Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».
Цель занятия: обучение составлению рассказа по обозначенному началу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема занятия:
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».
Цель занятия: обучение составлению рассказа по обозначенному началу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение определять и раскрывать тему текста;
- собирать материал по теме;
- отработать умения детей подбирать родственные слова;
- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Животные зимой».
- определять последовательность частей в тексте.
Коррекционно-развивающие:
- обогащать и активизировать словарь учащихся;
- развивать связную речь;
- развивать фонематический анализ, слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.
- развивать слуховую память и внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать ситуацию успеха;
- воспитывать интерес к животному миру;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, эмоциональность.
- повышать речевую активность.
Оборудование: предметные картинки: «Белка», «Волк», «Медведь», «Лиса», «Собака», «Конь», «Беличья голова», «Беличий хвост», «Зима», символы эмоций, карточки с текстом «Запасы на зиму».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:
- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.
Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка. Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Откройте глаза. Приступаем к работе.
- Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к выполнению заданий основной части.
Логопед показывает предметные картинки.
- Назовите жилище животного и определите, сколько звуков в слове?
Белка-дупло (5), лиса- нора (4), волк-логово (6), собака-конура (6), будка (5). лошадь, конь-конюшня (7), медведь-берлога (7).
- Какое задание мы сейчас выполнили? (Назвали жилище животного и определили, сколько звуков в слове). На какие две группы животных можно разделить этих представителей?
«Чей домик?»
Чье дупло? - беличье
Чья берлога? - медвежья
Чье логово? - волчье
Чья нора?- лисья
Игра «У кого - ктo?» (упражнение в словообразовании) у медведя - медвежонок, у волка - ... , у лисы -... ; у медведя - медвежата, у волка -...
- Основная часть.
Отгадайте загадку и определите о ком будет сегодня рассказ?
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть.
Надо грибы для зимы собирать.
(Белка).
-Подберите родственные слова к слову «белка».
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
(выставляются картинки «Белка с бельчатами», «голова и хвост белки»)
Белка- белочка, бельчонок, беличий. (Записать на доске)
Давайте отдохнем минуточку и представим, что мы все превратились в белочек. Встаем из-за парт.
Физминутка «Белочка».
Рыженькие белочки скачут по ветвям (прыжки)
Пушистенькие хвостики мелькают тут и там («машут» хвостиком).
Маленькие белочки замерзли на снегу (потереть плечики)
Как согреть им лапочки в зимнюю пургу (потереть ладони).
Лапка лапку ударяет, (правый кулачок стучит по левой ладони)
Быстро-быстро согревает (левый кулачок стучит по правой ладони).
Прыг да скок, прыг да скок (прыжки)
И свернемся мы в клубок (присели, обхватили себя).
Возьмите карточки с текстом. Я прочитаю вам этот текст. Ваша задача: следить за моим чтением и внимательно слушать.
(Раздать учащимся карточки с текстами «Запасы на зиму»).
Что такое текст?
Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Запасы на зиму.
Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.
А когда придет зима....
(Читает логопед, дети следят за чтением учителя, слушают)
-Дочитай, пожалуйста, рассказ до конца. У меня окончание рассказа пропало.
-Как узнать, что было дальше? (Высказывания детей)
- Какая стоит перед нами задача? (Составить продолжение рассказа).
- О чем рассказывается в начале текста? Перескажите своими словами.
- Кто наша главная героиня в тексте? Какая белочка? (запасливая, рыжая, серая, трудолюбивая, маленькая, пушистая, любопытной, осторожной, веселой, красивой)
Словарная работа.
СУЕТИТСЯ- бегает, торопится, хлопочет, что-то делает торопливо, мечется во все стороны
ХЛОПОТУНЬЯ- кто любит заботиться, хлопотать.
Работа над предполагаемым окончанием рассказа.
- Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? Расскажите об этом.
Выпадет снег. Он укроет землю пушистым одеялом. (Картинка «Зима)
- Чем питается белочка зимой?
Зимой белка будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушеными грибами. Так и проживет холодную зиму.
Белочка разыщет свои кладовые и тогда ей не страшен никакой мороз. Она будет сыта.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
Ребята, теперь расскажите рассказ от начала до конца.
Начало рассказа читают по карточке, а продолжают рассказ до конца самостоятельно (1-2 ученика).
- Итог занятия:
-Какую работу мы сейчас выполнили?
-Справились с таким трудным заданием? Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Сейчас я раздам каждому из вас 3 смайлика. Если вам все было понятно и трудностей не возникало, покажите мне зеленый смайлик. Если у вас возникали трудности с каким-либо заданием, отдайте мне желтый смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас было много затруднений, отдайте мне красный смайлик.
Мне было приятно с вами работать. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "
Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...
Презентация (изготовление аппликации) на тему: "Ёж готовит запасы на зиму"
Работа, выполнена в технике аппликации из цветной бумаги, сложенной гармошкой.Цель: научить делать объемную аппликацию из бумаги, используя способ складывания бумаги "гармошка".Задачи:- формировать ум...
Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, презентация...
Урок литературного чтения во 2 классе. Н. Н. Носов "На горке". Обучение творческому пересказу
Используемые технологии: личносьно-ориетированные и здоровьеберегающие технологии. Представлена технологическая карта урока....
Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».
Цели: а) коррекционно-образовательные: закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват...
Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. Разработка урока по литературному чтению во 2 классе...
Презентация (изготовление аппликации) на тему: "Ёж готовит запасы на зиму"
Работа, выполнена в технике аппликации из цветной бумаги, сложенной гармошкой.Цель: научить делать объемную аппликацию из бумаги, используя способ складывания бумаги "гармошка".Задачи:- форм...