Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования
презентация к уроку по логопедии (2 класс)

Александрова Светлана Николаевна

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» Подготовила презентацию: Александрова С.Н, учитель-логопед высшей квалификационной категории Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного образования

Слайд 2

Среди обучающихся с ЗПР распространены нарушения письменной речи: чтения и письма ( дислексия и дисграфия ) – затрудненность в овладении чтением и письмом Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленная несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера https://dyslexiarf.com/proekty/kak-vidiat-liudi-s-disleksiei ТУ-КА –УТ-КА СО-КА-БА- СО-БА-КА Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма , проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций Писмо -письмо Лубит-любит Больит-болит

Слайд 3

Специфические ошибки при чтении : не могут составить из букв слоги (отрывают в нем звуки друг от друга) - Мэ А Мэ А - МАМА переставляют местами звуки в слове (не улавливают их последовательности) - РПАОВОЗ - ПАРОВОЗ неправильно читают буквы (при чтении заменяют одни звуки на другие)- ШЭНОК -ЩЕНОК при чтении пропускают буквы (не читают их) РОМАКА -РОМАШКА могут добавлять лишние звуки РОМШАШКА читают очень медленно плохо понимают прочитанный материал (часто не понимают его вовсе) не могут запомнить прочитанное и пересказать его

Слайд 4

Специфические ошибки при письме: не могут писать ровно, то есть удерживать строку пишут буквы разного размера ( Т,а,Ж,и ) могут писать вместо одних букв другие ( вом –дом) могут добавлять буквы в словах ( ропса –роса) пропускают буквы в словах ( гач – грач) переставляют их местами (марашки-ромашки) могут писать слева направо ( нофелет ) могут разрывать при письме слово на части (ба рабан ) могут слитно писать два слова подряд ( котудома ) у них очень плохой почерк (абракадабра)

Слайд 5

«Ложная дисграфия » - ЭВОЛЮЦИОННАЯ Ошибки начинающих обучение могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма Признаками незрелого навыка письма могут быть: отсутствие обозначения границ предложений (нет точки) слитное написание слов ( уокна ) нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных (определенную роль играет фактор частотности использования конкретных букв в языке); У у нехарактерные смешения; Т,П зеркальная обращенность букв. З,Е Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии , если эти ошибки единичны и нестойки

Слайд 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Игровые( «Мячик-слово») Игры для развития техники чтения « Чтениум » Логопедическая сказка Нейродинамическая ритмопластика Логоритмика Фонетическая ритмика Кинезиотерапевтические упражнения Дидактические игры Презентации ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Тренинговые «Учат в школе » Кодирование против дисграфии Интерактивные онлайн платформы Метод проектов «Профилактика оптической дисграфии » Логопедические квесты « Чумачечий квест »

Слайд 7

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА АКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 8

Правила и термины можно переложить в песенки - запоминалки , стишки и сказки, и обучающиеся с ЗПР непроизвольно и легко будут запоминать их, применяя в дальнейшем на уроках

Слайд 9

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ПРАВИЛ И ТЕРМИНОВ на уроках русского языка Еще есть таинство одно, Занятие такое: Глазами вижу я одно, А слышится другое. Это сад, а слышу сат , Это рад, а слышу рат , Что – то тут неладно, брат! Это зуб, а слышу суп, Это чуб, а слышу чуп , Это куб, а слышу куп. Может я немножко глуп? Много роз, а слышу рос, Десять коз, а слышу кос. Может быть, я не дорос? https ://www.labirint.ru/books/640598/ Успокойся, все в порядке, Я скажу тебе отгадку: На конце стоит согласный, Ты же сделай, чтоб был гласный: Встанет он возле него, И поймешь, что от чего: СА Д – СА Д Ы; ДУ Б – ДУ Б Ы ЛА Д – ЛА Д Ы; ЧУ Б – ЧУ Б Ы КУ Б – КУ Б Ы (Обучающиеся, держась за руки, идут по кругу; при произнесении звонких согласных руки вверх, при произнесении глухих закрывают уши;. При произнесении вопросительных предложений пожимают плечами и руки в стороны; обучающиеся, держась за руки, идут по кругу)

Слайд 10

Стишки- запоминалки на орфограммы для первого класса Слова, в которых ЖИ и ШИ, Ты с буквой «И» всегда пиши. А если встретишь ЧА и ЩА, То с ними дружит только «А». В словах, где есть ЧУ-ЩУ, ЖУ-ШУ, После согласной – буква «У». С «Ю» исключений только три: БрошЮра , парашЮт , жЮри . ЦЫган на цЫпочки поднялся И цЫкнул на цЫплёнка : « ЦЫц !»

Слайд 11

Игра может использоваться на уроках обучения грамоте для отработки произношения звуков и слогов. «Самолёт летит в Москву, у-у,у-у !» «Самолёт летит в Несвиж, иж-иж-иж !» «Самолёт летит сквозь тучу,чу-чу,чу-чу,чу-чу !»

Слайд 12

Многократное повторение, требуемое для успешного овладения знаниями, не будет заурядным и монотонным. Зазубривание, столь опасное для процесса обучения будет устранено, а сам процесс обучения в образовательном учреждении будет интересным и эффективным для обучения и развития обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного образования

Слайд 13

КОДИРОВАНИЕ ПРОТИВ ДИСГРАФИИ ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 14

Кодирование движением А - хлопнуть в ладоши О – хлопнуть по коленкам У – ударить кулаком о кулак И – хлопнуть в ладоши над головой АУ, ИО, ООА, ОАУ, ОАО, УУА, УАО, УАОИ, АОИУ, ОАОИ и т.д . Кодирование символами: А – У - О –

Слайд 15

Активный метод обучения игра «Угадай букву» на уроках обучения письму, обучению грамоте и русского языка для лучшего закрепления образа новых букв, закрепления орфограмм в словах, развития внимания и памяти Учитель даёт характеристику буквы, не называя её. Обучающиеся должны отгадать и изобразить букву пальцами рук или телом: Т - ноги вместе руки вытянуты в стороны У – руки вытянуты над головой и чуть разведены в стороныноги вместе ( Каждая буква имеет свой способ изображения)

Слайд 16

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЯЧИК-СЛОВО» АКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 17

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мячик - слово» Задание: - Я тебе кидаю мячик и называю слово, а ты кидаешь мячик мне обратно и говоришь, какую букву ты напишешь на первом (втором, третьем и т.д.) месте АКТИВНЫЙ МЕТОД СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ Можно просто называть слово и цифру - СОРОКА 2 ,4. Это значит, надо назвать буквы, которые напишешь на втором и четвертом месте. Таким образом, мы можем отработать все словарные слова или слова из письменных работ, слова, которые надо научиться читать, писать, произносить. Так же применять на уроках русского языка во время изучения тем: «Единственное - множественное число» «Приставки – предлоги» «Антонимы» (Любая тема по словообразованию и словоизменению)

Слайд 18

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БУКВЫ - ПРЕДМЕТЫ» АКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 19

Обучающимся с ЗПР предлагается дополнить пластилином или дорисовать к напечатанной букве элементы предмета, на который похожа буква: Д похожа на Д ом. Приделаем к ней окошко и трубу Ж на Ж ука. Н адо сделать голову и спинку Такая игра помогает ребёнку соединить образ буквы с созвучным словом и далее со звуком

Слайд 21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ

Слайд 22

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА https://mersibo.ru/online-games https://distant.uchi.ru/lessons-1-4 https://slogy.ru/blog/disleksiya-u-detei https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka

Слайд 23

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМА МЕРСИБО Интерактивные игры на пространственное мышление и последовательность как профилактика грамотного письма Печатные задания к играм Создание собственных пособий для работы с чтением и письмом

Слайд 24

ОНЛАЙН ПЛАТФОРМА СЛОДЖИ Обучающийся проходит по одному уроку ежедневно по 7-15 минут в день. Принципиальное значение для занятий с использованием интерактивных игр имеет ограничение по частоте: не более одного урока в сутки. Этого достаточно для достижения результата. Слишком частое повторение не ускоряет обучение, но повышает риск пресыщения и снижения мотивации . https://youtu.be/Vddn0_kKzHY

Слайд 25

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОВЕРШЕНСТВУЕТ: КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ; ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕПОДАТЬ МАТЕРИАЛ В ДОСТУПНОЙ, ИНТЕРЕСНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ; СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ, ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ; ФОРМИРУЕТ КОММУНИКАТИВНУЮ, ЛИЧНОСТНУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНЦИИ.

Слайд 26

Литература : Лалаева Р. И. Нарушение у младших школьников. М., 1998. Хрестоматия по логопедии. Ч. 2. М., 1997. Логопедия/ Под. ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002. Логопедия в школе: практический опыт/под редакцией Кукушина В.С./учебно-практическое пособие. – М., 2004. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы и методы в работе учителя-логопеда

Проводя логопедические занятия, используя нетрадционные методы можно легко и эффективно повысить уровень обучаемости детей....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...

Анализ педагогического опыта использования активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

В работе рассматривается эффективность использования активных и интерактивных методов обучения на  уроках русского языка в начальной школе...

"Использование интерактивного стола в работе учителя-логопеда"

quot;Использование интерактивного стола в работе учтиеля-логопеда"Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды  активно включ...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...