Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) по теме
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusalochka.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по коррекции дисграфии смешанного вида
2 «А» класс
Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой
структуры.
Лексическая тема: Морское путешествие к подводному королю.
Грамматическая тема: Правописание имён собственных. Ударение.
Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Задачи: Образовательные:
- Закреплять знания учащихся о согласных звуках [Р-Р’], [Л-Л’].
- Учить дифференцировать согласные звуки в слогах, словах.
- Закреплять знания учащихся о правописании имён собственных, закреплять навык
постановки ударения.
Коррекционные:
- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом
звука.
- Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,
совершенствовать фонематические представления.
- Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Развивать диафрагмальное дыхание.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать умения работать с деформированными словами.
- Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Морские обитатели».
- Развивать конструктивную деятельность.
- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки,
слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Развитие навыка самоконтроля.
- Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.
- Воспитание вежливого отношения к товарищу.
Оборудование: Магнитная доска, карта, демонстрационные картинки с изображением (Русалочка Ариэль, Король Тритон, принц Эрик, чёрная каракатица Урсула), набор картинок с изображением морских рыб (мурена, рыба-шар, рыба-луна, парусник, скат, камбала, рыба-пила), фигурки – игрушки (зеркало – водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, рак, золотая рыбка, замок, акула, дельфин, осьминог, черепаха, ключ), карточки с заданиями для индивидуальной работы, звуковые линейки, зеркала, пособие «Акулы», слоговые карточки с зашифрованными именами, таблица – гимнастика для глаз «Морские обитатели», магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком.
Содержание занятия
I. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы».
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
1. Развитие фонематического анализа, синтеза.
На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.
- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.
Задание: Решить примеры со слогами.
2 + 2: вода + каша
1 + 2 + 1: ананас + колёса + шалун
1 + 2: акула + няня
1 + 2: диван + схема
Какие получились имена?
2. Знакомство с героями занятия.
Предлагается карточка с силуэтами предметов, наложенных друг на друга. Учащиеся должны их узнать и назвать.
1). Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).
- Мы не случайно вспомнили жителей водной стихии. Сегодня я предлагаю вам отправиться в …
- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.
- Мы отправляемся …
(На доске:
Е ПУ ТЕ
ШЕСТ ВИ |
- Да, в путешествие на морское дно, в гости - к кому?
2). Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
(У каждого учащегося карточка с зашифрованным словом. Назвать каждую картинку, определить указанную цифрой букву, записать её, прочитать полученное слово).
- Да, в гости к подводному королю. Подумайте и скажите, в каких сказках, известных вам, события происходят на море или на его дне?
(Выставляется на доску изображение Русалочки. Учащиеся припоминают название сказки, автора).
- Прочтите на доске имя Русалочки по стрелкам.
3). Сообщение логопедической темы.
- Русалочка приглашает вас посетить подводный замок её отца – подводного короля. Его имя прочитайте по волне. (Запись имени (по волне) на доске).
(Выставляется картинка короля Тритона).
– Русалочка предлагает посмотреть, как живут морские жители. Но сначала необходимо узнать тему занятия.
- Назовите в слове Русалочка две согласные, которые обозначают звонкие твёрдые звуки, сходные по звучанию и образованию.
- Назовите в слове Ариэль две согласные, которые обозначают звонкие мягкие звуки, сходные по звучанию и образованию.
II. Основная часть.
1.Уточнение связи буквы и звука.
Сравнение звуков Р-Л по звучанию.
(Учащимся предлагается произнести звук [Р] и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает.
Учащимся предлагается произнести звук [Л] и сказать, какое звучание он напоминает).
2. Сравнение звуков [Р]-[Л ]по артикуляции.
А) Определение общего в артикуляции звуков [Р] и [Л].
- Произнесите звуки [Р] и [Л]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
Б) Определение отличия в артикуляции звуков [Р] и [Л].
3.Соотненсение звуков [Р] и [Л] с печатными и рукописными буквами.
-Какой буквой обозначается звук [Р]? Звук [Л]?
(На доску выставляются буквы Р – Л).
- Запишите тему занятия в тетрадь.
(Учащиеся записывают в тетради имя Русалочки и короля, подчёркивают букву Р – одной чертой, Л – двумя чертами, ставят ударение в словах).
4. Соотнесение букв Р-Л с символами для их обозначения на письме.
- Чтобы погрузиться в подводный мир, необходимо выполнить задание на карточке, дать характеристику звукам [Р]-[Л].
(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).
5. Развитие логического мышления.
- Как только мы согласились посетить морское царство, сразу нашлось множество друзей Русалочки, готовых показать нам подводное царство. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Логопед выставляет ёмкость с водой, в ней различные животные: черепаха, акула, дельфин, осьминог …)
- Вы знаете, я не очень хочу путешествовать на акулах, а вы?
- Может, нам отказаться от их помощи и выбрать из оставшихся помощников?
Учащиеся расставляют животных в порядке увеличения скорости их движения.
6. Работа по развитию слогового анализа и синтеза.
- Вот мы перед воротами подводного замка. Около ворот стражник-рак. Ворота откроются, если мы выполним задание рака. Я буду называть слоги, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [Р-Р’] – Х, звук [Л-Л’] – точка.
(СЛОГИ: ол-ор-ла-ро-ло
ал-ру-ур-ри-ла
лу-ул-ру-ле-ли
ыл-эл-ре-лы-ле
ил-ля-ря-ра-ёл
- Изображение какого предмета получилось? (КЛЮЧ). Откроем ворота и войдём в замок.
7. Обогащение словаря по теме «РЫБЫ». Развитие звукобуквенного анализа на уровне слова.
- Мы попали во дворец морского короля Тритона.
Он очень рад встрече с нами и приглашает осмотреть владения. Вместе с царской свитой мы встречаем множество рыб. Рассмотрите картинки с изображением рыб и отберите только те, в названии которых есть звуки Р-Л.
(Картинки: мурена, скат, рыба-шар, рыба-пила, парусник, камбала, рыба-луна, чёрно-белый силуэт золотой рыбки).
- Что лишнее в ряду этих картинок?
8. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.
- Пока мы знакомились с рыбами, Русалочка поднялась на поверхность и заметила прекрасного принца. Девушке захотелось познакомиться с ним.
-Имя принца прочитайте по зеркалу.
. (Выставляется картинка принца Эрика).
-Но Русалочка испугалась, что ему не понравится девушка, у которой вместо ног хвост. Русалка вспомнила о злой волшебнице – Черной Каракатице – и поспешила к ней. (Выставляется картинка злой волшебницы Урсулы).
- Прочитайте имя волшебницы справа налево. (На доске – ).
(Запись слова в тетрадь, постановка ударения).
-Опередите Русалочку, не дайте ей попасть в беду. Дайте письменно ответы на вопросы.
- «Я … не боюсь, если надо уколюсь».
- Его разожгли в лесу.
- Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача.
- Им покрывают поверхность чего- либо для блеска.
- В бане было очень …. .
(Ответы: укол, костёр, игла, лак, жарко.)
9.Развитие звукобуквенного анализа.
- Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русалочки – смелый маленький …
З Б К В
р Л Ч К
Д В А П
С Б К Ф (КРАБ)
- Он хочет поплыть к прекрасному принцу и всё ему рассказать. Краб верит в то, что, увидев чудесную девушку, принц сразу полюбит её.
Помогите маленькому крабу.
10. Гимнастика для глаз.
- Но Урсула хочет помешать маленькому крабу . Она устроила на море шторм. Подул мощный ветер. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают?
На доске – таблица:
- Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько акул плывут в левую сторону.
На доске – пособие «Акулы».
11. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.
- Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.
12. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.
- Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.
Пары слов: укол - укор, игла-игра, костёр – костёл, лак – рак, жарко - жалко.
(Из словаря: УКОР – упрёк, порицание. Костёл – польское название католического храма.)
- С вашей помощью краб добрался до принца и рассказал ему о несчастье. Принц спешит к морю на помощь Русалочке. А вот и пещера Черной Каракатицы. Путь в неё преграждают злые осьминоги.
Помогите принцу преодолеть это препятствие.
(Каждый ученик получается карточку со словами, в которых пропущены буквы Р – Л и с закодированным в виде точек рисунком).
Р | Л | |
ПИ … А | 1-2 | |
ИГ … А | 2-3 | |
МУ … ЕНА | 3-4 | |
КАМБА … А | 4-5 | |
ДЕ …ЬФИН | 5-6 | |
ПА … УСНИК | 6-7 | |
МО … ОТ | 7-2 | |
К … ОУН | 2-8 | |
8-1 | 1-8 |
- Вставьте в слова пропущенные буквы Р – Л.
Если в слове пропущена буква Р, найдите числа, указанные в колонке «Р». Если в слове пропущена буква Л, найдите числа, указанные в колонке «Л». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, кто поможет принцу справиться с Урсулой.
- Какое изображение получилось?
- Это изображение золотой рыбки, которую мы должны освободить.
- Запишите слово «золотая рыбка» на пустой строке в таблице.
13. Буквенная арифметика.
- В пещере злой волшебницы принц Эрик обнаружил ….
Отгадайте слово на доске:
К А Р Т И Н А
1 5 3 4 2
(Выставляется изображение карты).
- Я думаю, что по этой карте мы найдём то, что нам поможет справиться с Урсулой.
14. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.
- Мы отправляемся на поиски золотой рыбки.
(Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного, замок).
- Используя карту, проложить путь по песку к КРЕСТУ с помощью полосок.
15. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.
- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
(Игрушка - золотая рыбка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт золотую рыбку).
III. Итог занятия.
1)- Ребята, золотая рыбка освобождена. Она поможет снять колдовские чары с Русалочки.
-Рыбка даёт принцу волшебный букет. В нём есть волшебный цветок с буквами нашего занятия.
- Найти и раскрасить этот цветок карандашом такого цвета, какое настроение у вас на данный момент.
- Колдовские чары сняты с Русалочки. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
2) - В какое путешествие мы сегодня отправились?
- С какими заданиями столкнулись?
- Какие звуки сравнивали?
- Как пишутся слова, обозначающие имена собственные?
- Как в будущем помогут нам эти задания?
3) Оценка деятельности учащихся.
4) Организованное окончание урока. - Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"
Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....
Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...