Персонализированная программа наставничества
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия г. Советский
Персонализированная
программа наставничества
педагога-наставника, учителя-дефектолога
с молодым специалистом, учителем-дефектологом
Период реализации: 28.09.2022 г. – 25.05.2023 г.
Куратор: Лодягина Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР
Наставник: Богославская Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог
Наставляемый: Логинова Татьяна Андреевна, учитель-дефектолог
г. Советский
2022
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: Логинова Татьяна Андреевна
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил и год окончания: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Специальность по диплому: дошкольная дефектология
Переподготовка: «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной и средней общеобразовательной школе», «Инклюзивное образование в начальной школе».
Педагогический стаж: молодой специалист
Место работы: МБОУ гимназия г. Советский
Должность: учитель-дефектолог
Предмет: коррекционно-развивающие занятия
Учебная нагрузка: 20 часов
Классное руководство: 2 б,г,д, 5 а,г,д, 6 в,д, 7 д, 8 е.
Квалификационная категория: нет
Сведения о педагоге – наставнике
Фамилия, имя, отчество: Богославская Наталья Юрьевна
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Год окончания учебного заведения: 2015
Специальность по диплому: квалификация – бакалавр, специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».
Профессиональная переподготовка: «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «учитель-дефектолог инклюзивного образования».
Педагогический стаж: 5 лет
Место работы: МБОУ гимназия г. Советский
Должность: учитель-дефектолог
Предмет: коррекционно-развивающие занятия
Учебная нагрузка: 30 часов
Классы: 1а, 1г, 1д, 3е, 6ж, 7д.
Квалификационная категория: первая
Пояснительная записка
Программа направлена на выявление и раскрытие через реализацию программы профессионального развития способности молодым педагогом обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной работы с начинающими учителями, не имеющими стажа педагогической деятельности в данном образовательном учреждении или имеющих трудовой стаж не более 3-х лет. Наставничество осуществляет опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания (далее - наставник).
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника по развитию у начинающего учителя необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у начинающего учителя знания в области предметной специализации и методики преподавания, помогать в педагогической адаптации.
Цель программы: оказание помощи наставляемому учителю-дефектологу в его профессиональном становлении, формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика, а также формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- включить учителя в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации коррекционных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
- Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
- Обеспечение реализации образовательных запросов начинающего педагога.
- Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
- Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
- Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Содержание программы
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодого учителя-дефектолога, работающего в гимназии.
В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные направления:
Направления | Содержание | Планируемые результаты |
Психологические основы адаптации в системе образования | Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах. | Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с обучающимися и их родителями. |
Организация учебно-воспитательного процесса | Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажером действующих программ коррекционных курсов, знакомство с авторскими программами; посещение занятий, проводимых специалистами высшей категории, с их последующим анализом. | Активное включение молодого учителя-дефектолога в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в работу гимназии, совместную разработку коррекционных программ, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве. |
Школьная документация в работе учителя - дефектолога | Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами документации учителя – дефектолога в гимназии. | Формирование действующей прямой и обратной связи с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной помощи. |
Методическое сопровождение молодого учителя - дефектолога | Важно научить начинающего учителя правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса (развивающего модуля, кабинета). | Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся. Формирование опыта создания собственных методических разработок. |
Организация воспитательной работы в классе | Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодого учителя организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание. | Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя. |
Социология образования. Ученик в социуме. | Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями гимназии с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения. | Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с обучающимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума. |
Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучающегося, самого наставника и организации-работодателя.
Важную роль в жизни молодого педагога играет наставничество. В первые годы работы наставник помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя.
Наставничество | ||
Наставник | Молодой специалист | Руководитель ОО |
Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения | Получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником | Повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, между сотрудниками |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СРОК |
1. | Изучение нормативно-правовой базы учреждения | Сентябрь |
2. | Закономерности и принципы дидактики | |
3. | Педагогика творчества | |
4. | Педагогическая культура и этика | |
5. | Организация системы работы с родителями | Октябрь |
6. | Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия | |
7. | Технология педагогического портфолио | |
8. | Воспитательная деятельность в школе. | |
9. | Основы конструктивного общения в пед.коллективе | Ноябрь |
10. | Роль учителя - дефектолога в ОУ | |
11. | Формы и методы диагностики обучающихся | |
12. | Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогических работников | Декабрь |
13. | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | |
14. | Игровые методы обучения | |
15. | Педагогическое проектирование в учреждении | |
16. | Современные технологии проведения занятий в ОУ | Январь |
17. | Современные приёмы и формы работы с родителями | |
18. | Воспитание в образовательном процессе | |
19. | Методика организации воспитательной работы | |
20. | Пути управления конфликтной ситуацией в ОУ | Февраль |
21. | Психологическое сопровождение образовательного процесса | |
22. | Мониторинг образовательного и воспитательного процессов | |
23. | Участие в вебинарах | |
24. | Использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании занятий | Март |
25. | Структура написания самоанализа | |
26. | Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ | |
27. | Использование в практике современных педагогических технологий | |
28. | Технология изучения и обобщения педагогического опыты | Апрель |
29. | Современные технологии воспитания. | |
30. | Системный подход к организации работы с родителями | |
31. | Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с детьми с ОВЗ. | |
32. | Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить. | Май |
33. | Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе | |
34. | Обзор интернет-сайтов, организующих дистанционные конкурсы профессионального мастерства для педагогов. Регистрация, отправка работы для участия в конкурсе профессионального мастерства (по выбору педагога) |
Формы организации занятий:
- Психолого-педагогические семинары;
- Семинары-практикумы;
- Мастер-классы;
- Коллективные и групповые консультации;
- Круглые столы;
- Практическая конференция;
- Конкурсы и т.д
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения учитель - дефектолог:
- будет знать основные нормативные документы;
- приобретёт навыки взаимодействия с коллегами, обучающимися, их родителями;
- приобретёт опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества;
- сформирует навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций;
- разработает свои рабочие программы коррекционного курса;
- овладеет здоровьесберегающими технологиями;
- познакомится и приобщится к традициям гимназии.
Учитель-дефектолог МБОУ гимназии г. Советский ______________________/ Богославская Н.Ю. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества
Программа наставничества...
Программа наставничества
Программа наставничества...
Программа наставничества
Программа наставничества...
программа "Наставничество"
программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...
Программа "Наставничество"
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении. Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...
Персонализированная программа наставничества
Программа наставничества...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Персонализированная программа наставничества поможет составить план работы в школе учителям-наставникам с молодыми педагогами. Данный материал содержит уже разработанную и проверенную на практике прог...