Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры
план-конспект урока по логопедии
Логопедическая тема: «Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры”.
Лексическая тема: «Весна”.
Грамматическая тема: «Второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака и разделительного мягкого знака”.
Материал занятия помогает усовершенствовать звуковые обобщения в процессе упражнения в звуковом анализе и синтезе слов. Прививает умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова. Расширяет словарный запас учащихся. Развивает уровень обобщений. Совершенствовует слуховую память, внимание, восприятие. Помогает формировать у учащихся умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы, учит передавать на письме мягкие согласные с помощью “Ь” знака.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель-логопед Петрова И.А.
ГБОУ начальная школа-детский сад №36
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Логопедическая тема: «Совершенствование звуковых обобщений в ходе анализа и синтеза слов различной слоговой структуры”.
Лексическая тема: «Весна”.
Грамматическая тема: «Второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака и разделительного мягкого знака”.
ЦЕЛИ:
- Совершенствовать звуковые обобщения в процессе упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.
- Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Развивать уровень обобщений.
- Совершенствовать слуховую память, внимание, восприятие.
- Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы.
- Учить передавать на письме мягкие согласные с помощью “Ь” знака.
- Следить за речедвижениями и развивать умение проверять по написанию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
тетради, ручки, цветной мел, цифровые («звуковые») линейки, звуковые фишки, полотно наборное, картинки, доска, буквы алфавита, карточки со звуком [Й,], карточки с буквой ь знак, карточки с текстом, словарь.
Речь учителя-логопеда | Ответы учащихся | |
Вспомним. Синим кружком, что мы обозначаем? Зелёным кружком, что мы обозначаем? Всегда мягкие? Есть звуки согласные и … Как отличить, где согласный звук, а где гласный? Что же мы называем звуками? А то, что видим и пишем? Видите, на доске написаны… Уберём согласные буквы. Какие буквы остались? Сколько гласных букв в русском языке? Зачем нужны гласные? Что образуют гласные? Для чего нужны слоги? Один гласный может быть слогом? Один или несколько согласных? Что нужно для создания слогов? Назовите гласные звуки, которые дружат с твёрдыми согласными? Как мы их называем? Что показывают на письме гласные I ряда? Какой гласный звук-буква I ряда на письме показывает мягкость впереди стоящего согласного? Гласные: я, ю, ё, е для чего нужны? Что мы ещё знаем об этих гласных?
В русском языке ещё есть буквы, которые не являются звуками? Для чего они нужны Ъ, Ь знаки? Для выполнения 1. Разделительной функции: разделяют согласный от гласного; 2. Показывают мягкость или твёрдость предшествующего согласного. | Организационный момент. (Табличку выставляю на доску). (Табличку выставляю на доску).
На доске написаны буквы: б а у н ы й д о э в и р я ц ю ё м е Мы с вами всё это вспомнили для того, чтобы использовать эти знания на уроке. Вы всё знаете, всё вспомнили и вам легче будет работать. Подсказки (для забывчивых) на доске. | Твёрдый согласный звук. Ш, Ж, Ц Мягкий согласный звук. [Ч,, Щ,, Й,] гласные. Надо звук произнести (проговорить). Воздушная струя встречает преграду - согласный звук, струя воздуха проходит свободно – гласный звук. То, что мы слышим и говорим. Буквами. буквы. б н й д в р ц м а у ы о э и я ю ё е – гласные 10. Гласные образуют слоги. Из слогов складывают слова. Да. Нет. Подружить гласные с согласными. а, у, ы, о, э Гласными I ряда. Что предшествующий согласный твёрдый.
Гласный И. Чтобы показывать мягкость впереди стоящего согласного. Гласными II ряда. Ъ, Ь знаки.
По одному и хором: для выполнения разделительной функции: разделяют согласный от гласного; показывают мягкость или твёрдость предшествующего согласного. |
1. Соберите слово по звукам (все слова дети выкладывают звуковыми фишками, прописывают в воздухе, на доске). А) [Д, Э Н, ] Учитель произносит: дь, э, нь Ден. Проверьте меня. Я правильно написала это слово? В слове «день» чего больше букв или звуков, на какую букву? Что показывает мягкий знак в слове «день»? Б) сначала Л,, потом Д,, И, затем Н, А. В слове «льдина» два гласных звука, что мы можем сказать об этом слове? Правило… Чего больше в слове «льдина» звуков или букв? На какую? В каком месте? В) разбейте слово на слоги: ДРУЗЬЯ. Сколько слогов, как определить? Назовите 1 слог Напишите в воздухе. Есть трудности в написании этого слога? Назовите 2 слог. соединим 2 слога. На письме какими буквами мы обозначим звук з,? Запишем – начало второго слога. После согласного звука «зь» какой звук слышится? Произнесём звукосочетание ЗьЙ. ЗьЙ - получился слог? А какой гласный звук стоит после звука [Й,]? Переспрашиваю: какой звук стоит? Не забываем, мы сейчас работаем со звуками. Уверены? В русском языке разве есть звук Я? Это гласная какого ряда? Й, А. Сколько звуков в этом слоге? Есть трудности в написании этого слога? Дописываем слог: Буква «ь знак» в слове – друзья? Повторим. Перечислите по порядку все звуки. [Д, Р,У,З,Й, А]. Что показывает мягкий знак на письме в этом слове? Если в слове после мягкой согласной слышится звук [Й,], то в слове на письме пишется разделительный мягкий знак. 2. Упражнение на закрепление 2 –х правил написания мягкого знака. Называю слова. Семья Полесье Льёт Дьяк Вьюн Семя Какое слово не подходит к другим, какое слово лишнее? 3. Расшифруйте слова. Раздаю листочки. Проговариваем правила, которые встречаются в слове. [с о л н ц э], [л у ж ы ц ы], [с а с у л, к, и], [д, и р, э в, й, а] 4. Загадки. В слове, которое я подобрала для вас, две гласные буквы. Что вы можете мне сказать об этом слове? Вы умеете петь или играть на музыкальном инструменте? Чтобы научиться, что надо знать? В задуманном мною слове есть нота, которая в нотном ряду стоит между нотами ми – соль. Сколько звуков? Выложите буквами. Последний звук в слове вы сможете определить, если внимательно послушайте какой звук повторяется чаще: «Труба трубит, труба поёт. Идёт по улице народ». Вставляем букву? В нашем слове она последняя. Звук [Л,] перед Т. Сколько букв вы поставите перед Т? В этом слове две одинаковые гласные, одна из них стоит в начале слова. Кто догадался, какое слово я вам подобрала, что такое асфальт? Чтобы определить ударение надо слово… Ударная гласная… безударная? Это слово нужно запомнить, чтобы не ошибаться при написании. Значение этого слова? Природная или искусственная буро-черная смолистая масса, используемая в строительстве для заливания тротуаров, дорог; покрытие, выполненное из такой массы. Какие в нём спрятаны слова? Ас – профессиональный лётчик, человек, отлично знающий своё ремесло. Фа – нота Альт – высокий детский голос или название музыкального инструмента. 4. Подбор слов по памяти из упражнения № 2. Учитель использует картинки. Учитель говорит слова, к которым надо подобрать все слова, раннее записанные детьми на листочках. Светит на дорогах тают голы мокр 5. Работа с картинками. Выберите картинку, в названии которой: А) Один слог Б) Звук [и] перед звуком [н]. В) Звук [б,] между звуками [а – й,] Г) Все согласные звучат мягко. Перечислите мягкие согласные. 6. Запись слов под диктовку с проговариванием. Каждое слово пишем с маленькой буквы: до - гласная - о, ж, дь - с мягким знаком; ру – гласная - у, ч – согласный, разделительный мягкий знак, гласная – и; 7. Играем в слоговички.
1) цифры: 53142 крат-5, ко-3, вре-1, мен-4, ный-2 2) снежинка, галочка, звёздочка, точечка зер каль на я 3) геометрические фигуры: ромб-о, овал-го, треугольник-лён, круг-ны, квадрат-е 4) цвета: голубой-за, красный-буль, зелёный-ка, жёлтый-ли 5) переставьте слоги: зор-ны-е-о 8. Части речи Кратковременный – воробьи Зеркальная - ручьи Оголённые - дождь Забулькали - деревья Озорные - льдина Найди лишнее слово в левом столбике. Почему оно лишнее? Все остальные слова в этом столбике: «кратковременный, зеркальная, оголённые, озорные», к какой части речи относятся или что обозначают? 9. Работа с текстом. Перед вами текст. Я читаю, вы внимательно следите. Всё из прочитанного вам понятно? Прочитаем первое предложение. Сколько всего предложений в этом тексте? Читаем каждое предложение, проверяем слова, которые я подчеркнула. Второе предложение читаем. Всё правильно? В последнем предложении вставьте пропущенное слово. Подсказка – в нём спряталось 3 слова: высокий детский голос или название музыкального инструмента. Выписываем 4,7,8 и 9 предложение. 10.Заключение. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось, какие упражнения? Оцените свою работу. Встаньте те, кто считает, что работал отлично или хорошо. Кто умеет отвечать, у того оценка «пять» - оцениваю работу каждого ученика.
| Новый материал Упражнения Приготовьте «звуковые линейки». Условные обозначения звуков. Выкладываем слово. (Логопед на наборном полотне намеренно делает ошибку слова «день»). Пропишем это слово в воздухе. (Можно показать схему слова). Слово «друзья « на доске не написано. При возникновении трудностей делаем транскрипцию [друз, й,а] в воздухе – на доске слова: дру+зя (по слогам на доске), . тут же делаем схему 2 слога
На доске образец: дру-зь в воздухе - зь (На доску выставляется табличка [Й,]). Это наш ПОМОЩНИК. [З,] [Й,] Наш ПОМОЩНИК звук [Й,] – табличка. Опора на схему слога: два зелёных кружка и один красный. Используем схему слога. зья. дру-зья [друз, й,а], Д – д Р – р У – у З, - з Й,а – я Подчеркнём орфограмму. Друзья (на доске) Друзья. Звуковая линейка. 4 звук, твёрдо или мягко? Наш ПОМОЩНИК звук [Й,] – табличка. Карточки для обратной связи ученик - учитель Наш ПОМОЩНИК – звук [Й,] Дети по одному выходят к доске и пишут слово, чётко проговаривают звук Й, и называют впереди стоящий мягкий согласный. Называем значение слов. Слова записаны на доске в транскрипции. Каждый расшифровывает самостоятельно по 1 слову, затем проверка и запись слова на листочке. Проверяем. правила написания слов обговариваются. Используется наборное полотно из игры «Собери слово». На доске постепенно выкладываются буквы:
ФА Использую магнитные печатные буквы. На доске: выложены буквы: ФА Т. (На доске: ФА ЛЬ Т). (На доске: А ФАЛЬТ). (На доске: АСФАЛЬТ). Выясняется словарный запас учащихся. Проговаривается значение каждого найденного слова. Запишем слово на листочек. Давайте составим смысловую цепочку. Закрыли глаза, представили картину. Обговариваются названия всех картинок. Назовите картинки. Работа в тетрадях. Проговариваются орфограммы: оглушение, сочетание -оро-, разделительный мягкий знак, мягкость согласной, обозначенная на письме мягким знаком. Раздаю карточки со слогами, каждому из учеников по 2-5 слогов на карточке. В верхнем правом или левом углу на карточке изображён символ (условный знак) собираемого слова из данных слогов на доске в любом порядке. Подберите по смыслу к словам из левого столбика слова, написанные в правом столбике. Образуйте словосочетания: кратковременный дождь зеркальная льдина забулькали ручьи озорные воробьи За окном стих кратковременный дождь. Последние капелки пробежали по стеклу. Улыбнулось из-за тучи солнце. Закапали с крыш сосульки. Проплыли по реке зеркальные лдины. На оголённых деревях появились первые листочки. Забулькали ручи на дорогах. Озорные вороби трещат целый день. На доске оставляю только 4,7, 8 и 9 предложение – взаимопроверка («маленький учитель»). Дети проверяют выписанные предложения друг у друга, используя образец, расположенный на доске. Проверка осуществляется красной ручкой. |
Слово «ДЕНЬ». Неверно. Вы не написали ь знак. Звук [Н,] обозначается 2 буквами – «НЬ». Больше букв, на букву ь знак. Мягкость предшествующего согласного в конце слова - звук [Н,]. Слово «Льдина». На 3 и 5.
В этом слове 2 слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Букв. На букву «Ь знак», в середине слова. Д, Р, У, - З, Я – пример неправильного ответа Сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласные у, я, значит, 2 слога. Дру Нет. 3 буквы, 3 звука. Зя или зья (варианты ответов могут быть разными, т.к. дети могут ошибаться) Зя. Дру-зя. Нет. Мягко. Буквой «Зэ», буквой «ь (мягкий) знак»
Дети прописывают в воздухе буквы зь Слышу звук[Й,]. [З,] [Й,] – повторяет каждый ученик. Нет. Потому что нет гласной. Я (неверный ответ) Я Нет. Это буква. Это гласная II ряда. Нам нужна гласная I ряда. После [Й,], слышится звук [А]. [З,Й,А] 3 звука. Да Слышим [Й,А], а пишем гласную букву – я. Дру-зья. ь знак показывает мягкость впереди стоящего звука – з,. Не даёт согласной соединиться с гласной, разделяет их. Буква «мягкий знак» здесь варианты ответов: [Д, Р,У,З,Й, А], ДРУЗ,Я. [Д,Р,У,З,А] [Д,Р,У,З,Й, А] Значит, в этом слове надо писать разделительный мягкий знак.
Дети показывают карточку звука [Й,], затем пишут в тетради схему слова: ь. Семья – слышу [Й,], впереди него стоящий мягкий согласный [М,], пишу разделительный ь знак. Льёт – слышу [Й,], впереди него стоящий мягкий согласный [Л,], пишу разделительный ь знак. солнце – непроизносимая согласная в корне слова лужицы – правило «жи-ши». сосульки – ь знак показатель мягкости впереди стоящего согласного, безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением (надо запомнить словарное слово). деревья – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением – дЕрево; разделительный мягкий знак в слоге - вья – не даёт согласной прилипнуть к гласной. В этом слове 2 слога. Это двусложное слово. Да, нет. Ноты. Нота «Фа». Два. фа Чаще повторяется звук [Т]. Т (букву намеренно называю так, как она звучит). фа т Две: Л и мягкий знак - ЛЬ. Асфальт – это…. Буква «с». Надо «позвать» слово. а – вторая А или во втором слоге, а – в 1 слоге. Природная или искусственная буро-черная смолистая масса, используемая в строительстве для заливания тротуаров, дорог; покрытие, выполненное из такой массы. Профессиональный лётчик, человек, отлично знающий своё ремесло; нота; высокий детский голос или название музыкального инструмента. солнце лужицы сосульки деревья асфальт дождь, льдина, воробьи, деревья, ручьи дождь льдина воробьи деревья, д, р, в, й, дождь, ручьи, воробьи кратковременный зеркальная оголённые забулькали озорные Кратковременный дождь Зеркальная льдина Оголённые деревья Забулькали ручьи Озорные воробьи Забулькали. Это слово обозначает действие предмета, это глагол. Слова, которые обозначают признак предмета и называются – прилагательные. Да. 9. Мягкость впереди стоящего согласного звука или мягкий знак - разделительный.
На асфальте Закапали с крыш сосульки. Забулькали ручьи на дорогах. Озорные воробьи трещат целый день. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Морское путешествие."
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.
Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...
Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры
Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"...