Программа "Наставничество"
методическая разработка
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
- активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем;
- организация внутришкольной методической работы с молодым учителем;
- организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmanastavnichestvo-signed.docx | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21»
Программа «Наставничество»
Разработчик:
учитель начальных классов
Зятина Людмила Сергеевна
г.Нижневартовск
Программа «Наставничество»
Пояснительная записка
- условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Направления в становлении учителя:
Направления | Содержание направления | |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь | |
молодому учителю необходимо наставничество. | ||
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности
Программа «Наставничество»
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
- активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем;
- организация внутришкольной методической работы с молодым учителем;
- организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.
Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества
2018-2019 учебный год
Наставник учитель начальных классов – Зятина Людмила Сергеевна
Молодой специалист учитель начальных классов – Султанова Ирина Сергеевна
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Час общения "Расскажи о себе" |
Знакомство молодого специалиста с традициями школы, | |
правилами внутреннего распорядка, уставом | |
Изучение содержания учебных программ, нормативных | |
документов по организации учебно-воспитательного процесса | |
Изучение нормативной правовой документации по правам | |
и льготам молодых специалистов | |
Ознакомление с требованиями оформления электронного классного журнала, журнала внеурочной деятельности. | |
| |
Октябрь | Час общения "Основные проблемы молодого учителя" |
Практикум по разработке тематических поурочных планов | |
и планов воспитательной работы | |
Практическое занятие "Как работать с тетрадями и | |
дневниками учащихся. Выполнение единых требований к | |
ведению тетрадей" | |
Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе" | |
Ноябрь | Методика проведения внеклассных мероприятий |
и праздников | |
Декабрь | Консультация "Современный урок: структура и |
конструирование" | |
Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа". | |
Посещение уроков наставника и их структурный анализ | |
Январь | Консультация "Эффективность урока – результат |
организации активной деятельности учащихся" | |
Использование современных образовательных | |
технологий в учебном процессе | |
Февраль | Посещение уроков у молодого специалиста |
Практикум "Оптимизация выбора методов и средств | |
обучения при организации различных видов урока" | |
Обзор периодической педагогической печати | |
Взаимопосещение мероприятий декады | |
Март | Практическое занятие "Организация индивидуальной |
работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, | |
самоанализ уроков) | |
Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". | |
Практикум по решению педагогических ситуаций | |
Апрель | Практикум "Содержание, формы и методы работы |
педагога с родителями" | |
Час психологии | |
Май | Подведение итогов работы, методическая выставка |
достижений молодого учителя |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником
Владеют в | Скорее | Затруд- | Не | |||
№№ | Показатели | достаточной | няются | |||
владеют | владеют | |||||
степени | ответить | |||||
1. Теоретическая готовность к практике преподавания | ||||||
1 | Уровень теоретической | |||||
подготовки по преподаваемой | ||||||
дисциплине | ||||||
2 | Умение использовать на уроке | |||||
результаты современных | ||||||
исследований в области данной | ||||||
науки | ||||||
3 | Свободное владение | |||||
материалом урока | ||||||
2. Методическая готовность к практике преподавания | ||||||
1 | Умение самостоятельно | |||||
составлять конспект урока | ||||||
2 | Умение вызвать интерес у | |||||
учащихся к теме урока, к | ||||||
изучаемой проблеме | ||||||
3 | Умение осуществлять контроль | |||||
за качеством освоения учебного | ||||||
материала учащимися (опрос) | ||||||
4 | Умение объективно оценивать | |||||
ответ учащегося | ||||||
5 | Умение применять | |||||
разнообразные методы | ||||||
изложения нового материала | ||||||
6 | Умение использовать | |||||
технологии активного обучения | ||||||
7 | Умение поддерживать | |||||
обратную связь с коллективом | ||||||
учащихся в течение всего урока | ||||||
8 | Умение организовать | |||||
самостоятельную творческую | ||||||
работу учащихся на уроке | ||||||
9 | Умение стимулировать | |||||
учащихся у выполнению | ||||||
домашнего задания | ||||||
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской | ||||||
деятельности | ||||||
1 | Умение анализировать | |||||
собственную | ||||||
преподавательскую | ||||||
деятельность | ||||||
2 | Умение свободного | |||||
коллективного и | ||||||
индивидуального общения на |
уроке
- Владение вербальными и невербальными средствами общения
- Наличие чувства уверенности в себе
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:
Владеют в | Скорее | Затруд- | Не | ||||||
№№ | Показатели | достаточной | няются | ||||||
владеют | владеют | ||||||||
степени | ответить | ||||||||
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к | |||||||||
профессиональной роли учителя | |||||||||
1 | Положительное отношение к | ||||||||
профессии | |||||||||
2 | Стремление к общению с | ||||||||
детьми и осознанность выбора | |||||||||
форм работы с ними. | |||||||||
3 | Анализ и самоанализ | ||||||||
результатов деятельности | |||||||||
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством | |||||||||
1 | Умение излагать материал | ||||||||
ясно, доступно, соблюдая | |||||||||
последовательность | |||||||||
2 | Умение выделять основные | ||||||||
единицы или блоки знаний | |||||||||
3 | Владение навыками | ||||||||
организации учащихся для | |||||||||
самостоятельного осмысления | |||||||||
материала | |||||||||
4 | Владение различными | ||||||||
методами и технологиями | |||||||||
обучения | |||||||||
5 | Умение выстраивать систему | ||||||||
уроков и подачу материала, | |||||||||
использование проблемных и | |||||||||
творческих ситуаций | |||||||||
6 | Владение технологией | ||||||||
внеклассной работы с | |||||||||
учащимися как по предмету. | |||||||||
Видение структуры | |||||||||
образовательного пространства | |||||||||
школы | |||||||||
7 | Творческая организация | ||||||||
работы. Проектная, | |||||||||
исследовательская работа | |||||||||
учащихся на уроке и во | |||||||||
внеурочное время. | |||||||||
8 | Владение навыками |
индивидуальной работы с
учащимися как в процессе
учебной, так и внеклассной
деятельности. Умение работать
- диагностическим паспортом ученика и класса
- Владение проектировочными и конструктивными умениями
- Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации
- процессе подготовки молодого учителя
- Уровень решения профессиональных задач
- Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности
- Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ