Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Максименко Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_kl._po_teme_sochinenie_skazki.docx149.31 КБ
Файл prezentatsiya.pptx211.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

Задачи:

• познакомить со способами сочинения сказки по данному началу;

• учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу;

• формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты.

Предметные:

• составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу;

• правильно писать слова с изученными орфограммами;

• находить и исправлять ошибки.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• составлять монологическое высказывание, понятное слушателям;

• выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;

• адекватно реагировать на замечания;

• вносить исправления и дополнения в тексты.

Личностные:

• проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Место урока в системе уроков этого раздела: первый урок развития речи, на котором дети учатся сочинять сказки.

Тип урока: урок развития речи

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, презентация. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, опорные листы.

 

Этапы урока

Время,

мин

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация познавательной деятельности

1 мин

Прослушивание музыки

-Ребята, давайте, послушаем отрывок из детской песенки.

- Куда нас позвала песня? Действительно, нас позвала в гости сказка. Слайд 1

-Сказка мудростью богата,

 Скажем сказке «Приходи! »

 Это присказка, ребята,

 Сказка будет впереди.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, отвечают на вопросы

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация необходимых знаний

3 мин

Сообщение темы урока

- Вы, конечно, знаете много сказок? Сказки все любят. А вот почему?

 -Назови свою любимую сказку, своих любимых героев.

 -Как начинается ваша любимая сказка?

 -О каких чудесах и  волшебствах  говорится в твоей сказке?

 -Бывает ли у сказок печальный,  несчастливый конец?

- Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (Сказка)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

Корректурная проба:

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

-Ребята, какая фраза у вас получилась?

-Давайте проверим! (Тема урока: сочинение сказки по готовому началу)  Слайд 1 (щелчок)

 - Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок.

-Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (Самостоятельно сочинить сказку).

-А девизом нашего урока станут известные всем слова… Прочитайте их!  Слайд 2

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

 (Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Регулятивные:целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Организация познавательной деятельности

1 мин

Работа с учебником.

Незаконченные предложения

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках. Для начала вспомним, что такое сказка?

-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.  Слад 3

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение. 2.Сказка – это

 произведение, в котором разговаривают животные.

3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и

событиях, чаще с участием волшебных фантастических

сил.

-Дальше мы будем работать в парах.

 Работа в парах.

-Вам предстоит изучить справочный материал (опорные листы)  и рассказать, что же означает слово «сказка» в словарях и что это слово означало раньше?

1-ая пара:

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

2-ая пара:

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

-Какие виды сказок вы знаете? (Народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие? (Волшебные, бытовые, о животных)

-Хорошо! Молодцы!

Игра «Ты – мне, я – тебе»  Слайд 4 (щелчок – ответ)

-А сейчас мы с вами вспомним название сказок по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем.

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

- Какие особенности имеет сказка?

1. Сказочное начало.

 (Жили – были, в некотором царстве, в  некотором государстве,  давным – давно и т. д.)

2. Сказочные слова и выражения.

 (Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

3. Повторы (3 раза)

4. Сказочные превращения.

5. Волшебные предметы, герои.

(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)

 6. Добро побеждает зло.

 7. Концовка сказочная.

(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

 Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;

 Стали жить- поживать да добра наживать;

 Стали жить- поживать припеваючи;

 Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Регулятивные:целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Самостоятельная работа

-Ну, вот мы с вами повторили основное о сказке, и сейчас приступим к сочинению своей сказки по плану

Слайд 5

1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны)

2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей)

 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)

- Прочитайте начало сказки.  Слайд 6

 В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела  она в самую чащу.…

-Продолжите сказку (самостоятельная работа)

- Что могло случиться с девочкой в лесу?

- Кто мог помочь ей выбраться из леса?».

Подведение итога урока

2 мин

Выставка работ

Пересказ придуманной сказки одним (или несколькими)  учеником.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают  на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

Рефлексия

2 мин

Яблонька

- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Красное – всё получилось. Жёлтое – испытывали затруднение. Зелёное – было всё непонятно.

-И закончить наше занятие хочется словами.

Слайд 7

«Читайте, дети, сказки!»

Домашнее задание

2 мин

Записать сказку в тетрадь


Опорный лист

1-ая пара:

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

2-ая пара:

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Корректурная проба:

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

Особенности сказки:

  1. Сказочное начало.

 (Жили – были, в некотором царстве, в  некотором государстве,  давным – давно и т. д.)

2. Сказочные слова и выражения.

 (Дремучий лес. красна девица, добрый молодец, одна – одинешенька , путь – дороженька , наливное яблочко , чистое поле , утро вечера мудренее, спать – почивать , затужил- заплакал, ни в сказке сказать , ни пером описать и т.д.)

3. Повторы (3 раза)

4. Сказочные превращения.

5. Волшебные предметы, герои.

(Василиса Премудрая, Иван-царевич, скатерть-самобранка, ковер-самолет, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т.д.)

 6. Добро побеждает зло.

 7. Концовка сказочная.

(Вот и сказка вся, больше врать нельзя;

 Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало;

 Стали жить- поживать да добра наживать;

 Стали жить- поживать припеваючи;

 Вот и сказке конец, а кто слушал молодец).


 http://4.bp.blogspot.com/-Cu1QDKyQCw0/TpP3BTi1PWI/AAAAAAAAALA/GixNY7IIebU/s1600/cartoon-apple-tree-51d9f0.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка Сочинение сказки по данному началу

Слайд 2

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? 1. Сказка – это смешное произведение. 2 .Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. 3. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Слайд 4

Игра «Ты – мне, я – тебе» 1. Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин . 2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка. 3.Цветник, жаба, мальчик, роза. 4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. 5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. 6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами 7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей 8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище. Лиса и журавль Царевна - лягушка Сказка о жабе и розе Городок в табакерке Серебряное копытце Конёк-горбунок Сказка о мёртвой царевне Аленький цветочек

Слайд 5

План сказки 1. Зачин (Перенести слушателя в сказочный мир. Время Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны) 2. Основная часть (Рассказ о различных приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств, а далее преодоление трудностей) 3. Концовка (Любая сказка имеет счастливый конец)

Слайд 6

В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая. Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Родители в ней души не чаяли. Однажды пошла девочка в лес по грибы да по ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, и забрела она в самую чащу…

Слайд 8

Читайте, дети, сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Творческие задания для развития творческого воображения и мышления

В статье приводится описание и классификация творческих заданий на развитие воображения и мышления, выделены задания, которые могут обеспечить постепенное погружение в поисковую деятельность...

Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления....

Сочинение по данному началу. Удачная рыбалка. 4 класс

Сочинение по данному началу.Удачная рыбалка.4 класс...