква д вписывается в силуэт дятла.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву д.
- Запомните: Д – дятел. Хвостик смотрит вниз! Повторите.  
- Что общего у звуков «б», «д»? Это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими.

– Чем различаются звуки «б», «д»? При произношении звука «б» воздух встречает на своём пути преграду – губы. А при произношении звука «д» – язык, поднимающийся к твёрдому нёбу.

Сравнение букв б и д по начертанию. Нахождение сходств и различий.

– Чем похожи буквы б и д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов).

– Чем различается написание этих букв? Направление,  написание «хвостика»: у буквы «б»  смотрит вверх, а у буквы «д» – вниз. У буквы «б» «хвостик» – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй внизу».

Слайд №5
4.Развитие зрительного (буквенного)гнозиса.

- Найдите все буквы б и д и обведите: б в прямоугольник, а  д в овал,.
- Сколько прямоугольников, овалов обвели?
- У кого так же, поднять цифру .

Слайд №6
5.Развитие фонематического слуха.

- Определить место звука в словах. Правую руку поднимаем, когда услышите звук «Б», а левую опускаем вниз, когда услышите звук «Д». (сундук, башня, богатыри, дорога, колобок, радуга, голуби, индюк).

- Назвать слова со звуком «д», затем со звуком «б». Определить место звука вслове.

Слайд№7

6.Дифференциация на уровне слогов и слова.Работа в тетради.

Распались слоги, необходимо собрать их в слова.

ба-ка-боч(бабочка),  блюд-вер   (верблюд), ведь- мед   (медведь),ге-мод- бе (бегемот),

 со- ка- ба   (собака) фин- дель (дельфин),  ко- дил- кро (крокодил).Проверка.

- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки «б, д». Назвать, в  каких слогах встречаются буквы б и д.

Слайд№8

7.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.

Игра «Чей хвостик».

- Посмотрите, перед вами загадочные слова, отгадайте, элементы каких букв пропущены. Допишите элементы. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент – вверх или вниз.Детям раздаются карточки с заданием. Написать хвостики у букв «б» и «д» в следующие слова:

Голубой  бант;белая  бумага;длинный коридор;большая  радость;бежал по  дороге;работал на заводе; подарок   для    дедушки; бурый медведь; белый лебедь; дорогие бусы.

Слайд №9

8.Динамическая пауза. Физминутка.

- ритмичные движения под музыкуЕкатерины Железновой «Я хочу построить дом»

Слайд№10

9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.

-  Прочитайте предложения и закончите их.

Работа в паре .

У …  красивая рубашка.                              (баня, Даня)

Машина стоит у ….

Золушка отправилась на….                        (бал, дал)

Папа…совет сыну.

Капусту положили в ….                              (дочка, бочка)

Мама взяла за руку….

Жучка живет в ….                                     (будка, дудка)

Пастух играет на

Слайд№11

10. Формирование звукобуквенного анализа.  Игра. «Расшифруй слова»  Индивидуальная работа по карточкам.

Каждому ребенку раздаю карточки в прозрачном файле и шифр к разгадке слов.

9,1,4,1,5,12,1;
загадка  

4,3,16,9,5,10,12,1;

гвоздика

2,18,16,26,12,1;
брошка

2,1,2,21,26,12,1;
бабушка

5,21,17,13,16;
дупло

2,13,32,5,24,6
блюдце

Проверка. А теперь самостоятельно загадайте слова. Каждому ребенку раздаю конверт с картинкой в названиях, которых есть буквы б или  д.

III. Итог занятия.
Цель: обобщение и систематизация.

- Какие звуки и  буквы мы учились различать?

-Какое задание понравилось больше других?
- Какое задание для вас было трудным?
- Ну и в завершение нашего занятия, я попрошу каждого опустить руку в «волшебный мешочек» и на ощупь определить, какую букву вы взяли. Это и будет нашим завершением занятия.
- Спасибо за занятие! Все сегодня старались. Благодарю вас за работу на занятии.

Использование литературы:

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2009.
  3. Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008г.
  4. Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. – Издательство «Академия развития «,2006г
  5. “Логопедия в школе: практический опыт”/ под ред. В.С.Кукушина – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 368с.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях....

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Конспект логопедического занятия " Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях".

Данное занятие рекомендовано проводить в классах коррекции детей с диграфией....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...