Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
методическая разработка по логопедии на тему
Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речевую карту". В пособии дан не только шаблон заполнения, но и подробные методические указания по заполнению каждого раздела речевой карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Образец
заполнения речевой карты
на ребенка, имеющего нарушения речи
Составитель:
методист ППМС-центра «Истоки»
Мандражий Инна Юрьевна
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________
Домашний адрес, телефон __________________________________________
Данные о родителях (Ф.И.О., возраст на момент рождения ребёнка)
мать ____________________________________________________________
отец ____________________________________________________________
Анамнестические данные
От какой беременности ____________________________________________
Характер протекания беременности __________________________________
Роды _________________________________________________________________
Перенесённые заболевания _________________________________________
Слух ____________________________________________________________
Зрение _________________________________________________________________
Раннее физическое развитие:
начал держать голову _____________________________________________
сидеть ______________________ ползать ____________________________
стоять ___________________________ ходить ________________________
Раннее речевое развитие:
гуление _________________________ лепет __________________________
первые слова _____________________________________________________
первая фраза _____________________________________________________
фразовая речь ____________________________________________________
Методические рекомендации по заполнению.
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесённые заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.
Слух – норма (N), снижение слуха.
Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).
Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).
ППМС-центр «Истоки»
Особенности артикуляционного аппарата
Зубы _____________________________________________________________
Прикус ___________________________________________________________
Твёрдое нёбо ______________________________________________________
Мягкое нёбо _______________________________________________________
Губы _____________________________________________________________
Язык _____________________________________________________________
Методические рекомендации по заполнению.
Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.
Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.
ППМС-центр «Истоки»
Моторная сфера
Компоненты | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
1. Общая моторика | |||
2. Ручная умелость | |||
3. Ведущая рука |
Методические рекомендации по заполнению.
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
Компоненты | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
1. Общая моторика | |||
2. Ручная умелость | |||
3. Ведущая рука |
Методические рекомендации по заполнению.
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;
- перепрыгнуть через игрушку
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
ППМС-центр «Истоки»
- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;
- проба кулак – ребро –ладонь ведущей рукой.
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
Компоненты | 6-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
1. Общая моторика | |||
2. Ручная умелость | |||
3. Ведущая рука |
Методические рекомендации по заполнению.
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах, на левой ноге, на правой ноге;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
-бросить мяч от груди и поймать его, бросить мяч из-за головы;
- перепрыгнуть через игрушку;
- подбросить и поймать мяч;
- влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- выполнить упражнение «Коза», «Игра на рояле»;
- проба кулак – ребро –ладонь двумя руками по очереди, одновременно обеими..
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
ППМС-центр «Истоки»
Импрессивная речь
Работа со словами | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных: - Покажи где шар? Где шары? - Где гриб? Где грибы? - Где слоны? Где слон? | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок): - На столе лежит (что?) …. (ребёнок показывает или отвечает «тетрадь»); - На столе лежат (что?) …. («тетради»); - На окне стоят (что?) ….. («цветы»); - На окне стоит (что?) …. («цветок»). | |||
Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до): - на стол ставят коробку с крышечкой, ребёнку дают кружочек из картона и предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку). | |||
Род прилагательных: - ребёнку предлагают три картинки лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу: - О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»). | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные: - Покажи, где дом, а где домик? - Покажи, где стол, а где столик? - Покажи где ложка, а где ложечка? | |||
Глаголы с приставками: - Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату? - Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу? - Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому? | |||
Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций: - Возьми мяч; - Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку. | |||
Понимание предложений: - Ребёнку предлагают рассмотреть картинки и показать: - Мальчик рисует цветок. - Девочка сидит за столом. |
ППМС-центр «Истоки»
Работа со словами | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных. | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). | |||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). | |||
Род прилагательных. | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные. | |||
Глаголы с приставками. | |||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. | |||
Понимание предложений. |
Работа со словами | 6- 7лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Единственное и множественное число существительных. | |||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). | |||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). | |||
Род прилагательных. | |||
Уменьшительно-ласкательные существительные. | |||
Глаголы с приставками. | |||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. | |||
Понимание предложений. |
Методические рекомендации по заполнению.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 - понимает обращённую речь в полном объёме;
4 – хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;
3- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:
2 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;
1 – ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
ППМС-центр «Истоки»
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Показатели | 4 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Разборчивость | |||
Темп | |||
Ритм | |||
Дыхание | |||
Голос |
Методические рекомендации по заполнению.
Разборчивость:
5 баллов – разборчивость речи не нарушена;
4 балла – разборчивость речи несколько снижена;
3 балла - речь смазанная, невнятная;
2 балла - речь мало понятная окружающим;
1 балл – речь понятна только близким.
Темп:
5 – темп соответствует норме;
4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;
3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.
2 – тахилалия, брадилалия, заикание.
1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Ритм :
5 – ритм речи соответствует норме;
4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;
3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);
2 – проявления гиперкинезов;
1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.
Дыхание:
5 – дыхание свободное;
4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;
3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
Голос:
5 – N
4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
ППМС-центр «Истоки»
Артикуляционная моторика
Упражнения | 4 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
«Улыбка» | |||
«Хоботок» | |||
«Лопатка» | |||
«Иголка» | |||
«Улыбка - хоботок» | |||
«Качели» | |||
«Маятник» | |||
«Лошадка» | |||
«Орешек» |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;
Тонус – N, повышен, понижен;
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
3 – замедленное и напряжённое выполнение;
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1 – невыполнение.
ППМС-центр «Истоки»
Звукопроизношение
Звук | 5-7 лет | |||||||||||
начало года | середина года | конец года | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
С | ||||||||||||
С | ||||||||||||
З | ||||||||||||
З | ||||||||||||
Ц | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
Щ | ||||||||||||
Ш | ||||||||||||
Ж | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Р |
1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи
В процессе обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; (4 балла)
- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)
- фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть –девять звуков;
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.
ППМС-центр «Истоки»
Слоговая структура слова
СЛОВА | 4-5 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Стук | |||
Посуда | |||
Фантик | |||
Капуста | |||
Помидоры | |||
Тропинка |
СЛОВА | 5 - 6 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Лестница | |||
Аквариум | |||
Фотограф | |||
Лекарство | |||
Велосипед | |||
Температура |
СЛОВА | 6-7 лет | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
Термометр | |||
Экскаватор | |||
Фотоаппарат | |||
Водопроводчик | |||
Виолончелист | |||
Парикмахерская |
Методические рекомендации по заполнению.
В ходе проведения обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
- структура нарушена. (2-1 балла)
Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.
ППМС-центр «Истоки»
Фонематический слух
Слова для слуховой дифференциации (по картинкам) | 4-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Зуб – суп, бочка – почка | |||
Бак – мак, дочка – ночка | |||
Мел – мель, круг – крюк | |||
Точка – кочка, салат – халат | |||
Марка – майка | |||
Ель- гель | |||
Бочка – дочка | |||
Бинт – винт | |||
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи | |||
Тапки – шапки, танки – санки | |||
Плач – плащ, кочка – кошка | |||
Речка – редька | |||
Цвет – свет | |||
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно;
4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
По результатам проведённого обследования делается вывод:
- фонематический слух в норме (5балла);
- фонематический слух развит недостаточно (4-3 балла);
- фонематический слух нарушен (2-1 балла).
ППМС-центр «Истоки»
Языковой анализ и синтез
Навыки | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове |
Навыки | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове | |||
Определение последовательности звуков в слове | |||
Определение количества звуков в слове |
Навыки | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Выделение заданного звука из слова | |||
Выделение ударного гласного в начале слова | |||
Определение первого согласного звука в слове | |||
Определение последнего звука в слове | |||
Определение последовательности звуков в слове | |||
Определение количества звуков в слове | |||
Определение количества слов в предложении: День был тёплый. В парке росла высокая берёза. | |||
Определение количества слогов в слове. |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
-N, ( 5 баллов)
- навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно, (4-3 балла)
- не сформированы.(2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – все задания выполнены верно с первой попытки;
4 – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;
2 – большая часть заданий недоступна
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.
ППМС-центр «Истоки»
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (столы, рты, окна); - предложно-падежные конструкции (над, в, на, под) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (кот, машина) | |||
Согласование прилагательных с существительными: - число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови) |
Состояние словоизменения | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (кольца, уши, львы); -родительный падеж множественного числа (окон, ложек, берёз); - предложно-падежные конструкции (над перед, за, около) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (роза, окно); - пять (роза, окно) | |||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . |
Состояние словоизменения | 6-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (воробьи, стулья, деревья); -родительный падеж множественного числа (карандашей, вёдер, листьев); - предложно-падежные конструкции ( под, из-под, за, из-за) | |||
Употребление числительных с существительными: - два (пень, карандаш); - пять (пень, карандаш) | |||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . - падеж (Нет какого яблока? … (красного). Песня о (каком?)… зайчике? (весёлом). |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
-N; (5 баллов)
- грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла)
- не сформирован. (2-1 балла)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
ППМС-центр «Истоки»
Лексика
Словари | 4-5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – игрушки, посуда, одежда, обувь; - называние частей тела, предметов – живот, шея, ножки, спинка, сиденье. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – жёлтый, зелёный, красный, круглый, прямоугольный. | |||
Предикативный: - кто что делает? ( по картинкам) – ест, спит, летит, плывёт, идут |
Словари | 5-6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – мебель, овощи, фрукты, транспорт; - называние частей тела, предметов – ноготь, колено, грудь, рукав, воротник. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – голубой, коричневый, оранжевый, овальный, треугольный. | |||
Предикативный: - кто как передвигается, кричит? ( по картинкам) – ползает, прыгает, мычит, воет, пищит. |
Словари | 6-7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – ягоды, дикие животные, домашние животные, перелётные птицы; - называние частей тела, предметов – локоть, ладонь, затылок, манжета, петля. | |||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная. | |||
Предикативный: - кто как кричит, кто что делает? ( профессии) – блеет, ржёт, мекает, шьёт, красит. | |||
Антонимы – горе, добро, давать, лёгкий, длинный |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов)
- словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)
- словарный запас резко ограничен (2-1 балл).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
ППМС-центр «Истоки»
Словообразование
Словообразование | 4 - 5лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – столик, куколка, чашечка, котёнок, лисёнок |
Словообразование | 5 – 6 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – сапожок, окошко, ведёрко, зайчонок, волчонок |
Словообразование | 6 -7 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек, креслице, одеяльце, щенок, телёнок, жеребёнок | |||
Относительные прилагательные – меховая, кирпичная, соломенная. клюквенный | |||
Притяжательные прилагательные – лисий, медвежий, кошачий | |||
Приставочные глаголы – вы-, от-, под-, пере-, об-, в- | |||
Глаголы совершенного вида – построила, покрасила |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- - N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме); (5 баллов)
- навык словообразования в стадии формирования; (4-3 балла)
- навык словообразования не сформирован.(2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
ППМС-центр «Истоки»
Связная речь
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Пересказ: 1)Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. 2) Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала, собрала крошки и высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать крошки. Сыта Наташа и птички сыты. 3) Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!». Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как Шарик. |
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Пересказ: 1)Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!» «Правда, - отвечал ёжик, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?». Вместо ответа зайчик только вздохнул. 2) У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - Пора тебе, чиж, петь. - Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. 3) Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко-высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч попал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак. |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме; (5 баллов)
- в стадии формирования, требует дальнейшего развития; (4-3 балла)
- не сформирована. (2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;
ППМС-центр «Истоки»
полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
Навыки | 4 - 5 лет | ||
начало года | середина года | конец года | |
Рассказ по серии картин |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме; (5 баллов)
- в стадии формирования, требует дальнейшего развития; (4-3 балла)
- не сформирована. (2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются Нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;
2 – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;
1 – рассказ недоступен.
ППМС-центр «Истоки»
По окончании обследования логопед составляет профиль речевого развития ребёнка:
Параметры обследования:
- Общее звучание речи.
- Артикуляционная моторика.
- Звукопроизношение.
- Слоговая структура слова.
- Фонематический слух.
- Языковой анализ и синтез
- Грамматический строй речи.
- Лексика.
- Словообразование.
- Связная речь.
ППМС-центр «Истоки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец заполнения речевых карт
Образец заполнения речевых карт...
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА...
Рекомендации к заполнению речевых карт
3 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА!...
Рекомендации к заполнению речевых карт
4 СОСТОЯНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
5 СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...
Рекомендации к заполнению речевых карт
6 СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА...