I. Организационный момент. - Сядет тот, в чьем полном имени после В’ – И. - Сядет тот, в чьем полном имени перед Л’ – А. - Сядет тот, в чьем полном имени между Е и О – Р.
II. Сообщение темы. 1.- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это? На доске – схема слова «ПИСЬМО»:
- Слушайте! Я буду говорить разные слова. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете этот предмет. А) Сначала Б’, потом И, потом Л’, потом Е, потом Т. - Подходит это слово к схеме?
Б) Сначала П, потом А, потом К’, потом Е, потом Т. В) Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом О. - Запишите слово «ПИСЬМО» в тетрадь. Сколько в слове букв, звуков?
2. – Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. (В письме напечатаны русские буквы и иностранные). ТSWРИ КVОРОUЛWЕZВЫ ПSОWХИYТИWSЛ КGОLЛДУWН. ПОWFМОYГИVТЕ FIИМ ! - В письме просьба о помощи. Выручим королев?
III. Основная часть. 1) – Сначала узнаем, как зовут колдуна. У каждого учащегося карточка: С К З Ф Л С П Д П О Т Р - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.
2) Составление схемы предложения. - Я была уверена, что вы согласитесь помочь королевам. Отправим ответ на письмо. Я составила предложение, только слова высыпались и потеряли свои места. СЛОВА: ПОМОГУТ РЕБЯТА ВАМ - Составьте схему этого предложения и звукослоговой анализ каждого слова.
3) Развитие языковых представлений (Подбор слова к схеме). - В этом нелёгком пути нам нужен помощник. (Каждому учащемуся выдаётся карточка с силуэтами животных, наложенных друг на друга). - Кто спрятался на карточках? На доске выставляются карточки со словами: ВОЛК МЕДВЕДЬ ОЛЕНЬ ЛИСА Схема на доске: = - мягкий согласный - - твёрдый согласный 0 – гласный - Один из этих зверей знает самую короткую дорогу. Подобрав к этой схеме слово, вы узнаете нашего помощника. Кто этот зверь?
4) Зрительная гимнастика. (Выставляется пособие «СУГРОБЫ» - гимнастика для глаз). - Сейчас зима. В лесу много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб.
5) Динамическая пауза + развитие словарного запаса. - Медведь спит в берлоге. Чтобы разбудить его, надо растопить сугроб, называя ласковые слова о весне. На каждое слово – прыжок. - Весна (какая?)… - Слова, какой части речи вы сейчас называли?
- Появляется медведь (на доске выставляется картинка с изображением медведя), он говорит о препятствиях-заданиях. - «Выполните задания – освободите королев».
6) Звуковое моделирование. - Кого боится медведь? - Как называется семья пчёл? На доске – карточки со словами: - Замените букву, обозначающую звонкий твёрдый согласный звук на «П». На доске: - Замените букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный на «М». На доске: - Замените гласную букву в слове на «А». На доске:
- Что обозначает слово «МАЙ»? - Мы отгадали имя одной из королев – МАЯ.
7) Звуковые дорожки. У каждого ученика – звуковая линейка. - Какой 3-й звук в слове «ГРАЧ»? - Какой 1-й звук в слове «ПРОТАЛИНЫ»? - Какой 4-й звук в слове «ФЕВРАЛЬ»? - Какой 4-й звук в слове «КАПЕЛЬ»? - Какой 1-й звук в слове «ЛЕДОХОД»?
- Сложите из выставленных букв слово. - Сколько звуков в слове «АПРЕЛЬ»? букв? - Назовите гласные звуки, согласные звуки. - Запишите слово в тетрадь, подчеркните гласные буквы. - Что обозначает слово «АПРЕЛЬ»? - Мы отгадали имя следующей королевы – АПРЕЛЬКА.
8) Развитие оперативной речеслуховой памяти. - Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? Какое слово лишнее и почему?
9) Буквенная арифметика. - Отгадайте слово на доске: 3 2 1 4 5 Р А М К А
10) Грамматическая арифметика. - На доске – карточка с примером: МАРКА – КА + Т =
- Мы отгадали имя последней королевы – МАРТА. 11) Закрепление фонематического анализа. - Мы должны отгадать предмет, который укажет дорогу к королевам. - Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. 1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ 2. ОКНА, КРУГИ, МАК - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 3. МЫШЬ, ШУБА, ШОВ 4. МЫЛО, СЫР, КОСЫ 5. НОС, ЛУНА, СЫН - Мы отгадали следующий слог слова. Прочитайте его справа налево. 6. ПОЛ, ЛАК, СТУЛ 7. СОМ, РОТ, КИНО 8. САД, БУСЫ, ПЁС - Мы отгадали последний слог слова. Прочитайте его справа налево. - Слово получилось необыкновенное, заколдованное. Расколдовать поможет домик (Картинка на доске). В доме 3 двери: 2 – закрыты, 1 – открыта. Закрытая дверь соответствует закрытому слогу. Переставьте слоги.
12) Развитие высших психических функций. 1.- Солнышко укажет дорогу к королевам. - Посмотрите на замок колдуна. Догадайтесь, в какой башне скрывает королев колдун ЗЛО? 2.- Необходимо открыть дверь в башню. Определите правильный дверной ключ.
- Молодцы! Вы освободили королев. (на доске картинки: 3 королевы) 3.- Посмотрите на королевскую одежду и скажите, какая из них МАРТА, АПРЕЛЬКА, МАЯ. (При правильном определении королев выкладывается слово «МОЛОДЦЫ»).
13) Подведение итогов урока. - В какое путешествие мы сегодня отправились? - С какими заданиями-препятствиями столкнулись? - Как в будущем помогут нам эти задания?
14) Домашнее задание. - Вспомнить признаки весны.
15) Оценка деятельности учащихся. 16) Организованное окончание урока. |
- Виктория - Алексей - Егор Учащиеся садятся на свои места.
- БИЛЕТ.
- Слово подходит к схеме по количеству звуков, а по расположению звуков – нет. - ПАКЕТ. Слово не подходит к схеме. - ПИСЬМО. Слово подходит к схеме по количеству звуков и по их расположению.
- 6 букв, 5 звуков.
Учащиеся вычеркивают иностранные буквы и читают текст письма. «Три королевы похитил колдун. Помогите им!»
- Да.
- 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие) - 2 строка – Л (Л – непарный согласный) - 3 строка – О (О – гласный)
- Имя колдуна – ЗЛО. (Учащиеся записывают это слово в тетрадь).
Учащиеся составляют предложение, переставляя карточки со словами: РЕБЯТА ПОМОГУТ ВАМ.
1 ученик – у доски, остальные на рабочих местах рисуют схему предложения и звукослоговой анализ слов.
Учащиеся называют животных: ЛИСА, ВОЛК, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.
Учащиеся по количеству звуков определяют название животного, выполняют анализ каждого звука.
- МЕДВЕДЬ (учащиеся записывают это слово в тетрадь).
Учащиеся обводят глазами сугробы по 2 раза в одну сторону и в другую. Определяют самый большой сугроб.
-Красивая, нежная, задумчивая, весёлая и т.д. - Имена прилагательные. (Учащиеся вспоминают правило об имени прилагательном).
- Пчёл. - Рой пчёл.
- Получилось слово: ПОЙ
- Получилось слово: МОЙ
- Получилось слово: МАЙ (Учащиеся записывают в тетрадях цепочку слов).
- Май – 3-й весенний месяц.
- гласный звук «А». На доске выставляется буква – А. - согласный звук «П». На доске буква – П. - согласный твёрдый звук «Р». На доске буква – Р. - гласный звук «Э». На доске буква – Е. - согласный мягкий звук «Л». На доске буква – Л.
- АПРЕЛЬ. - 5 звуков, 6 букв. - Гласные: «А, Э». Согласные: «П, Р, Л».
- 2-й месяц весны.
- Грач, проталины, февраль, капель, ледоход. - Лишнее – февраль, это слово относится к зимней теме, остальные слова – к весне.
- МАРКА
- МАРТ
- Общий звук – О. На доске буква – О. - Общий звук – К. На доске буква – К. - Слог: КО
- Общий звук – Ш. На доске буква – Ш. - Общий звук – Ы. На доске буква – Ы. - Общий звук – Н. На доске буква – Н. - СЛОГ: НЫШ
- Общий звук – Л. На доске буква – Л. - Общий звук – О. На доске буква – О. - Общий звук – С. На доске буква – С. - СЛОГ: СОЛ
Учащиеся работают с буквами из разрезной Азбуки, получается слово: СОЛНЫШКО.
- Королевы спрятаны в башне с солнышком. Учащиеся работают на индивидуальных карточках, в правом нижнем квадрате рисуют дверной ключ. Учащиеся вспоминают признаки весенних месяцев и распределяют королев по именам.
- Полученные знания помогут нам писать без ошибок.
|
Комментарии
Очень сложное занятие.
Очень сложное занятие. Уверенна, что урок провели на отлично. Понравились переходы плавные. Очень важно, что анализ и синтез звукослоговой структуры провели, детей заинтересовали. Намеченные задачи выполнили.