Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кучумова Наталья Дмитриевна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить отличатьзвук [х] от [х’],на основе фонетического анализа слов выделять звуки [х], [х’].
  2. Научитьобозначать новые звукина письме;читать слова с новой буквой.

Развивающие:

  1. Развивать аккуратность при выполнении заданий;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 10.12.2021

Школа: №95

Класс: 1‒1

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Кучумова Н.Д.

Группа: 42

Учитель:

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить отличатьзвук [х] от [х’],на основе фонетического анализа слов выделять звуки [х], [х’].
  2. Научитьобозначать новые звукина письме;читать слова с новой буквой.

Развивающие:

  1. Развивать аккуратность при выполнении заданий;
  2. Развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий;

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственное отношение к учению;

2. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


  1. Приветствие, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Дмитриевна.

‒Сейчас поочередно вы будете  касаться одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и продолжать фразу :

Желаю.. (соприкасаются большими пальцами);

У тебя сегодня… (указательными);

Я рад(а) , что ты…(средними);

Я думаю, что мы сегодня… (безымянными);

Благодаря уроку мы… (мизинцами);

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

  1. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Выполняют задание

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа де

Словесный: учебный диалог

Словесный: подводящий диалог

Фронтальная

  1. Формулирует задание.
  2. Организует повторение пройденного материала:

-Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

-Верите ли вы, что…

‒Звуки бывают гласные и согласные?

‒Гласные звуки не поются?

‒Согласные звуки произносятся с преградой?

‒Согласные бывают звонкие и глухие?

‒Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков?

‒Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?

‒Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие?

‒Есть буква, не имеющая звука?

‒Звуки мы видим и пишем.

‒На письме звук обозначается буквой?

- Что мы сейчас делали в игре?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.

Мы смеялись: …!

Сочинять он стал стихи -

Мы смеялись:…!

- С каких звуков начинались досказанные слова?

Отвечают на вопросы

‒да

‒нет

‒да

‒да

‒нет

‒да

‒нет

‒да

‒нет

‒да

‒повторили

‒ха - ха - ха!

‒хи - хи - хи!

‒[х] и [х’]

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: П: структурирование знаний

П: звуковой анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П:умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности

Презентация

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

– Исходя из нашего диалога, предположите, какова будет тема нашего урока.

‒Какую цель на урок мы можем поставить?

‒Давай попробуем составить этапы урока с помощью слов -помощников?

1.Узнаем…

2.Выполним…

3.Сделаем…

-Молодцы!

  1. Определяют тему и цель урока.

‒«Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.»

-Познакомиться со звуками [х] ,[х’]  и буквой, которая их обозначает.

1.Узнаем новую букву и её звук

2.Выполним практические задание

3. Сделаем выводы

Метапредметные:

Р: целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Парная

Аналитико - синтетический: анализ буквы.

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация, ассоциация

1.Организует работу с языковым материалом по теме.

- Покажите, как мы громко смеёмся?

- Покажите, как тихо смеёмся?

‒Произнесите друг другу слово ха и выделите первый звук.

- Как характеризуем звуки?

‒Давайте выделим первый звук из слова хи.

‒Какой вывод мы модем сделать?

- Определите в словах твердый или мягкий звук [х]  ?.

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый, химик.

‒Оцените свои успехи.

Я умею…

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквой «ха».

- Зачем нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Ха?

‒Послушайте стихотворение.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?

- Оцените свои успехи.        

Я знаю…

1.Отвечают на вопросы учителя

2.Высказывают своё мнение

‒ха-ха

‒ хи-хи-хи

- [X]

согласный, глухой, твёрдый, мягкий

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

- Глухой (ладошками прикрыли уши, не слышим звук)

- [X']

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

‒Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие.

Показывают синий или зелёный квадратик

Я умею слышать и отличать звуки [х], [х’].

‒Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

‒на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик

‒Я знаю букву Х.

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: сотрудничество

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Р: выполнение действия по заданному правилу

Р: оценка

Учебная презентация

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Словесный: учебный диалог

Фронтальная

1.Организует написание слогов, работу  в прописи.

-Познакомим букву “ха” с некоторыми гласными буквами.

- Дополните в парах слоги до слов

-Попробуем сделать сначала вместе

Х Е (хек, археолог …)

‒Продолжаем работать

1 вариант

Х А (характер, уха, муха …)

Х О (хорошо, хорек, хочу…)

2 вариант

Х У (художник, хулиган …)

Х И (химия, хирург …)

‒Кто хочет сказать, что у вас вышло?

Динамическая пауза «Хомка»

Высказывают своё мнение

Метапредметные:

П: структурирование знаний;

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: упражнение

Индивидуальная

1.Организует самостоятельную работу.

‒Выполним самостоятельную работу.

‒Вам нужно будет подчеркнуть слоги с мягким звуком «[х],» зеленым карандашом,

а слоги с твердым звуком «х» синим карандашом.

ХЯ – ХО – ХУ – ХИ – ХЕ – ХЫ

ХА – ХЭ – ХЮ – ХЁ – ХО – ХЯ

‒Давайте сравним работу с эталоном

‒Если у вас нет ошибок или 1, то нарисуйте себе солнышко, если 2 и более ошибок, то нарисуйте тучку.

Выполняют задание

Оценивают свою деятельность

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: оценка

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Практический:

Составление предложений

1. Организует чтение и письмо предложений.

‒Сейчас поработаем в группах.

‒У вас на партах лежат конверты со словами , вам нужно будет составить из них предложения.

‒Заканчиваем работу

‒Давайте посмотрим, что у вас получилось. Один представитель от команды выходит и прочитывает предложение.

‒Скажите, какой звук чаще всего присутствовал?

Выполняют задание

Метапредметные:

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

Р: оценка, фиксация затруднений

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

‒О чем мы сегодня на уроке говорили?

- Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где?

– Давайте подведём итог нашего урока. В этом вам помогут наши предложения

– Я сегодня узнал…– Я сегодня научился…

– Мне было трудно…– Мне понравилось…

– Было интересно…– Могу похвалить себя за то, что …– Больше всего мне понравилось….

‒Спасибо за урок, вы молодцы! До свидания!

Оценивают свою деятельность.

Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...