Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_vrungelem.docx317.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по коррекции дисграфии смешанного вида

3 класс

Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой

                                         структуры.

 Лексическая тема:  Морское путешествие.        

 Грамматическая тема: Правописание безударных гласных в корнях слов.

 Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

 Задачи:  Образовательные:

                 - Закреплять знания учащихся о гласных и согласных звуках.

                 - Учить давать характеристику гласным и согласным звукам.

              - Закреплять знания учащихся о правописании слов с безударными гласными в корне

                слова.

               

                 Коррекционные:

                 - Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом

                    звука.

                 - Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры,

                    совершенствовать фонематические представления.      

                 - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                 - Развивать диафрагмальное дыхание.

                 - Развивать орфографическую зоркость.        

                 - Развивать умения составлять словосочетания.

                 - Развивать умения работать с деформированными предложениями.      

                 - Расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия: «Путешествие».

                 - Развивать конструктивную деятельность.

                 - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и

                   ориентировки, слуховую и зрительную память, внимание, мыслительные процессы.

                - Развивать общую и мелкую моторику рук.

             

                  Воспитательные:

                  - Развитие навыка самоконтроля.

                  - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                  - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: Магнитная доска, стеклянный сосуд с запиской, текст записки, карта, демонстрационные картинки с изображением корабля и героев занятия (капитан Врунгель, помощник Лом, пират Флинт), фигурки – игрушки (якорь, капитан Врунгель, пират, помощник Лом, зеркало – водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного), разрезная картинка «Корабль», карточки с заданиями для индивидуальной работы, пособие «Дельфины», карточки с зашифрованными именами, таблица – гимнастика для глаз «Морские волны», магнитные буквы, ёмкость с водой, ящик с песком, полоски для игры с песком.  

Содержание занятия

I. Организационный момент. Приветствие.

1. Развитие фонематического анализа, синтеза.

- Здравствуйте!

- Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г.

- Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков.

- Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О.

- Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И.

 2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза.

1)- Сегодня я по почте получила загадочный ….   Отгадайте, что это?

    - Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет.

На доске – схема:

А) - Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т.

     - Подходит по количеству звуков?

Б)  - Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О.

В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д.

( В руках логопеда– стеклянный сосуд).

2)- Ребята, отгадайте, что находится в загадочном сосуде?

   - Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом)

1.  

2.  

3.             

4.               

- Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.)

- Прочитайте её.

Текст записки:

     

Случилась б … да.  Яхта ут … нула.  П … могите.

                      Капитан    Вр … нгель.

- Кто автор записки?

- Из какого произведения этот герой?

(Выставляется изображение капитана Врунгеля).

- Выручим капитана Врунгеля?

II. Основная часть.

1. - Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение?

      Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля.

На доске:

п  Ф и Л р И а Н т Т

(Выставляется изображение - пират Флинт).

2. – В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя.

      О  А  Л  И

                                       О  З   К  С

                                       Х  Т  С  М

- Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово.

(Выставляется изображение помощника – матрос Лом).

3. Развитие высших психических процессов.

- Надо определить место кораблекрушения. Определите  направление пути.

4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности.

(Логопед выставляет ёмкость с водой)

- Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку.

- Молодцы. Яхту починили.

(На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы).

- Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом  и поговорить с ним.

5. Грамматическая арифметика.

На доске – схема слова:

.  +  ….  = …..

- Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог.

(В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь).

- 1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я).

- 2 слог – детская болезнь (Корь).

- В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь).

6. Гимнастика для глаз + развитие зрительного восприятия.

- Подул мощный ветер. Начинается шторм. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают?

На доске – таблица:

- Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько дельфинов вы встретите в море.

На доске – пособие «Дельфины».

7. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза.

- Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну.

8. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.

- В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

На доске – слова:

УД … ВИТЕЛЬНОЕ

                                            БЛ … СТЯЩЕЕ

                                            ПР … ЛЕСТНОЕ

                                            С … ЛЁНОЕ

9. «Рыбалка». Звуковые дорожки.

(В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка).

У каждого ученика – звуковая линейка.

- Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки?

- Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»?

- Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»?

- Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»?

- Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»?

- Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»?

- Сложите из выставленных букв слово.

- Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА?

- Назовите гласные, согласные звуки.

- Дать характеристику согласным звукам.

10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления.

- Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание.

- Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании?

- Какое слово лишнее из этого списка и почему?

- Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле?

11. Буквенная арифметика.

- Отгадайте слово на доске:

К А Р Т И Н А

                                1 5  3  4          2

- В желудке акулы помощник Лом обнаружил карту.

(Выставляется изображение карты).

12. Закрепление фонематического анализа.

- Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте.

Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву.

1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ

2. САД, БУСЫ, ПЁС

- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

3. ИЛ, ИРИС, РИС

4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР

- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

5. СОМ, РОТ, КИНО

6. РАК, РОТ, ТОРТ

7. КОТ, СУК, ЛУК

- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

8. ЛАК, АРКА, АИСТ

9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ

- Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево.

- Соедините все слоги, прочитайте слово.

13. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.

- Мы отправляемся на поиски сокровищ и причаливаем к берегу необитаемого острова.

(Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного).

- Используя карту, проложить путь по песку к сокровищам с помощью полосок.

14. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

(Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки).

15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия.

- А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз.

16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов.

- Откроем сундук и посмотрим, что там находится.

На доске – слова:

                                            Ц … ПОЧКА

                                            К … ЛЬЦО

                                            СЕР …БРО

                                            С … РЁЖКИ

                                            Ж … МЧУЖИНА

- Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Проверка.                                             

17*. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. Работа с деформированными пословицами.

- Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату Флинту встать на правильный путь жизни.

- Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом  перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл.

          ЖИЗНЬ ДАНА                                    В  Б … ДУ  ПОПАСТЬ        

       

           Л … ГКО  В … РОВАТЬ                  НА ДОБРЫЕ  Д … ЛА

           УКРАСТЬ                                           Т … ЖЕЛО  ОТВ … ЧАТЬ

                     

III. Итог занятия.

1. - В какое путешествие мы сегодня отправились?

    - С какими заданиями столкнулись?

    - Как в будущем помогут нам эти задания?

2. Домашнее задание.

    - Вспомнить слова – признаки, относящиеся к морю.

3. Оценка деятельности учащихся.

4. Организованное окончание урока.   - Спасибо за работу!

Примерные ответы учащихся

Учащиеся отгадывают имена и садятся на свои рабочие места.

- Сергей.

- Ирина.

- Константин.

- Михаил.

- Букет.

- Да. Но слово «букет» начинается со звонкого звука [Б].

- Письмо. Слово не подходит, так как  оно заканчивается на гласный звук.

- Сосуд. Подходит, это слово заканчивается на глухой звук [Т].

- ЗАПИСКА.

Учащиеся вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова. Отгадывают героя записки.

Записка: «Случилась беда. Яхта утонула. Помогите. Капитан Врунгель».

- Капитан Врунгель.

 Андрей Сергеевич Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

- Да.

- пират Флинт.

- 1 строка – Л (Л - согласный, остальные – гласные)

- 2 строка – О (О - гласный, остальные – согласные)

- 3 строка – М (М - звонкий, остальные – глухие)

- Имя помощника  - Лом.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.

 

Учащиеся складывают разрезную картинку яхты.

- Слово «ЯКОРЬ».

Учащиеся из-под осьминога достают якорь.

- Волны.

Учащиеся «обводят» глазами волны 4 раза (слева направо и справа налево).

- Блестящее, тёплое, удивительное, прелестное, большое, солёное, красивое,

спокойное, ласковое, сверкающее.

Учащиеся выходят к доске, вписывают пропущенные буквы в слова.

- Гласный звук [К], на доске – буква К.

- Согласный звук [А], на доске – буква А.

- Гласный звук [У], на доске – буква У.

- Согласный звук [Л], на доске – буква Л.

- Гласный звук [А], на доске – буква А.

- АКУЛА (учащиеся вынимают из воды игрушку АКУЛУ).

- 5 букв и 5 звуков.

- Гласные: А, У, А.

  Согласные: К, Л

- [К]: глухой, твёрдый.

  [Л]: звонкий, твёрдый.

- Мачта, крыло, штурвал, палуба, парус.

Лишнее – КРЫЛО, этот предмет есть только у самолёта.

- ШТУРВАЛ.

- КАРТА.

- Общий звук – О. На доске – буква О.

- Общий звук – С. На доске – буква С.

- Слог: СО

- Общий звук – И. На доске – буква И.

- Общий звук – В. На доске – буква В.

- Слог: ВИ

- Общий звук – О. На доске – буква О.

- Общий звук – Р. На доске – буква Р.

- Общий звук – К. На доске – буква К.

- Слог: КРО

- Общий звук – А. На доске – буква А.

- Общий звук – Щ. На доске – буква Щ.

- Слог: ЩА

- СОКРОВИЩА

- Учащиеся выполняют задание коллективно.

- Под песком спрятан СУНДУК.

Учащиеся в тетрадях выполняют задание по инструкции логопеда.

-Приз «КЛЮЧ» от сундука.

Задание выполняется у доски.

Задание выполняется на индивидуальных карточках.

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Легко воровать, тяжело отвечать.

3. Украсть – в беду попасть.

- Полученные знания помогут нам писать без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация-игра "В царстве Снежной королевы" к логопедическому занятию "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

Презентация-игра для работы на интерактивной доске к конспекту   "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры"....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка логопедического занятия для 1 класса "Развитие фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Логопедическое занятие направлено на решение задач: формирование фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, расширение словарного запаса....

Методическая разработка логопедического занятия на тему: "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры".

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.  Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с таким ведущим нарушением письма, ...