Программа наставничества
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Актуальность программы
Современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.
Как учитель с многолетним стажем и как руководитель методического объединения учителей начальных классов могу смело утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно. Причины этого кроются в том, что начинающий учитель ещё слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний. Кроме того, начинающий педагог недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Можно предположить, что и в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности встретятся некоторые затруднения. И в этой связи важны качественные характеристики начала профессионального пути учителя.
Представленная программа направлена на создание адекватных условий поддержки профессионального становления учителя с учетом его актуального уровня и перспектив развития профессионализма. Следует отметить, что процесс профессионального становления педагога рассматриваем как систему его развития в интегративном процессе, включающем внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом со стороны самого учителя и школы. Это предполагает определение целей профессиональной деятельности на каждом этапе профессионального становления и соответствующих им содержания, технологий, средств профессионального совершенствования.
Программа включает три этапа:
Адаптационный этап. Знакомство опытного педагога с начинающим учителем, когда наставник определяет для себя пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций (Профессиональный стандарт «Педагог») для составления конкретной программы адаптации.
Основной этап. Реализация в совместной деятельности программы адаптации начинающего педагога. Коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.
Контрольно-оценочный этап. Оценка наставником уровня профессиональной компетентности начинающего учителя, определение его готовность к выполнению своих обязанностей.
Условиями эффективности реализации программы являются :
• взаимная заинтересованность наставника и молодого специалиста;
• административный контроль за процессом наставничества;
• тщательно продуманное планирование и своевременное отслеживание промежуточных результатов сотрудничества.
Основными направлениями работы педагога-наставника будут следующие:
– адаптационная работа;
– психологическая поддержка;
– мотивация самообразования;
– организация профессиональной коммуникации.
Адаптационная работа будет включать :
– знакомство со школой, представление начинающего учителя коллективу школы на педагогическом совете;
– анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
– организация шефской пары и закрепление учителя-наставника;
– заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;
– разработка адаптационной программы профессионального становления начинающего учителя;
– контроль и оценка профессиональной адаптации начинающего учителя.
Мотивация самообразования предполагает включение начинающего учителя в различные формы повышения квалификации:
– педагогическое проектирование;
– решение педагогических ситуаций;
– активно-игровые методы;
– индивидуальное и микрогрупповое исследование;
– профессиональные конкурсы;
– документальный анализ;
– написание творческих работ;
– ведение аналитического дневника;
– дискуссионный способ;
– часы заинтересованного информационного обмена;
– посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
– совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;
– разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных
Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя следующие направления:
– с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;
– коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;
– администрацией;
– учениками и их родителями;
– коллегами из других школ.
Схема организации
становления профессионализма начинающих учителей
в инфраструктуре методической работы школы
Предметно-тематическое содержание методической помощи | Процессуальное содержание |
Методическая работа школы | Представление школьной инфраструктуры методической помощи, выявление целей, содержания деятельности и возможностей каждой из структур в оказании помощи начинающему учителю |
Педагогический опыт учителей школы | Определение целей участников. Презентация интересного опыта учителей школы (учителей-предметников, творческих групп и т.д.). Обсуждение этапов становления опыта, его теоретических оснований. Анализ процесса и результатов презентации опыта. |
Задачи школы | Определение целей работы по теме. Проблемно ориентированный анализ педагогической деятельности и конкретизация целей и задач на предстоящий учебный год (с учетом общих целей школы). Построение «дерева» целей работы с классом. Анализ работы по определению целей и задач |
Планирование методической работы на учебный год | Определение ожиданий и целей участников заседания. Проектирование и программирование методической деятельности учителей школы по решению задач современной школы. Создание управляющей подпрограммы работы по направлению. Планирование начинающим учителем своего участия в методической работе. Самоопределение темы работы. Анализ процесса и результатов планирования. |
Планирование педагогической деятельности | Постановка целей работы над темой. Разработка и обсуждение тематических планов с учетом особенностей класса и программ. Консультирование. Экспертиза планов. Разработка планов внеурочной деятельности, работы с семьями учащихся. Анализ индивидуальных результатов планирования. |
Типы уроков. Их особенности на разных этапах обучения школьников | Проектирование уроков различного типа. Формулирование запроса на консультацию. Подготовка и проведение демонстрационных уроков различного типа. Анализ уроков и определение задач развития педагогического профессионализма. Выявление особенностей управления учебной деятельностью школьников на разных этапах |
Виды заданий, обеспечивающих формирование умений учебной деятельности | Определение целей работы. Разработка совокупности заданий, направленных на формирование компонентов учебной деятельности школьников на разных этапах обучения. Апробация заданий. Формулирование запроса на консультацию. Анализ и корректировка совокупности заданий. Рефлексия процесса разработки и использования совокупности заданий как средства управления учебной деятельностью. |
Организация самостоятельной учебной деятельности школьников в групповой форме на разных этапах обучения | Анализ практики организации самостоятельной учебной деятельности школьников в различных формах. Проектирование способов организации совместно-распределенной учебной деятельности школьников на разных этапах обучения. Формулирование запроса на консультацию. Разработка средств организации позиционного взаимодействия школьников в малых группах. Разработка критериев анализа учебной деятельности школьников в групповой форме. Проектирование, проведение и анализ уроков. Определение задач развития коммуникативного компонента педагогической деятельности. Рефлексивный анализ итогов работы над темой |
Качество учебной деятельности школьников |
Определение содержания и методик изучения качества обучения школьников (предметной подготовки, мотивации учения, динамики умения учиться). Формулирование запроса на консультативную помощь. Изучение качества обучения школьников. Обработка и интерпретация полученных данных. Консультирование начинающих учителей по вопросам интерпретации. Анализ и обсуждение результатов изучения качества обучения школьников (на разных этапах). Определение задач совершенствования управления учителем качеством развития школьников. Рефлексивный анализ методической работы по теме |
Рефлексивный самоанализ и самооценка педагогической деятельности | Рефлексивный анализ владения содержанием понятий «рефлексия», «самоанализ», «педагогическая деятельность», схематичное представление ориентировочной основы соотвествующих им действий. Определение целей работы над темой. Анализ и обсуждение модели педагогической деятельности учителя начальных классов. Самоанализ и самооценка уровня своего профессионализма. Формулирование запроса на консультацию. Взаимооценка учителями уровня профессиональной компетентности. Обсуждение и анализ процесса и результатов рефлексивной самооценки. Уточнение целей и задач профессионального саморазвития. Проектирование профессионального саморазвития |
Формы представления результатов самоанализа |
Анализ форм фиксации результатов самоанализа: творческий отчет учителя; обобщение и самообобщение опыта работы; демонстрационный урок; открытый урок; педагогическая мастерская; выставка педагогических достижений учителя; презентация опыта работы учителя; видеосалон, педагогический дневник, заявление и представление на категориальную аттестацию и т.д. Выбор учителем формы представления результатов своей деятельности. Формулирование запроса на консультацию. Подготовка и представление результатов самоанализа педагогической деятельности. Анализ итогов работы над темой |
Аттестация учителей | Целеобразование участников семинара. Изучение положения и нормативных документов об аттестации педагогических кадров. Формулировка запроса на консультацию. Планирование своего участия в аттестации. Выбор и подготовка формы презентации своих достижений. Анализ участия в аттестации педагогов школы (своей). |
Итоги деятельности методической системы помощи начинающему учителю | Индивидуальный анализ учителями процесса и результатов своего участия в методической работе школы. Оценка качества методической работы. Определение проблем, требующих решения на следующем этапе. Корректировка (на основе анализа) программы введения в должность начинающих учителей |
Циклограмма работы методического объединения учителей начальных классов
с вновь пришедшими начинающими учителями
Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата | |
Первое направление работы | |||
Знакомство с начинающим учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучение «Закона об образовании», ФГОС, профессионального стандарта «Педагог», кодекса профессиональной этики, документов Министерства образования и науки Российской Федерации локальных актов школы, включающих в себя Устав школы, программу развития, основную образовательную программу, положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы по научной организации труда. Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков начинающего учителя. | Сентябрь | |
Посвящение в учителя | Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя | Октябрь | |
Современный урок. Требования к его организации | Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания, методика проведения уроков в системно-деятельностном подходе | Ноябрь | |
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля | Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности. Положение об итоговой и промежуточной аттестации. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, предлагается бланк анализа проведѐнных контрольных работ и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников | Декабрь | |
Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неѐ». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей). Ознакомление с работами психологов: Л. Выгодского, В. Давыдова, Л. Занкова, П. Гальперина | Февраль | |
Самообразование учителя – лучшее обучение | Выбор методической темы. Начинающим учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, оценивается их роль и значение в совершенствовании работы школы, проводится тренинг, как спланировать работу над методической темой на год | Апрель | |
Бенефис молодого учителя | Проводится неделя начинающего учителя, по завершении которой организуется проведение творческого отчѐтного вечера-концерта, на котором начинающие учителя представляют себя не только как педагогов, но и как увлечѐнных, инициативных людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника | Апрель-Май | |
2. Второе направление работы | |||
Изучение нормативно-правовой базы. | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года | Сентябрь | |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учѐтом особенностей учащихся | Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения | Ноябрь | |
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока | Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель в классической методике и целеполагание в системно-деятельностном подходе. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов начинающего учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока | Январь | |
Анализ урока | Триединая дидактическая цель в классической методике и целеполагание в системно-деятельностном подходе. Основы анализа урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы начинающему учителю по подготовке урока. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации | Март | |
Методическая выставка достижений молодого учителя | Уровень профессионализма начинающего учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности | май | |
3. Третье направление работы | |||
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года | Сентябрь | |
Аттестация. Требования к квалификации | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого | Ноябрь | |
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий | Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта | Декабрь | |
Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарѐнны-ми детьми | Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение «одарѐнные дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарѐнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность исследовательская деятельность. Методика работы с одарѐнными детьми педагогов | Февраль | |
Успешность педагогической деятельности | Портфолио начинающего учителя. Анализ карьерных перспектив начинающего учителя. |
Планирование работы на 2016-2017 учебный год
Цели работы:
- оказать методическое сопровождение деятельности начинающего педагога;
- содействовать повышению его профессионального роста;
- помочь раскрытию индивидуальных педагогических способностей.
Задачи работы:
- планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
- повышение профессионального уровня молодого педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развитие творческого потенциала начинающего педагога, мотивирование участия в инновационной деятельности;
- наблюдение за динамикой результативности обучения учащихся класса, в котором работает молодой специалист;
Участники программы:
Начинающий педагог | Наставник | |||
ФИО | Образование | ФИО | Образование | Квалификационная категория |
Боганова Александра Николаевна | Зинина Любовь Александровна | высшее | высшая |
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества на 2016-2017 учебный год
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Час общения "Расскажи о себе" Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов Ознакомление с требованиями оформления электронного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий |
Октябрь | Час общения "Основные проблемы молодого учителя" Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы Практическое занятие "Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей" Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе" Мастер- класс "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе" |
Ноябрь | Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы" Мастер-класс "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников" Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций |
Декабрь | Консультация "Современный урок: структура и конструирование" Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа". |
Январь | "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся" Посещение уроков у молодого специалиста |
Февраль | Посещение уроков у молодого специалиста Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока" |
Март | Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков) |
Апрель | Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" |
Май | Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества
Программа наставничества...
Программа наставничества
Программа наставничества...
программа "Наставничество"
программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...
Программа наставничества
Программа наставничества...
Программа "Наставничество"
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении. Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...
Программа наставничества
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"...