Программа "Наставничество"
методическая разработка

Зятина Людмила Сергеевна

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

      Задачи программы:

  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем;
  2. организация внутришкольной методической работы с молодым учителем;
  3. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем;
  4. ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  5. адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmanastavnichestvo-signed.docx57.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №21»

Программа «Наставничество»

Разработчик:

учитель начальных классов

Зятина Людмила Сергеевна

г.Нижневартовск

Программа «Наставничество»

Пояснительная записка

  • условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление

  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Параметры

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,

  1. творческая самореализация,

  1. проектирование профессиональной карьеры,

  1. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

  1. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Направления в становлении учителя:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств профессионала и именно здесь

молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности

Программа «Наставничество»

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

  1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем;
  2. организация внутришкольной методической работы с молодым учителем;

  1. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем;

  1. ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  2. адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям  амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества

2018-2019 учебный год

Наставник учитель начальных классов – Зятина Людмила Сергеевна

Молодой специалист учитель начальных классов – Султанова Ирина Сергеевна

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Час общения "Расскажи о себе"

Знакомство молодого специалиста с традициями школы,

правилами внутреннего распорядка, уставом

Изучение содержания учебных программ, нормативных

документов по организации учебно-воспитательного процесса

Изучение нормативной правовой документации по правам

и льготам молодых специалистов

Ознакомление с требованиями оформления электронного классного журнала, журнала внеурочной деятельности.

 

Октябрь

Час общения "Основные проблемы молодого учителя"

Практикум по разработке тематических поурочных планов

и планов воспитательной работы

Практическое занятие "Как работать с тетрадями и

дневниками учащихся. Выполнение единых требований к

ведению тетрадей"

Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

Ноябрь

Методика проведения внеклассных мероприятий

и праздников

Декабрь

Консультация "Современный урок: структура и

конструирование"

Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

Посещение уроков наставника и их структурный анализ

Январь

Консультация "Эффективность урока – результат

организации активной деятельности учащихся"

Использование современных образовательных

технологий в учебном процессе

Февраль

Посещение уроков у молодого специалиста

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств

обучения при организации различных видов урока"

Обзор периодической педагогической печати

Взаимопосещение мероприятий декады

Март

Практическое занятие "Организация индивидуальной

работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя,

самоанализ уроков)

Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках".

Практикум по решению педагогических ситуаций

Апрель

Практикум "Содержание, формы и методы работы

педагога с родителями"

Час психологии

Май

Подведение итогов работы, методическая выставка

достижений молодого учителя

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником

Владеют в

Скорее

Затруд-

Не

№№

Показатели

достаточной

няются

владеют

владеют

степени

ответить

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической

подготовки по преподаваемой

дисциплине

2

Умение использовать на уроке

результаты современных

исследований в области данной

науки

3

Свободное владение

материалом урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно

составлять конспект урока

2

Умение вызвать интерес у

учащихся к теме урока, к

изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль

за качеством освоения учебного

материала учащимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать

ответ учащегося

5

Умение применять

разнообразные методы

изложения нового материала

6

Умение использовать

технологии активного обучения

7

Умение поддерживать

обратную связь с коллективом

учащихся в течение всего урока

8

Умение организовать

самостоятельную творческую

работу учащихся на уроке

9

Умение стимулировать

учащихся у выполнению

домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской

деятельности

1

Умение анализировать

собственную

преподавательскую

деятельность

2

Умение свободного

коллективного и

индивидуального общения на

уроке

  1. Владение вербальными и невербальными средствами общения

  1. Наличие чувства уверенности в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:

Владеют в

Скорее

Затруд-

Не

№№

Показатели

достаточной

няются

владеют

владеют

степени

ответить

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к

профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к

профессии

2

Стремление к общению с

детьми и осознанность выбора

форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ

результатов деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал

ясно, доступно, соблюдая

последовательность

2

Умение выделять основные

единицы или блоки знаний

3

Владение навыками

организации учащихся для

самостоятельного осмысления

материала

4

Владение различными

методами и технологиями

обучения

5

Умение выстраивать систему

уроков и подачу материала,

использование проблемных и

творческих ситуаций

6

Владение технологией

внеклассной работы с

учащимися как по предмету.

Видение структуры

образовательного пространства

школы

7

Творческая организация

работы. Проектная,

исследовательская работа

учащихся на уроке и во

внеурочное время.

8

Владение навыками

индивидуальной работы с

учащимися как в процессе

учебной, так и внеклассной

деятельности. Умение работать

  • диагностическим паспортом ученика и класса

  1. Владение проектировочными и конструктивными умениями

  1. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации

  • процессе подготовки молодого учителя

  1. Уровень решения профессиональных задач

  1. Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности

  1. Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ