Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Анастасия Владимировна Семенова

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема занятия: «Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры».

Цель: Закрепление навыка звукобуквенного и слогового анализ слов различной структуры. 

  1. Основные задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: 

Развивать сложные формы фонематического анализа, слоговой анализ и синтез.  Совершенствовать навык выделения ударных и безударных слоги. Развивать умение дифференцировать буквы гласных и согласных звуков. Развивать навык выделения гласных и согласных из слов.

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового внимания, зрительно-пространственного восприятия, представлений и ориентировки, слуховой памяти, зрительной памяти, мыслительных процессов

Коррекционно-воспитательные: 

воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий. 

Оборудование занятия: зеркало, дидактический материал (картинки, игрушки).

  1. Лексико-грамматический материал: слова, предложения.

План занятия

Структурные этапы коррекционно- развивающего занятия

Планируемые результаты

Организация взаимодействия

Методы и приёмы, реализации задач и

достижения результатов

Деятельность учителя- логопеда

Деятельность детей

Организационный

этап занятия

Создание положительной мотивации у ребенка для работы на занятии.

Логопед приветствует ребенка, настраивает его на работу.

Ребенок приветствует логопеда.

Приветствие обучающегося, настрой на рабочий лад.

Введение в тему

Разминка органов артикуляции. Развитие длительной воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

  1. Учитель-логопед предлагает выполнить по показу артикуляционную гимнастику.

Упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Пароход гудит», «Чистим верхние зубки», «Вкусное варенье», «Маляр».

  1. Учитель-логопед проводит пальчиковую гимнастику.

Ножки, спинки и сиденье –

(Левая ладонь вертикально вверх).

Вот вам стул на удивленье.          

(К её нижней части приставляется кулачок).

У стола четыре ножки,                    

(Левая рука в кулачок, сверху на кулачок).

Сверху крышка, как ладошка.        

(Опускается ладошка).

  1. Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику.

Упражнение «Забей мяч в ворота»

Обучающийся активно выполняет все виды упражнений и заданий с помощью педагога.

Практические методы: пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Основной этап

Закрепление у ребенка навыков звукобуквенного анализа.

  1. Учитель-логопед показывает ребенку картинку с буквами: П  О У Р Т П А Е Ч Ш Л Ы Е В  С  У П Т Д В К И Ж Е.

И просит прочитать слово из красных букв. Задает наводящие вопросы.

  1. Учитель-логопед проводит дидактическую игру «Найди звук». (С помощью предметных картинок, выстроенных в ряд, ребенку необходимо найти общий звук в ряду и составить слово).
  2. Педагог проводит игру на развитие слогового анализа. (Ребенок должен  определить количество слогов в слове).

Ребенок выполняет задания по инструкции учителя-логопеда.

Словесные методы: беседа, наводящие вопросы. Наглядные методы: показ картинок.

Практические методы: дидактические игры.

Динамическая

пауза

Смена вида деятельности, восстановление концентрации.

Учитель-логопед проводит

физкультминутку:

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Ребенок выполняет задание, повторяя за учителем-логопедом.

Практические методы: двигательные упражнения.

Основной этап

Формирование умения правильно определять место изучаемого звука в словах. Расширение словаря прилагательных.

  1. Учитель-логопед проводит игру «Подскажи». (Ребенку необходимо придумать слово в рифму и повторить все стихотворение).

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Ла-ла-ла, пчелка песню…                (пела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

  1. Логопед просит ребенка назвать слова, в которых изучаемый звук будет находиться Вначале, в середине в конце.
  1. Логопед проводит игру «Придумай сам». (Педагог показывает ребенку картинку и просит ответить на вопросы. Образец: Лыжи какие? — Лыжи длинные, пластиковые, лёгкие).
  2. Педагог просит ребенка провести звуко-буквенный анализ слов. (лыжи, лук, лопата, ластик, жираф, логопед, лото).

Обучающийся активно выполняет все виды упражнений и заданий с помощью педагога.

Словесные методы: беседа, наводящие вопросы. Практические методы: дидактические игры.

Заключительный

этап

Рефлексия, закрепление пройденного на занятии.

Учитель-логопед задает ребенку вопросы: Какой звук мы сегодня повторяли?  Что ты запомнил из нашего занятия? Справился ли ты с заданиями?

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, дает оценку своим действиям, благодарит педагога за занятие.

Словесные методы: беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры

Логопедическая тема: «Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры”.Лексическая тема: «Весна”.Грамматическая тема: «Вто...

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.Воспитательная: развитие умения...