Речевая карта
методическая разработка по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Речевая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта

 

  Ф.И.О.ребёнка_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

Дата рождения_________

Дата  поступления в группу __________ Откуда поступил_____________________________

Решение ПМПК от________ протокол №_____ принят на_____ года___________

Заключение ПМПК ____________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________

    Речевое развитие ребёнка

Использование жестов ______________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличие, дефект остаётся незамеченным; переживают, но не принимают мер) _____________________________________________________________________________

                            Речевая среда и социальные условия

Речевые нарушения у родителей, родственников _______________________________

Общая моторика (норма, нарушения моторики: моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений, моторная неловкость и др.)________________ _____________________________________ Мелкая моторика________________________

Дыхание ___________________ (свободное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, норма)_________________________________________________________________ Дифференциация носового и ротового выдоха  ________________________________________  

Наличие нижнее – диафрагмального дыхания _________________________________________

Ротовой выдох ___________________________________________________________________

Голос (в норме – сильный, звонкий) _________________________________________________

Недостаточная сила голоса:(слабый, тихий, истощающийся по мере говорения) ________________________________________________________________________________Отклонение тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряжённый, прерывистый,       дрожащий, монотонный)___________________________________________________________

                     

Состояние артикуляционного аппарата.

Лицевая мускулатура: (гипомимия – ослабление мимико-выразительных движений лица, сглаженность носогубных складок, оральные синкенезии, тремор подбородка, ассиметрия, гиперкинезы) _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Губы: (толстые, тонкие,  норма) _________________________________________________

Подвижность (подвижные, малоподвижные, норма) _________________________________

Тонус (гипертонус, гипотония, дистония, норма) ___________________________________

Наличие расщелины, послеоперационных  рубцов___________________________________

Зубы: (норма крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы,) ___________________________________________________

Прикус: (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма) _____________________________________________________________________________

Твёрдое нёбо: (готическое, низкое, наличие расщелин, послеоперационных узлов, норма)

_____________________________________________________________________________

Мягкое нёбо: (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина, послеоперационные рубцы, норма) ______________________________________________

Язык: (толстый, тонкий, маленький, узкий, широкий, раздвоенный, укороченная связка, норма)________________________________________________________________________

Мышечный тонус: (спастичность, гипотомия, дистрофия, норма)_____________________

Девиация (отклонение языка вправо, влево)_______________________________________

Объём артикуляционных движений: (строго ограничен, неполный, язык не выводится из полости рта, произвольное высовывание языка) __________________________________

Верхний подъём, боковые отведения (повороты вправо-влево)______________________ Пощёлкивание, облизывание губ, умение держать арт. позу, способность к переключению________________________________________________________________

Коммуникативно – речевые умения

1.В ходе обследования выявляются контактность, активность, общее звучание речи, общая осведомлённость ребёнка.

Параметры обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

1.Предварительная беседа для установления  контакта, активности  ребёнка.

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живёшь?
  • Как зовут твою маму?
  • У тебя есть друзья?
  • С какими игрушками ты любишь играть?
  • Какие мультфильмы любишь смотреть?
  • Кто тебе читает книжки?

Какая самая любимая твоя книжка?

2. Общее  развитие.

- Посчитай до 5-ти (по картинкам).

- Назови геометрические фигуры (по образцу).

- Назови, какого цвета … (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный).

- Скажи, где кто? (что?) (вверху, внизу, в середине)

3Составление предложений по картинке.

Для выявления интереса к общению, умения задавать вопросы.

«У меня есть замечательная картинка. Вот она. Посмотри и скажи, что здесь нарисовано? А кто  тут нарисован? Что они делают? Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано?»

Оценка:

                                     

 Лексическое развитие

1. Словарь предметов    

а) Повседневная лексика.   «Что это?» (экспериментатор предъявляет картинный материал). В случае отсутствия данного слова в активном словаре дается задание: «Покажи, где...»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Кукла

Мишка

Мяч

Машинка

Матрёшка

Пирамидка

Тарелка

Чашка (кружка)

Чайник

Оценка:

б) Редкоупотребляемая лексика.

 «Что это?» (предъявляется картинный материал). При обследовании пассивного словаря дается инструкция: «Покажи, где...»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Глаза

Нос

Щёки

Уши

Локоть

Окно

Табуретка

Воротник

Перчатки

Клумба

Оценка:

2. Глагольный словарь   «Солнышко светит, греет, восходит, заходит. А что делает ...»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Зайчик

Ребёнок

Мама

Самолёт

Рыба

Снежинка

Оценка:

  1. Подбор определений

 «Вот пальто (предъявляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, шерстяное, модное, женское, красивое, коричневого цвета. А какая (какой, какое)...»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Рубашка

Яблоко

Лиса

Девочка

Дом

Зима

Оценка:

4. Словарь наречий

«На картинке мальчик (предъявляется картинка). Мальчик смеётся. Как он смеётся? Он смеётся весело, звонко, громко, радостно, долго. А как…»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Плачет малыш

Летит самолёт

Играют дети

Оценка:

5. Подбор антонимов  «Послушай слова: большой - маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот - маленький. Маленький, а наоборот - … ?»

Параметры

обследования

Начало года  

  IX      20_____

Конец года

V  20________

Жара, а наоборот -

Тишина, а наоборот -

Чистый, а наоборот -

Мокрый, а наоборот -

Одеваться, а наоборот

Оценка:

6.Уровень обобщений

Параметры обследования

Начало года             20 ______

20 ______    Конец года

Животные

Игрушки

Овощи

Фрукты

Посуда

Оценка:

Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата

Параметры обследования

Начало года 20 ___

20____ Конец года

«Улыбка» (оскал)

«Хоботок» (губы вытянуты в трубочку)

«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу)

(чередование движений)

«Оближи губки» (широким кончиком языка провести по губам по кругу в одну, потом в другую сторону.

«Качели» (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам)

«Маляр»  (рот открыт, широким кончиком языка выполнять движения вперёд – назад.)

«Лошадка» (щелкать языком медленно и сильно)

«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт)

Оценка:

Траектория развития

начало учебного года  (сентябрь 2019)                                                        

Утвержение

+2

+1

0

-1

-2

Утверждение

Крупная моторика развита

+

Крупная моторика не развита

Выражена мимическая выразительность

+

Мимическая выразительность не выражена

Интонационная выразительность выражена

+

Интонационная выразительность не выражена

Разборчивость речи не нарушена

+

Речь смазанная, невнятная

Недостатки звукопроизношения отсутствуют

+

Недостатки звукопроизношения присутствуют

Общий балл: -3. Средний балл: -0,6 (начало учебного года)

Траектория развития

 конец учебного года (мая 2019)

Утвержение

+2

+1

0

-1

-2

Утверждение

Крупная моторика развита

+

Крупная моторика не развита

Выражена мимическая выразительность

+

Мимическая выразительность не выражена

Интонационная выразительность выражена

+

Интонационная выразительность не выражена

Разборчивость речи не нарушена

+

Речь смазанная, невнятная

Недостатки звукопроизношения отсутствуют

+

Недостатки звукопроизношения присутствуют

Общий балл: -4.  Средний балл: -0.8(начало учебного года)

Динамика развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

Речевая карта.

Образец заполнения речевой карты....

Речевая карта дошкольника

речевая карта дошкольника с ОНР...

Речевая карта Мазановой.

Используем с 1 класса....

Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

Речевая карта для учащихся 2-4 классов

Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

Речевая карта (младшие школьники)

Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...