Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
план-конспект по логопедии
Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya_2.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучения грамоте для детей
с ограниченными возможностями здоровья по теме:
"Дифференциация звуков Р-Л".
Цель: формировать знания о сходстве и различии звуков /Р – Л/ в процессе смены учебной деятельности.
Задачи:
- Образовательные: формирование умения различать звуки Р - Л в слогах, словах в процессе звуко-буквенного анализа; обучение выделению изучаемых звуков в словах в процессе выполнения практической работы.
- Развивающие: развитие навыков звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов в процессе составления схем слов, умения осуществлять самопроверку и взаимопроверку в процессе выполнения физминутки.
- Воспитательные: воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности, умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
- Коррекционные: развитие артикуляционной моторики в процессе создания, удержания, чередования определённых поз, коррекция и развитие слухового восприятия и слуховой памяти в процессе смены видов учебной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к правильному произношению, положительное отношение к учению.
Регулятивные УУД: оценивать правильность владения артикуляционной моторикой, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь различать звуки по характеру артикуляции, добывать новые знания, используя звуковые схемы слов.
Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в коллективе.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование: план-схема для анализа звуков, фишки для звукового анализа, карточки с предложениями, артикуляционные профили звуков Р – Л, тетради, ручки, карандаши.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Организационно-технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Задача – организовать, подготовить учащихся к работе на уроке; активизировать слуховое восприятие; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке. Форма – фронтальная. Средства – языковые. Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу. Приёмы контроля – зрительный, устный. Принцип – психологической комфортности. | Организует учащихся на работу. Создаёт мотивацию.
-Давайте поиграем в игру «Попугай». Повторяйте за мной слова парами, как попугайчики: Бал - бар Дар – дал Жар – жал Мир – мил -Какие звуки слышатся в конце этих слов? Тема сегодняшнего занятия – звуки Р и Л. | Настраиваются на урок.
Повторяют за учителем слова.
Отвечают на вопросы учителя (диалогическая форма беседы). |
| Задача – обеспечение благоприятных условий для развития артикуляционной моторики. Форма – фронтальная. Средства – языковые. Результат – выполнение предложенных артикуляционных упражнений. Приёмы контроля – визуальный. Принцип – деятельностный. | Артикуляционная гимнастика: Упражнения: для челюсти – движение челюстью вправо-влево, резко опустить челюсть вниз; для губ – «улыбка», «рупор»; для языка – язык лопаточкой, «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик. Работа по развитию дыхания и голоса. «Дровосек». Исходная позиция6 ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх-вдох, опустить вниз- медленный выдох с произнесением «уфф», «ухх» | Выполняют артикуляционные упражнения. |
| Задача – сформулировать основополагающий вопрос, поставить задача. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – формулировка проблемы в разных вариантах. Приёмы контроля – устный. Принцип – деятельностный. | Создаёт проблемную ситуацию. Помогает сформулировать основополагающий вопрос. -Ребята, давайте проговорим слоги со звуками Р и Л и послушаем, как они звучат: Ра – ла Ро – ло Ру – лу Ры – лы -Давайте подумаем, чем они похожи, а чем отличаются!
| Выдвигают свои предположения, гипотезы. Анализируют звуки, выделяют признаки, ставят задачу урока. |
| Задача – актуализировать знания учеников. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат- формулировка проблемы в разных вариантах. Приёмы контроля – устный. Принцип – деятельностный. | Уточнение представлений об артикуляции звука Р. Уточнение представлений об артикуляции звука Л. Артикуляция каждого звука, его развёрнутая характеристика. Сравнение артикуляций и характеристик звуков Р – Л.
| Анализируют артикуляционные профили, соотносят с положением своих органов артикуляции. |
| Задача – закрепление и расширение знаний по дифференциации звуков Р и Л\ в словах; Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – решение учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера. Приёмы контроля – устный. Принцип – деятельность в режиме диалога.
| Игра «Новое слово» -Я бросаю вам мяч и называю слово со звуком Л, а вы должны заменить его в слове на звук Р, и получится новое слово. Лак – рак Лов – ров Лад – рад Ложки – рожки -А теперь наоборот, заменяем Р на Л, и слушаем, что получится. Рама – лама Рука – Лука Розы – лозы Пир – пил Жир – жил (по ходу игры объясняется значение непонятных слов). Организует работу учащихся по решению поставленного вопроса по обобщению и закреплению знаний.
-Посмотрите на доску. Нам с вами нужно заполнить таблицу, используя слова со звуками Р и Л. (На доске таблица с графами «Транспорт», «Игрушки», «Спорт», «Фрукты») | Дети играют в предложенную игру
Дети выполняют задание на доске, выделяют в словах буквы Р и Л.
|
6. Физминутка | Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся. Форма – фронтальная. Средства – языковые. Результат – выполнение предложенных физических упражнений. Приёмы контроля – визуальный. Принцип – деятельностный. | -Теперь отдохнём. Встаём, выходим из-за парт, повторяем за мной движения, проговариваем стихотворение со звуками Р и Л:
Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега, из муки! | Дети повторяют слова и движения за учителем. |
7. Тренировочные упражнения по инструкции | Задача: развитие внимания, звуко-буквенного анализа, зрительного восприятия Форма – индивидуальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – решение учебной задачи, выполнение заданий проблемного характера. Приёмы контроля – письменный. Принцип – деятельностный | Задание на развитие зрительного восприятия. -На ваших карточках написаны длинные и ложные слова с буквами Р и Л. В словах первого столбика нужно зачеркнуть букву Р и указать, на каком месте в слове она стоит. В словах второго столбика то же самое делаем для буквы Л.
| Дети выполняют упражнение. Взаимопроверка. |
8. Офтальмологическая пауза | Задача – обеспечение благоприятных условий для самочувствия учащихся. Форма – фронтальная. Средства – языковые. Результат – выполнение предложенных офтальмологических упражнений. Приём контроля – визуальный. Принцип – деятельностный. | Офтальмологическая зарядка.
| Дети повторяют движения за учителем. |
характера | Задача: формирование умения работать с предложением Форма – индивидуальная. Средства –наглядные. Результат- формулирование четверостишья . Приёмы контроля – письменный Принцип – деятельностный | Актуализация и закрепление полученных на занятии знаний. -Ребята, у каждого из вас есть карточка с четверостишием, где пропущены буквы Р и Л. Вам нужно написать его в тетради, вставляя пропущенные буквы, и подчеркнуть Р одной чертой, Л – двумя. | Дети выполнят задания на карточках. Индивидуальная работа, самопроверка. |
| Задача: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Озвучивает результаты работы на уроке.
-Наш урок подошёл к концу. До свидания! | Отвечают на вопросы учителя (диалог) по решению учебной задачи. Подводят итоги урока с направляющей помощью учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Буквы К, к, звуки [к] и [к\']»
Данная методичекая разработка содержит технологическую карту урока обучения грамоте по УМК "Перспектива"...
технологическая карта урока обучения грамоте по теме:ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г
Номинация:«Авторские программы и разработки занятий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования».Автор: Власова Светлана...
Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"
Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,].
laquo;Буквы «Дд», обозначающие согласный звук [д, д,]»...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....