Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»
план-конспект по логопедии

абдулина марина наильевна

Цели:

  1. Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.
  3. Воспитательная: развитие умения общаться в учебной ситуации (сотрудничество в парах).

Задачи:

  • Закреплять чёткую артикуляцию звуков.
  • Определять место звуков и букв в слогах и словах.
  • Дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки.
  • Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
  • Упражнять в построении словосочетаний и предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звуко-слоговой структуры»

Цели:

  1. Образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Развивающая: развитие фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, внимания.
  3. Воспитательная: развитие умения общаться в учебной ситуации (сотрудничество в парах).

Задачи:

  • Закреплять чёткую артикуляцию звуков.
  • Определять место звуков и букв в слогах и словах.
  • Дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки.
  • Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
  • Упражнять в построении словосочетаний и предложений.

Оборудование:

  • карточки с названиями игр: «Произнеси чисто», «Найди пару», «Буквенный дождь», «Фотоателье», «Наши успехи»;
  • карточки со словами: скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол;
  • картинки птиц: скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол;
  • «капельки»-буквы: «ц», «ш», «ч», «щ», «с»;
  • зеркала;
  • игра «Найди пару».

Ход занятия

Психологический настрой:

Добрый день! – зверям и птицам.
Добрый день! – весёлым лицам.
Добрый день! – гостям и детям.
Добрый день! – всему на свете.

— Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука «В». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)

— Какой звук помог вспомнить добрые слова о себе?

— Расскажите о нём. (Согласный, звонкий, парный.)

—Учебный год скоро закончится, поэтому нужно проверить наши знания, оценить их. Посмотреть, чему мы научились.

Тема занятия:

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? ( Ответы детей)

—Вы всё правильно сказали. Сегодня мы будем рассказывать о звуках и буквах. Будем участниками игры «Грамотеи».

— Кто такие грамотеи?

Повторение:

1. Начинаем игру. Первое задание – «Произнеси чисто».

Придвиньте зеркала, начинаем работу.

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.

— Какой звук часто повторяется? Расскажите о нём. («ш» - согл., глухой, твёрдый)

Чайные чашки в печали
Стуча и бренча закричали.
(«ч» - согл., глухой, мягкий)

В цветнике цветут цветы.
(«ц»- согл., глухой, твёрдый)

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
(«щ» - согл., глухой, мягкий)

— Оцените нашу работу.

— Покажем, что с первым заданием мы справились (Прикрепить фишку на карточку с названием игры).

2. Игра «Найди пару».

Поработайте самостоятельно. У каждого из вас есть схема какого-то слова. Подберите к схеме нужную картинку. (Картинки: флажок, юла, щётка, кружки)

— Быстро и правильно выполнил работу Гусев Костя. Попросим его рассказать о звуках в слове апрель.

—Подведём итоги. (Прикрепляем фишку).

3. Игра «Буквенный дождь».

А теперь игра другая:
Мы подробно отвечаем.
Никогда мы не спешим
И красиво говорим.

Продолжим игру. Другое задание – «Буквенный дождь».

В небе печальные тучи бегут.
Тучи рыдают и слёзы текут.
Слёзы текут дождём.
А тучи обидел маленький гром,
Который по тучам стучал молотком.

На доске картинка: тучи и «капельки»- буквы.

— У каждой капли есть имя. Скажем его. Для этого назовём правильно буквы.

— Даны слова с пропущенными буквами. Вам нужно вставить нужную «каплю» с буквой в слово. Прочитать полученное слово.

скворе ∙

∙айка

куку ∙ ка

ласто ∙ ка

∙ егол

(Скворец, чайка, кукушка, ласточка, щегол)

— Что общего у этих слов? (Обозначают названия птиц).

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сказать слово из частей.

— Сколько слогов в слове СКВОРЕЦ? (Докажи).

— Найди слово с таким же количеством слогов.

— Расскажите об оставшихся словах.

— Подберите к словам, обозначающим птиц подходящие по смыслу слова из второго столбика. Объясните свой выбор.

СКВОРЕЦ

БЕЛОКРЫЛАЯ

ЧАЙКА

ВЕСЁЛЫЙ

ЛАСТОЧКА

НАРЯДНЫЙ

ЩЕГОЛ

ДЕРЕВЕНСКАЯ

  • Весёлый скворец. Распевает по утрам и вечерам свои звонкие песенки. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Он умело подражает голосам многих птиц.
  • Белокрылая чайка – по цвету оперения.
  • Нарядный щегол – по яркому разноцветному оперению.
  • Деревенская ласточка. Имеет очень примечательный хвост-вилочку. Городская ласточка не имеет длинной «вилочки» на хвосте и красного пятна на горле.

(Оценка работы)

4. Сейчас мы побываем в «Фотоателье».

— Вы видите фотографии птиц, названия которых вы только что читали.

—Назовите птиц слева направо,
справа налево?

— Кто находится слева от скворца?
справа от ласточки?
между скворцом и щеглом?

— Назовите птицу, которая осталась без фотографии. (Кукушка).

— Какие одинаковые звуки в этом слове?

— Какие они по счёту? («к» - первый, третий и шестой, «у» - второй и четвёртый)

— Почему эту птицу так называют? (Наверное, потому, что она очень долго может куковать, словно болтушка, «говорит одно и то же: «ку-ку», «ку-ку».)

— Что вы знаете об этой птице? Расскажите. (Она хорошая труженица, поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели)

— Кто слышал кукование кукушки в лесу?

— Мы редко слышим кукование кукушки, когда бываем в лесу. Послушаем, как кукует кукушка. (Звучит фонограмма)

Ку-ку! – отзываются эхом
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой
Облака.

Итог

 Вот и закончилась игра «Грамотеи». Подведём итоги.

— Какие игры вам понравились?

— Где испытывали затруднения?

— Можем ли мы назвать себя грамотеями?

— Хочется поблагодарить вас за активную работу. Кому бы вы сказали спасибо за активную работу на занятии?

Вы по праву можете считать себя грамотеями, так как вы справились со всеми предложенными заданиями, на занятии были активны.

За хорошие успехи каждому из вас вручается знак «Грамотей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...

Развитие фонетического анализа на материале слов различной звукослого-вой структуры.

Логопедическое занятия составлено для работы с группой учащихся 3 класса, имеющих заключение: дисграфия.Направлено на: прививитие умения ориентироваться в лексических и грамматических призна...

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"...