Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_shodnyh_po_nachertaniyu_bukv_b.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Кордюкова Любовь Владимировна, учитель - логопед МБОУ СОШ №2, город Покачи,
Конспект открытого логопедического занятия + презентация по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Тема: «Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Методическая копилка - Логопедия
Направление коррекционной работы: занятие по коррекции оптической дисграфии.
Целевая группа: учащиеся, имеющие НВОНР, оптическая дисграфия
Класс: 2
Тема урока: Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Тип урока: Комбинированный.
Цель занятия: Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи занятия:
Образовательные:
¬ закреплять умение различать звуки «б» - «д» на слух изолированно;
¬ формировать умение различать звуки «б» - «д» в слогах, словах и предложениях;
¬ обогащать словарный запас;
¬ закрепить дифференциацию букв б- д на письме и при чтении;
¬ научить дифференцировать буквы б - д в письменной речи.
Коррекционно-развивающие:
¬ развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
¬ развивать фонематическое восприятие;
¬ уточнить пространственные и временные ориентировки;
¬ развивать зрительно - пространственные представления, зрительное и слуховое внимание;
¬ развивать логическое мышление и память;
¬ развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
¬ воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии;
¬ воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Методические приёмы:
¬ наглядность (карточки, слайды презентаций);
¬ совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений);
¬ игровые ситуации.
Оборудование:
¬ картинки с буквами б и д, вписанными в силуэты белки и дятла;
¬ таблица с прописными буквами б и д;
¬ индивидуальные зеркала;
¬ предметные картинки на соответствующие звуки;
¬ карточки со слогами, словами, алфавит;
¬ таблица с «зашифрованными словами»;
¬ маркеры, ручки и простой карандаш;
¬ карточки с индивидуальными заданиями;
¬ волшебный мешочек;
¬ компьютер;
¬ интерактивная доска;
¬ презентация PowerPoint к занятию.
План занятия:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Основная часть. Логопедическая часть занятия.
1.Упражнение на развитие мелкой моторики.
2.Объявление темы.
3. Разбор артикуляции и характеристики звуков «б», «д», написание букв.
4.Развитие зрительного( буквенного)гнозиса.
5.Развитие фонематического слуха.
6.Дифференциация на уровне слогов и слов. Работа в тетради.
7.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.
8.Динамическая пауза (физминутка).
9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.
10.Формирование навыков звукобуквенного анализа. Индивидуальная работа.
III. Итог занятия
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:
– развивать интерес к предстоящей деятельности, формировать мотивацию;
– проявлять инициативу, самостоятельность;
– выполнять действия по словесной инструкции;
– формировать умения работать по правилу и по образцу;
– формировать позитивное отношение к себе и к окружающему миру.
Регулятивные:
– развивать умение высказывать свое предположение;
– учить принимать и сохранять учебную задачу;
– выполнять действия схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
–развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц и схем;
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные:
– развивать умение слушать и понимать других;
– учить работать в паре.
Ожидаемый результат:
Правильное написание сходных по начертанию букв «д» и «б», умение распознавать звуки и буквы д и б в устной и письменной речи, развитие лексического запаса словаря младших школьников, развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель: Создание положительного настроя на учение, организация начала деятельности.
Психологический настрой.
Прошу всех встать в кружок, чтобы поприветствовать гостей нашего занятия.Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Подумайте, ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать маленький мячик. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его рядом стоящему, обращаясь к нему по имени и желая доброго дня.
II. Основная часть.
Цель:
- усвоение новых знаний;
- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
- умение контролировать свою деятельность.
Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.
- Как обычно мы это делаем?
1.Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение :массаж подушечек пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Потереть ладошки и
вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?
Слайд №1-2,
2.Объявление темы(фонограмма музыки).
- Сегодня на занятие к нам пришли лесные гости. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.
- Давайте с вами представим, что мы оказались в зимнем лесу.
- На фоне звучащей фонограммы звуков леса, логопед предлагает прочитать загадки:
- Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
- Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)
Слайд № 3-4
3.Разбор артикуляции и характеристика звуков. Сопоставление звука с буквой.
- С какого звука начинается слово белка.?
- Первый звук в этом слове? «б». Гласный или согласный? Звонкий или глухой?
- Почему? Если он согласный, то какая преграда?
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук «б». ( Преграда - губы.)
«Б» – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы .
Буква б спряталась в белке. Ребята, посмотрите на белочку. Пушистый хвост белки направлен вверх, а сама буква б вписывается в силуэт белки.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву б. Запомните: Б – белочка. Хвостик смотрит вверх! Повторите.
- С какого звука начинается слово дятел?
- Какой первый звук? «д». Какой звук? Если он согласный, то какая преграда? Преграда - дёсны. Кончик языка ударяет по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук «д».
«Д» – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в дёсны верхних резцов .
Буква д спряталась в дятле. А теперь посмотрите на дятла. Хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при «лечении» дерева, он направлен вниз, а буква д вписывается в силуэт дятла.
- Ребята, давайте обведём пальчиком букву д.
- Запомните: Д – дятел. Хвостик смотрит вниз! Повторите.
- Что общего у звуков «б», «д»? Это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твёрдыми или мягкими.
– Чем различаются звуки «б», «д»? При произношении звука «б» воздух встречает на своём пути преграду – губы. А при произношении звука «д» – язык, поднимающийся к твёрдому нёбу.
Сравнение букв б и д по начертанию. Нахождение сходств и различий.
– Чем похожи буквы б и д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов).
– Чем различается написание этих букв? Направление, написание «хвостика»: у буквы «б» смотрит вверх, а у буквы «д» – вниз. У буквы «б» «хвостик» – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» – «прямая наклонная с петлёй внизу».
Слайд №5
4.Развитие зрительного (буквенного)гнозиса.
- Найдите все буквы б и д и обведите: б в прямоугольник, а д в овал,.
- Сколько прямоугольников, овалов обвели?
- У кого так же, поднять цифру .
Слайд №6
5.Развитие фонематического слуха.
- Определить место звука в словах. Правую руку поднимаем, когда услышите звук «Б», а левую опускаем вниз, когда услышите звук «Д». (сундук, башня, богатыри, дорога, колобок, радуга, голуби, индюк).
- Назвать слова со звуком «д», затем со звуком «б». Определить место звука вслове.
Слайд№7
6.Дифференциация на уровне слогов и слова.Работа в тетради.
Распались слоги, необходимо собрать их в слова.
ба-ка-боч(бабочка), блюд-вер (верблюд), ведь- мед (медведь),ге-мод- бе (бегемот),
со- ка- ба (собака) фин- дель (дельфин), ко- дил- кро (крокодил).Проверка.
- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звуки «б, д». Назвать, в каких слогах встречаются буквы б и д.
Слайд№8
7.Дифференциация букв «б» и «д» в словосочетаниях.
Игра «Чей хвостик».
- Посмотрите, перед вами загадочные слова, отгадайте, элементы каких букв пропущены. Допишите элементы. Точка подсказывает нам, куда надо писать элемент – вверх или вниз.Детям раздаются карточки с заданием. Написать хвостики у букв «б» и «д» в следующие слова:
Голубой бант;белая бумага;длинный коридор;большая радость;бежал по дороге;работал на заводе; подарок для дедушки; бурый медведь; белый лебедь; дорогие бусы.
Слайд №9
8.Динамическая пауза. Физминутка.
- ритмичные движения под музыкуЕкатерины Железновой «Я хочу построить дом»
Слайд№10
9.Дифференциация букв «б» и «д» в предложениях.
- Прочитайте предложения и закончите их.
Работа в паре .
У … красивая рубашка. (баня, Даня)
Машина стоит у ….
Золушка отправилась на…. (бал, дал)
Папа…совет сыну.
Капусту положили в …. (дочка, бочка)
Мама взяла за руку….
Жучка живет в …. (будка, дудка)
Пастух играет на
Слайд№11
10. Формирование звукобуквенного анализа. Игра. «Расшифруй слова» Индивидуальная работа по карточкам.
Каждому ребенку раздаю карточки в прозрачном файле и шифр к разгадке слов.
9,1,4,1,5,12,1;
загадка
4,3,16,9,5,10,12,1;
гвоздика
2,18,16,26,12,1;
брошка
2,1,2,21,26,12,1;
бабушка
5,21,17,13,16;
дупло
2,13,32,5,24,6
блюдце
Проверка. А теперь самостоятельно загадайте слова. Каждому ребенку раздаю конверт с картинкой в названиях, которых есть буквы б или д.
III. Итог занятия.
Цель: обобщение и систематизация.
- Какие звуки и буквы мы учились различать?
-Какое задание понравилось больше других?
- Какое задание для вас было трудным?
- Ну и в завершение нашего занятия, я попрошу каждого опустить руку в «волшебный мешочек» и на ощупь определить, какую букву вы взяли. Это и будет нашим завершением занятия.
- Спасибо за занятие! Все сегодня старались. Благодарю вас за работу на занятии.
Использование литературы:
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2009.
- Мазанова Е.В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008г.
- Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. – Издательство «Академия развития «,2006г
- “Логопедия в школе: практический опыт”/ под ред. В.С.Кукушина – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...
Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....
открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах
дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Конспект логопедического занятия " Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях".
Данное занятие рекомендовано проводить в классах коррекции детей с диграфией....
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...