Программа наставничества
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
- стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности
Программа Наставничества
работы с молодыми специалистами 2016-2017 год
Цель:
- создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,
- закрепления молодых специалистов в коллективе.
Задачи:
- создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам,
- оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации
Основные направления работы:
- Планирование и организация работы по предмету.
- Планирование и организация воспитательной работы.
- Работа с документацией.
- Работа по самообразованию.
- Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
- Психолого- педагогическая поддержка.
Виды деятельности в работе с молодыми специалистами:
- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;
- овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
- учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства
страха, неуверенности;
- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.
Для систематизации работы с молодыми специалистами составляется план работы.
Планируемый результат:
Если активно внедрять в работу с молодым специалистом данную программу, то через 3 года начинающий педагог сможет :
- самостоятельно разрабатывать и проводить уроки, внеклассные мероприятия, совершенствую далее пед.мастерство;
- устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;
- принимать участие в различных мероприятиях;
- участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;
- Развивать свои профессиональные навыки и умения.
Формы работы с молодыми специалистами:
I триместр
- Выявление целеполагания в деятельности учителя (посещение уроков администрацией, руководителями М/О, учителями – предметниками);
- Экспертная оценка уровня профессионализма;
- Формирование экспертных групп по аттестации учителей гимназии;
- Организационно – методическая деятельность по ранжированию состава педагогических кадров
- Консультации (индивидуальные, групповые).
II триместр
- Участие в школьных (городских, региональных) фестивалях, конкурсах);
- Взаимопосещение уроков;
- Работа творческих, проблемных групп, творческих мастерских, «мастер – класс» и т.д.;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Разработка дидактических материалов;
- Изучение передового педагогического опыта педагогов школы.
III триместр
- Промежуточная диагностика результатов обучения учащихся с целью анализа деятельности учителя;
- Участие в конкурсах творческих программ, дидактических материалов, наглядных пособий;
- Творческие отчёты учителей;
- Анализ деятельности педагогов через результаты обученности и воспитанности учащихся (МЦКО), составление программ методической и самообразовательной деятельности (учёбы) педагогов на диагностической основе в новом учебном году;
- Проектирование, программирование, планирование информационно – методической деятельности по совершенствованию профессионального мастерства учителя в новом учебном году.
Обязанности наставника
-знакомит с Уставом учреждения, его структурой, историей, традициями, педагогическим коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы;
- дает характеристику детского коллектива;
-разъясняет ему права и обязанности учителя начальной общеобразовательной школы, записанные в Законе об образовании;
-определяет его должностные обязанности;
- знакомит его с условиями труда, кабинетами, определяет рабочее место;
В течение учебного года:
-контролирует деятельность наставника
- планирует посещение отдельных уроков и воспитательных мероприятий, проводимых молодым специалистом.
Алгоритм работы
а) Изучение технологии современного урока, методики проведения внеклассного мероприятия и т.д. Методическая работа с этой группой индивидуальна, основана на запросах учителей, проводится по направлениям:
- дидактическая подготовка.
- психологическая подготовка.
- изучение частных методик, методических журналов;
- техническая подготовка. Изучение возможностей использования компьютера в учебном процессе;
- общекультурная подготовка.
б) Проведение творческих отчётов учителей
Осуществляя руководство молодым специалистом, наставник выполняет следующие функции:
- определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним составляет план его профессионального становления;
- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
- проверяет усилия подшефного, дает нужные советы и рекомендует необходимую литературу;
- вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и учителей-новаторов и затем анализирует их;
- привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;
- учит составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;
- знакомит с нормативными документами по организации УВП,
- гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;
- посещает уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор;
- выносит на обсуждение на заседании М/О педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию.
Наставник оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым специалистом .
Мероприятия по
планированию, организации и содержанию деятельности
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
| август |
| сентябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| январь февраль |
| март |
| апрель |
| май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества
Программа наставничества...
Программа наставничества
Программа наставничества...
программа "Наставничество"
программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...
Программа "Наставничество"
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении. Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...
Программа наставничества
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"...
Программа "Наставничество"
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Пе...