Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "
статья по чтению по теме
Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа .Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается. В моей работе предложена не только эксперементальная работа, но и пример того, как можно применить данную работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administracii_mo.doc | 628 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО «Икрянинский район»
Реферат
Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения
Хабибулина Людмила Васильевна
учитель начальных классов
МОУ « Житнинская СОШ»
с. Житное, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. Актуальность. Цель. Задачи…………………………… 3
II. Основная часть. Содержание и методика экспериментальной работы по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа ………5
2.1. Влияние творческого пересказа на повышение восприятия художественного произведения……………………………………… 5
2.2 . Экспериментальная работа по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа ……………………………………………………………… 8
III.Заключение………………………………………………………… 11
Список литературы………………………………………………… 14
Приложение№1 «Организация и проведение экспериментальной работы по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа…………………………………………………………………… 15
Приложение №2 «Гистограмма уровней восприятия»……………….. 38
Приложение №3 «Динамика уровня обученности и качества по литературному чтению за три года»………………………………………39
Приложение №4 «Этап урока. Тема: К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»………………………………………………………………………40
Приложение №5 «Тема урока: «А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Характеристика литературного героя»……………………….. ……………………………………………... 42
Приложение №6 «Проект «Неизведанные тропинки сказки»……… 48
Введение
Актуальность исследования. Школа работает над темой «Личностный подход в обучении и воспитании, развитие творческих способностей каждого учащегося». Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.
Чтение художественной литературы является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Любовь и интерес к чтению начинает закладываться еще в детстве. Именно из книги ребенок познает окружающий мир, учится взаимоотношениям и жизни в нем.
Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.
Цель данного исследования – выявить возможности творческого пересказа, на уроках чтения, как средства повышения уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Объектом исследования является процесс восприятия художественного произведения учащимися начальной школы.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме исследования;
- обозначить психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками;
- проанализировать методические основы восприятия художественного произведения в начальной школе;
- обосновать влияние творческого пересказа на повышение восприятия художественного произведения;
- выявить уровни восприятия художественного произведения у учащихся третьих классов;
- экспериментально проверить оптимальное использование творческого пересказа на уроке, при работе над художественным произведением.
Методологическая основа.
Большое значение для исследования имели положения деятельностной теории учения, разработанные отечественными учеными Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н.Леонтьевым, С Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным и др. А также исследования филологов и лингвистов Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Т.Г. Рамзаева,
М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В. Сосновская.
Моя работа основывается на обобщении практического опыта работы с детьми, с учетом современных подходов к воспитанию и обучению детей, теории личностно-ориентированного образова ния, которая ставит в центр начальной общей образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Житнинская СОШ.» (см. приложение 1.)
1. Содержание и методика экспериментальной работы по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа
1.1. Влияние творческого пересказа на повышение восприятия художественного произведения
Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И. Оморокова считает, что цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.
Для творческого пересказа я предлагала брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовке к такому пересказу почти всегда требуется работа по отбору материала из рассказа автора, или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями. Для достижения лучших результатов предлагаю детям следующие варианты изменений текста:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
Начало к рассказу В.Г. Распутина
''Мама куда-то ушла''.
Сегодня у Татьяны Владимировны был выходной день. Она работала фельдшером в поселке. С утра она переделала все домашние дела, поиграла с маленьким Ваней. Затем она покормила Ваню обедом и уложила спать. Она тоже прилегла отдохнуть, как кто-то постучал в окно. Это был мальчик из ее поселка. Он передал Татьяне Владимировне, что ее срочно ждут в больнице. Недавно произошла авария на дороге, и от нее требовалась помощь. Татьяна Владимировна не знала, что делать с сыном, как оставить его спящего одного. Но ее ждали люди, которым нужна ее помощь. И она, оставив сына одного, пошла в больницу.
(Женя Б.)
Наступила суббота. Проснувшись, мама пошла на кухню готовить завтрак малышу. Она решила, что приготовит ему омлет, но в холодильнике яиц и молока не оказалось. Тогда она решила, что пока малыш спит, она сходит в магазин. Но в магазине рядом с домом, молока не было, и она пошла в другой магазин.
А в это время …
(Никита С.)
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
Продолжение рассказа А.П. Платонова
''Ещё мама''
Артем пошел в школу. Там его дожидалась Аполлинария Николаевна и сидели еще два мальчика, которых звали Саша и Коля.
Учительница сказала: ''Первым уроком у нас будет математика. Я научу вас считать''.
И вот пришли остальные ребята. Начался урок.
''Кто умеет считать до десяти?'' – спросила учительница.
Артем поднял руку и начал считать до десяти: «Раз, два, три, четыре».
Аполлинария Николаевна похвалила Артема. Потом учительница начала учить детей как писать цифры. Артему очень понравилось считать.
После уроков Артем радостный побежал домой, ему очень хотелось рассказать побыстрее маме, что они делали в школе.
(Наташа Б.)
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Такой вид пересказа учащимися использован при передаче содержания рассказа,
К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Наглядный пример того, как применяется работа над творческим пересказом на уроке, дана в приложении.4и5.
Различные приёмы творческого пересказа я использую не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, например:
- сочинение на тему: «Какой я друг?», «Мой любимый сказочный герой. В чём бы я хотел быть похожим на него?».
- зачётная работа « Я член предложения. Что я знаю о себе?»
на уроках «Окружающий мир»:
- сочинение сказки «Путешествие капельки воды»
- рассказ «В гостях у животных Севера»
Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения является одной из задач учителя начальной школы. Но этого невозможно достичь без целенаправленного использования приемов анализа художественного произведения. Умелое и своевременное применение того или иного приема, того или иного творческого задания, при анализе художественного произведения будет способствовать осознанию его идейного содержания, той основной мысли, которую стремился донести автор до своего читателя, а так же выявлению художественной ценности произведения.
1.2 Экспериментальная работа по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа
С целью выявления эффективности использования творческого пересказа художественного произведения, как средства повышения уровня его восприятия младшими школьниками мной был проведен формирующий эксперимент.
В ходе экспериментального обучения велась работа аналитического и синтетического характера над программными произведениями, включенными в учебник « Родная речь» книга 3, часть 2-я.
На уроках чтения работа над каждым художественным произведением проводилась в соответствии с современной методикой, которая определяет три этапа работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью учеников является анализ произведения под руководством учителя.
Анализ художественного произведения предполагал оценку учащимися героев произведения, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагал диалог учащихся с автором произведения. Но как ввести детей в диалог с автором? Для того чтобы вступить в такой диалог, ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества. Благодаря такому, говоря словами М.М. Бахтина «быванию в позиции творца он изнутри поймет, какие задачи ставит перед собой автор, какие трудности перед ним возникают, как он их преодолевает».
Организуя работу над творческим пересказом, я с учащимися, используя проектную деятельность, провела вместе с детьми исследовательскую работу «Неизведанные тропинки сказки» (проект прилагается в приложении 6). В основе его стоял основополагающий вопрос «Как стать сказочником?». Проект поможет детям понять выразительность художественного слова. Научит отличать авторскую сказку от народной, выделять элементы сказки, изменять жанр произведения. Обогатит жизненный опыт учащихся, поможет увидеть положительные и отрицательные качества личности. Научит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Познакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
- учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
- развивать традиции семейного чтения.
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Для ребят проект оказался интересен. В основе проекта стояли такие вопросы:
Проблемные:
- Что несёт в себе сказка?
- Почему люди любят сказки?
- Что, если сказок не будет?
Учебные:
- Что такое сказка?
- Чем литературная сказка отличается от народной?
- Каков характер героя?
Ребята разделились на группы: «Литературоведы» и «Сценаристы и актёры». Каждой из групп были поручены задания, с которыми они с удовольствием справились. В ходе исследовательской работы учащиеся не только работали с художественной и дополнительной литературой, но и работали в сети Интернет, где находили ответы на поставленные вопросы: Что такое сказка? Чем литературная сказка отличается от народной? Что несёт в себе сказка? Почему люди любят сказки? Что, если сказок не будет?
Дети приняли участие в КТД «Зимние сказки», где показали инсценировку сказок на новый лад «По - щучьему велению», «Лиса и волк», «Снежная королева», тем самым раскрыв не только своё актёрское мастерство, но и показали свои творческие способности.
На родительском собрании, я познакомила взрослых с проектом, раздала буклет, для того чтобы они не только оказали нам помощь, но и дали мудрый совет, приняли участие в нём. (буклет прилагается в приложении 6). Результатом их работы стало инсценирование сказки «Принцесса на горошине».
В итоге своей работы некоторым ребятам пришла идея, попробовать свои силы в роли сказочника, и сочинить свою сказку (сказки прилагаются в приложении 6).
Я считаю, что эта исследовательская работа не только пополнила словарный запас детей; но и раскрыла в детях творческий подход к выполнению различных заданий, тем самым, повысив самооценку каждого учащегося. Каждый из них вполне, когда станет взрослым, может стать сказочником.
Таким образом, было проведено экспериментальное обучение, включающее различные виды творческого пересказа, направленные на повышение уровня восприятия художественного произведения учащимися третьего класса. Наглядная диагностика приведена в приложении №1 ,результаты диагностики – приложение № 2,3.
Заключение.
Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.
Полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:
- чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;
- на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется.
Проанализировав методические основы восприятия художественного произведения в начальной школе, нами было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками:
1).Фрагментарный уровень.
2). Констатирующий уровень.
3). Уровень ''героя''
4). Уровень ''идеи''.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое оказывает влияние на повышение восприятия художественного произведения, помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
Пересказ всегда носит творческий характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования.
Для выявления уровней восприятия художественного произведения у учащихся третьих классов был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся находится на констатирующем уровне восприятия, следовательно, они не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней восприятия художественного произведения посредством использования различных видов творческого пересказа был проведен формирующий эксперимент.
Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись на уровень ''идеи''. Результат исследования показан на Гистограмме(см.приложение2)
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что творческий пересказ, взятый за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Для проверки достоверности данных измерений был использован U - критерий Манна-Уитни, с помощью которого было доказано, что реакция в результатах не случайна. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза исследования: исследование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Список литературы.
- Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения в третьем классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
- Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с.67-68
- Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С.6-13.
- Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224.
- Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
- Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 1997. - №5. С.59-63.
- Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 с.206.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – с.206.
- Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. – с. –224.
- Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 1990. - №1 с.20-26.
- Л.И. Кобцева, С.М. Конюшенко «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века».
Приложение №1
Организация и проведение экспериментальной работы по повышению уровня восприятия художественного произведения на основе использования творческого пересказа.
1. Диагностика уровня восприятия художественного произведения.
С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками был проведен констатирующий срез в третьих классах МОУ «Житнинской СОШ». Контрольный и экспериментальный классы состоят из 25 человек каждый.
Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач:
- Выявление у учащихся третьих классов умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения.
- Выявление у третьеклассников умения ставить вопросы к тексту произведения.
- На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия художественного произведения третьеклассниками.
Проанализировав методические основы восприятия художественного произведения в начальной школе, нами было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками, которыми мы будем руководствоваться в нашем исследовании:
1).Фрагментарный уровень.
2). Констатирующий уровень.
3). Уровень ''героя''
4). Уровень ''идеи''.
Для решения первой задачи была взята сказка В.П. Катаева ''Дудочка и кувшинчик''. Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные вопросы разные стороны читательского восприятия. Ниже приведен список вопросов, предложенных учащимся:
- Какими словами вы можете охарактеризовать девочку? Какая она?
- Как повела себя девочка после ухода старичка-боровичка? Почему она повела себя именно так?
- Менялось ли ваше отношение к девочке по ходу чтения? Почему?
- Почему Женя никому ничего не сказала про дудочку?
- О чем хотел сказать автор в произведении?
Ответы детей: (В начале рассказ девочка Женя мне не понравилась. Она была ленивой, капризной. После ухода старичка – боровичка она была рада, что не придётся ей нагибаться под каждый кустик и искать землянику. А вот в конце произведения моё мнение к ней изменилось, я думаю, что она поняла, что « без труда и не вынешь и рыбку из пруда». Сухорукова В.) (Когда Женя увидела, что у всех ребят были наполнены кувшины своим трудом, ей, наверное, было стыдно признаться в этом. Автор в произведении хотел дать урок нам в том, что нельзя надеяться на чью – то помощь, надо стараться всегда добиваться всему своими силами.
(Бычков Е.)
Как было указано выше, полноценное восприятие произведения предполагает овладением рядом умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. При этом каждый вопрос был направлен на выявление одного их них. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.
Для оценки ответов учащихся на вопросы к сказке В.П. Катаева ''Дудочка и кувшинчик'' был выделен ряд критериев.
Каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса. Ниже приводится список критериев оценки ответов на вопросы с присвоенными им баллами:
1. Умение оценивать героя 1 балл
2. Понимание причин поступков героев
- с опорой на житейское представление 1 балл
- с опорой на произведение 2 балла
3. Умение определять последствия
поступков персонажей 2 балла
4. Умение увидеть смену отношения 1 балл
5. Ссылка на произведение 2 балла
6. понимание главной мысли 3 балла
Первый вопрос выявлял, насколько у учащихся развита способность оценивать героев произведения. За умение оценивать героев произведения учащийся получал 1 балл. Анализ ответов показал, что все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку героине сказки. 88% учащихся экспериментального класса и 80% учащихся контрольного класса привели по два наиболее прилагательных – характеристик, таких как ''ленивая'', ''хитрая'', ''жадная''. Полученные данные свидетельствуют о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах.
Немаловажным при восприятии художественного произведения является определять последствия поступков персонажей. Умение, верно, определять последствия поступков персонажей оценивалось в 2 балла. Проведенный срез показал, что 88% учащихся экспериментального класса и 84% учащихся контрольного класса обладают умением видеть указанные последствия. Они указали, что ''девочка пошла на поляну за земляникой, потому что ее ждала семья''. Способность, верно, определять последствия поступков персонажей произведения является показателем того, что ребенок находится на констатирующем уровне восприятия художественного произведения.
Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умение наблюдать сцену отношения. Данное умение оценивалось в 1 балл, но если учащийся обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал 2 балла. Результаты среза показали, что20% учащихся экспериментального класса и 8% учащихся контрольного класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героине не менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им еще трудно. Однако третьеклассники пытаются размышлять, обосновывать свои ответы, например, учащиеся, указали, что ''их отношение к героини менялось: сначала оно было плохое, потому что девочка капризничала, потом стала послушная и набрала целый кувшинчик''.
Четвертый вопрос был направлен на выявление умения определять мотивы поступков героев. Если при определении мотивов поступков героев учащиеся основывались на житейских представлениях о причинах того или иного поступка, то они получали 1 балл. Если же определение мотивов происходило на основе художественного произведения, то учащиеся получали 2 балла.
В результате обработки полученных ответов было установлено, что 16% учащихся экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса не умеют размышлять над мотивами., 68% учащихся экспериментального класса и 76% учащихся контрольного класса определяют мотивы поведения персонажей, ориентируясь не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Они указали, что Женя никому ничего не сказала про дудочку, потому что ''ей бы не поверили'', ''другой мог опять попросить дудочку'', ''мама и папа всем бы рассказали''. Такое представление о причинах поступков героев характерно для учащихся, находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Лишь 16% учащихся экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса указали, что Женя повела себя именно так, потому что ''ей было стыдно рассказать, как она невежливо обошлась с дедушкой''.
Пятый вопрос носил обобщающий характер. Он предполагал обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Понимание главной мысли произведения оценивалось в 3 балла. Обработка ответов учащихся показала, что обобщение 76% учащихся экспериментального класса и 80% учащихся контрольного класса подменялось передачей содержания произведения. Учащиеся указывали, что в произведении автор хотел сказать о том, ''как девочка собирала ягоду''. 12% экспериментального класса и 12% учащихся контрольного класса не смогли ответить на поставленный вопрос.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что третиклассникам ещё трудно обобщать содержание прочитанного, но попытки уже делаются. Наличие таких попыток является показателем того, что учащиеся поднялись в своем развитии с фрагментарного на констатирующий уровень восприятия художественного произведения.
Обобщение 12% учащихся экспериментального класса и 8% учащихся контрольного класса не выходило за рамки конкретной ситуации. Данные учащиеся отметили, что автор в своем произведении хотел сказать о том, что ''Жене лучше надо было самой набрать ягод и не просить дудочку''. Обобщение, не выходящее за рамки конкретной ситуации, является характерной чертой уровня ''героя''.
Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником (см. таблицы 1,2).
Уровень восприятия художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой оценивания:
8-11 баллов - уровень ''идеи'';
6-7 баллов – уровень ''героя'';
3-5 баллов – констатирующий уровень;
менее 3 баллов – фрагментарный уровень.
Таблица №1.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса.
№ п/п | Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | 5 5 5 5 6 5 6 5 5 5 5 5 5 7 5 5 5 5 5 5 5 6 5 5 5 | Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. | 5 6 7 7 9 7 9 5 8 7 7 7 7 9 7 8 7 6 5 7 7 9 7 7 7 | Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. | 10 11 12 12 15 12 15 10 13 12 12 12 12 16 12 13 12 11 10 12 12 15 12 12 12 | Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. |
Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. |
Таблица №2
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня восприятия
художественного произведения у учащихся контрольного класса.
№ п/п | Баллы за ответы на вопросы | Уровень | Баллы за самостоятельно заданные вопросы | Уровень | Общая сумма баллов | Окончательный уровень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | 5 5 6 5 5 5 6 5 5 5 6 5 5 5 7 5 5 5 5 7 5 5 | Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. | 8 7 9 7 7 5 9 8 7 7 9 5 7 7 9 6 7 7 7 9 8 5 | Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. | 13 12 15 12 12 10 15 13 12 12 15 10 12 12 16 11 12 12 12 16 13 10 | Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Героя. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. Конст. |
23 24 25 | 5 5 5 | Конст. Конст. Конст. | 7 7 7 | Конст. Конст. Конст. | 12 12 12 | Конст. Конст. Конст. |
Результаты ответов на вопросы экспериментального и контрольного классов в процентном соотношении представлены в таблице.
Таблица №3
Таблица результатов ответов на вопросы экспериментального и контрольного классов.
Классы | Количество учащихся, проявляющих восприятие в | ||||
верной и неоднознач- ной оценке героя | определе- нии последст- вий поступков | наблюдении динамики отношения | определении мотивов поступков | обобще- ние прочитанного | |
Экспереме-нтальный | 88% | 88% | 80% | 84% | 80% |
Контороль-ный | 80% | 84% | 92% | 88% | 80% |
Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с данным заданием.
Чтобы выяснить насколько ученики третьих классов способны сами задавать вопросы к тесту был взят рассказ В.В. Медведева ''Как Воробьенок придумал голосами меняться, и что из этого вышло''. После двукратного прочтения рассказа учащимися было предложено поставить пять вопросов к тексту.
Оценка поставленных вопросов происходила следующим образом: вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивались в 1 балл; вопрос на оценку героя и установления причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.
Анализ результатов показал, что у 16% учащихся экспериментального класса и 20% учащихся контрольного класса преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев, на установление причинно-следственных связей. Каждый из таких вопросов оценивался в 2 балла. Ниже приведены примеры вопросов, поставленных детьми.
- Какой был Воробьенок?
- Почему воробьенок затеял голосами меняться?
- Правильно ли, что Воробьенок решил голосами меняться?
- Почему у животных ничего не вышло?
- Чья история вам больше понравилась?
Однако 84% учащихся экспериментального класса и 80% учащихся контрольного класса при постановке вопросов к рассказу стремились как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, что характерно для читателей находящихся на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. Ниже приведены примеры вопросов поставленных учащимися к тексту рассказов.
- В какое время года было дело?
- Чей голос захотел Комарёнок?
- Что случилось с Котенком, когда он пришел домой?
- Куда побежали папа и мама мышонка?
- У кого развалился дом?
Как видно, приведенные вопросы носят воспроизводящий характер и не требуют размышлений. Каждый из вопросов был оценен в 1 балл.
Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного в сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням соответствий со следующей шкалой.
12-15 баллов – уровень ''идеи'';
9-11 баллов – уровень ''героя'';
5-8 баллов – констатирующий уровень;
менее 5 баллов – фрагментарный уровень.
Результаты проделанной работы смотри в таблицах 1.2.
Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов общую сумму баллов полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками. Установим, что, если сумма находится в пределах от 20 до 26 баллов ,то ребенок находится на уровне ''идеи''; от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя''; от 8 до 13 баллов – на констатирующем уровне, менее 8 баллов на фрагментарном уровне (смотри таблицы 1.2.).
Итак, в результате проведения констатирующего среза и обработки полученных данных можно сделать вывод о том , что 21 учащийся экспериментального класса, что составляет 84% и 20 учащихся контрольного класса, что составляет 80% находится на констатирующем уровне восприятия художественного произведения. 16% учащихся экспериментального класса и 20% учащихся контрольного класса поднялись в своем развитии на уровень ''героя''. Эти учащиеся дают более глубокие и подробные ответы на вопросы. Ребята, верно, оценивают героев произведения, определяют мотивы, последствия поступков персонажей, ориентируясь не на житейские представления, а на изображение героев автором. При постановке вопросов к рассказу В.В. Медведева учащиеся, находящиеся на уровне ''героя''; неоднократно обращались к тексту произведения. Их вопросы направлены на вскрытие проблемы рассказа и свидетельствуют о внимательном отношении к тексту произведения.
Таким образом, установлено, что большинство учащихся третьих классов находятся на констатирующем уровне восприятия, следовательно, они не способны полноценно воспринять художественное произведение. Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, необходима систематическая целенаправленная работа со стороны учителя. Преодоление формального ''прохождения'' произведений в соответствии со школьной программой потребовало разработки особых форм работы, направленных на ''продвижение'' учащихся в литературном развитии.
Используя критерий Манна-Уитни, докажем, что между экспериментальной и контрольной группами нет различия. Обозначим цифрами уровни восприятия художественного произведения:
Фрагментарный уровень - 1;
Констатирующий уровень - 2;
Уровень ''героя'' - 3;
Уровень ''идеи'' - 4;
Рассмотрим две гипотезы:
Первая гипотеза: Н0 – Между группами нет различия, т.е. внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами.
Вторая гипотеза: Н1 – Между группами существуют различия, следовательно данный метод обладает преимуществами.
Уровень значимости примем равным р = 0.05
Таблица №4
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Экспериментальная группа | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Контрольная группа | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу, ранжируя их: значения измеряемого признака располагаются в убывающем порядке, а ранги– в возрастающем. При сходстве двух или более значений параметра им приписываются средние значения рангов, ориентируясь на нумерацию в верхней строке таблицы:
Таблица №5
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Параметр | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Код группы | | | | | | | | | | | | | |
Ранг | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Продолжение таблицы:
14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Продолжение таблицы
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Продолжение таблицы:
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | | | | |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
к | к | к | к | к | к | к | К |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Вычислим сумму рангов по каждой группе:(эксперимен. и контрольн.)
R1 = R = 5x4+30x21 = 20 +630 = 650
R2 = Rk = 5 x 5 +30x20 = 625
R1 = R2 = 1275
Проверка: сумма рангов определяется по форме и сравнивается с выше найденной
R1 + R2 = (n1 + n2 + 1) x n1 + n2 = 51 x 25 = 1275
2
25x26
2
n1 (n1 +1)
2
Используя значение R1, определим эмпирическое значение U – критерия:Uэмп = n1n2 + - R1 = 25x25 + - 650 = 625 + +325- 650 = 300
По таблице находим значение U – критерия для случая n1 = 25 и n2 = 25, где n1 и n2 - числа замеров в контрольной и экспериментальной группах.
Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с критическим значением Uкр, найденным по таблице.
Если Uэмп > Uкр, то Н1 отклоняется и принимается Н0.
Uэмп = 300; Uкр = 227, т.е. Uэмп > Uкр.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Н1 отклоняется, а принимается Н0, т.е. не существует статистически достоверной разницы в результатах среза в контрольной и экспериментальной группах.
2. .Анализ экспериментальной работы
С целью определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения, была проведена контрольная срезовая работа.
Данная работа предполагала решение следующих задач:
- Выявить уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками.
- Сопоставить результаты проведенной срезовой работы с данными первого констатирующего эксперимента.
Для выявления уровней восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста был взят рассказ Н.Н. Носова ''Федина задача''. Учащимися предлагалось письменно ответить на пять вопросов. Каждый вопрос второго констатирующего среза направлен на выявление тех же умений, что и при первом констатирующем срезе:
- умение оценивать героев произведения,
- умение определять мотивы и последствия поступков героев,
- умение видеть динамику эмоций и передавать ее в слове,
- умение осваивать идею произведения.
Ниже приводится список вопросов, предложенных учащимся:
- Какими словами вы можете охарактеризовать Федю? Какой он?
- Как поступил Федя после того, как не смог решит задачу? Мог ли он поступить по-другому? Как?
- Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?
- Почему Федя не смог сам решить задачу?
- О чем хотел сказать автор в своем произведении?
Ответы учащихся на данные вопросы оценивались по тем же критериям, что и при первом констатирующем срезе. При оценке письменных ответов использовалась та же бальная шкала.
Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 100 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса дали точную оценку героя произведения с использованием двух и более прилагательных – характеристик. Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя, чего нельзя было наблюдать в первом констатирующем срезе. Оценка героя не носила односторонний характер. Учащиеся указывали, что мальчик был ''прилежным'', ''ответственным учеником'', но в то же время ''он берется сразу за два дела'', ''не может сам довести начатое дело до конца'', ''у него нет силы воли''. Произошедшие изменения позволяют судить о повышении уровня восприятия художественного произведения.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение оценивать героя, представлены в таблице.
Таблица №6
Классы | Количество учащихся (в %), проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя. | Количество учащихся (в %), не проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя. | ||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | |
Эксперимент. | 88 | 100 | 12 | - |
Контрольный | 80 | 88 | 20 | 12 |
Умение определять последствия поступков персонажей показали 96 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса. Они совершенно верно указали, что ''когда Федя не смог решить задачу, он взял задачник под мышку и пошел к другу, чтобы он помог ему''. При этом учащиеся предлагали различные варианты поведения главного героя: ''Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам'' или ''он мог досмотреть концерт, выключить телевизор и сделать уроки''.
Умение определять последствия поступков персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом.
Результаты ответов на вопрос, определяющий способность видеть последствия поступков героев, представлены в таблице.
Таблица №7
Классы | Количество учащихся (в %), способных видеть последствия поступков героев. | Количество учащихся (в %), не способных видеть последствия поступков героев. | ||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | |
Эксперимент. | 88 | 96 | 12 | 4 |
Контрольный | 84 | 88 | 16 | 12 |
Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Данные ученики отмечали, что сначала им ''мальчик понравился'', ''за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки '', ''он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось. Федя оказался ''несамостоятельным, потому что он не смог обойтись без помощи друга'', ''он даже не старался думать, а только читал задачу много раз''. Некоторым ребятам даже стало ''жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя''.
Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику эмоций, представлены в таблице.
Таблица №8
Классы | Количество учащихся (в %), способных видеть динамику эмоций. | Количество учащихся (в %), не способных видеть динамику эмоций. | |||||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | ||||
| |||||||
Эксперимент. | 80 | 92 | 20 | 8 | |||
Контрольный | 92 | 96 | 8 | 4 |
При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице.
Таблица №9.
Классы | Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев. | Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев. | ||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | |
Эксперимент | 84 | 96 | 16 | 4 |
Контрольный | 88 | 96 | 12 | 4 |
Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 % учащихся экспериментального класса и 12 % контрольного классов подменяется передачей содержания прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса способны сделать обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации: ''Федя не смог решить задачу, потому что ему мешали директор и артисты''. При этом 16 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса сделали обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Они отметили стремление автора показать, что ''если хочешь что-то сделать хорошо, нужно чтобы тебе никто не мешал'', ''нужно работать в тишине, чтобы можно было сосредоточиться''. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''.
Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за все ответы на вопросы, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником, используя принятую раннее шкалу оценивания .
Как было указанно выше, определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность самим выступать в роли учителя и задавать вопросы к тексту. Чтобы выяснить, произошли ли изменения в умении задавать вопросы к тексту, был взят рассказ Н.Н. Носова ''Телефон''. После двукратного прочтения рассказа учащимся было предложено поставить пять вопросов к тексту.
Каждый вопрос, поставленный учащимися, оценивался по трехбалльной шкале, принятой раннее. Согласно этой шкале, вопрос на воспроизведение событийной стороны произведения оценивался в 1 балл; вопрос на оценку героя и установление причинно-следственных связей – в 2 балла; вопрос обобщающего характера – в 3 балла.
Анализ результатов показал, что у 32 % учащихся экспериментального класса и 24 % учащихся контрольного класса преобладают вопросы на оценку героев, на установление причинно – следственных связей. Например:
- Какими друзьями были мальчики?
- Почему друзья купили телефон?
- Хорошо ли, что мальчики купили телефон?
- Почему ребятам было не о чем разговаривать?
Каждый из данных вопросов оценивался в 2 балла. 16% учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса часто обращали внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, их интересует авторское отношение к персонажам. Например:
- Кто написал рассказ ''Телефон''?
- Как относится Н.Н. Носов к описываемым событиям?
- Каков жанр этого рассказа?
- Можно ли назвать этот рассказ веселым, юмористическим? Почему?
Как видим, данные вопросы свидетельствуют о внимательном отношении учащихся к тексту произведения. Такие вопросы оценивались в 3 балла.
Найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных за составленные вопросы. По количеству баллов распределим учащихся по уровням в соответствии со следующей шкалой:
12 – 15 баллов – уровень ''идеи'';
9 – 11 баллов – уровень ''героя'';
5 – 8 баллов – констатирующий уровень;
менее 5 баллов – фрагментарный уровень.
Теперь найдем для каждого ученика экспериментального и контрольного классов общую сумму баллов, полученных за ответы на вопросы и самостоятельно поставленные вопросы к тексту художественного произведения. Исходя из этого, окончательно определим уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками. Ранее было установлено, что если сумма находится в пределах
от 20 до 26 баллов, то ребенок находится на уровне ''идеи'';
от 15 до 18 баллов – на уровне ''героя'';
от 8 до 13 баллов – на констатирующем уровне;
менее 8 баллов – на фрагментарном уровне. (см. Приложения 2).
Итак, в результате проведения второго среза можно сделать вывод о том, что 44% учащихся экспериментального класса и 16% учащихся контрольного класса поднялись с констатирующего уровня на уровень ''героя''. 16% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне ''героя'', не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, общее число учащихся контрольного класса, находящихся на уровне ''героя'', составляет 32%. При этом 16% учащихся экспериментального класса и 4% учащихся контрольного класса поднялись с уровня ''героя'' на уровень ''идеи''. Данные учащиеся способны адекватно воспринимать динамику эмоций, увидеть авторскую позицию, их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельной постановке вопросов к произведению учащиеся обращаются к тексту, они способны увидеть основной конфликт произведения, из интересует авторское отношение к персонажам.
Наглядно результаты экспериментального обучения в экспериментальном классе и их сравнение с результатами контрольного класса представлены на гистограмме. (см. Приложение 2).
Таким образом, сопоставление данных первого и второго срезов доказывает эффективность использования творческого пересказа как средства, повышающего уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Статистическая проверка гипотезы.
В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Проанализировав результаты второго контрольного среза, пришли к выводу, что между экспериментальной и контрольной группой есть разница. Чтобы оценить значимость разностей между двумя выборками воспользуемся U – критерием Манна-Уитни.
Рассмотрим две гипотезы:
Первая гипотеза: Но – между группами нет различия, т.е. внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами.
Вторая гипотеза: Н1 – между группами существуют различия, следовательно данный метод обладает преимуществами.
Уровень значимости примем равным р = 0.05.
Таблица №10.
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Экспериментальная группа | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Контрольная группа | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Продолжение таблицы
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 |
3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу, ранжируя их: значения измеряемого признака располагаются в убывающем порядке, а ранги – в возрастающем. При сходстве двух или более значений параметра им приписываются средние значения рангов, ориентируясь на нумерацию в верхней строке таблицы:
Таблица №11
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Параметр | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Код группы | | | | | | | | | | | |
Ранг | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 |
Продолжение таблицы
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| | | | | r | k | k | k | k | k | k |
14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 | 14.5 |
Продолжение таблицы:
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | | | | | | k | k | k | k | k | K |
37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
K | k | k | k | k | k | k | k | k | k | k |
37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 |
Вычислим сумму рангов по каждой группе:
R1 = R = 3x4+14.5х11+37х10 = 12 +159.5 + 370 = 541.5
R2 = Rk = 3 x 1 + 14.5х7 + 37 х 17 = 3 + 101.5 +629 = 733.5
R1 + R2 = 1275
Проверка: сумма рангов определяется по формуле и сравнивается с выше найденной.
R1 + R2 = (n1 + n2 + 1) x n1 + n2 = 51 x 25 = 1275
2
25x26
2
n1 (n1 +1)
2
Используя значение R1, определим эпирическое значение U – критерия:Uэмп = n1n2 + - R1 = 25x25 + - 733.5 = 216.5
По таблице находим значение U – критерия для случая n1 = 25 и n2 = 25, где n1 и n2 - числа замеров в контрольной и экспериментальной группах.
Сравним эмпирическое значение Uэмп, подсчитанное по формуле, с критическим значением Uкр, найденным по таблице.
Если Uэмп < Uкр, то Нo отклоняется и принимается Н1.
Uэмп = 216.5; Uкр = 227, т.е. Uэмп < Uкр.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: Но отклоняется, а принимается Н1, т.е. существует статистически достоверная разница в результатах среза в контрольной и экспериментальной группах. Из этого следует то, что использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Приложение №2
90 -
80 до экспе-
70 римента
60
50 после
40 экспери-
30 мента
20
10 84 48 16 36 16
0 Фрагмент . Конст -ий ''героя'' ''идеи''
Рис.1 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в экспериментальном классе.
90 -экс-
80
70 перемент.
60 -конт-
50 рольный
40
30
20
10
0 Констатирующий ''героя'' ''идея''
Рис.2 Распределение уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в контрольном и экспериментальном классах..
Приложение № 3
Динамика уровня обученности и качества
по литературному чтению за три года
Предмет, класс | 2006 г | 2007 | 2008 | |||
КО | КК | КО | КК | КО | КК | |
Литературное чтение 2 класс | 100% | 54% | ||||
Литературное чтение 3 класс | 100% | 79% | ||||
Литературное чтение 4 класс | 100% | 98% |
Приложение №4.
Этап урока.
Тема:К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
3.Чтение третьей части.
4.Физкультминутка.
5.Работа над содержанием третьей части.
а) беседа
-Как получилось , что ворона забралась в комнату и украла букетик?
(Маше было любопытно посмотреть , как ворона протискивается в форточку .Она этого не видела. Поэтому она влезла на стул , открыла форточку и спряталась за шкафом.)
-Могла ли Маша предположить , что ворона унесёт букетик?(Нет, об этом она даже думать не могла.)
-Какова была реакция домашних на это происшествие? (Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала ,что вместе с ней заплакала и Маша.)
-Как себя повёл Пашка? ( Пашка услышал рассказ об украденном букетике , нахохлился и задумался. А потом он собрал всех воробьёв , какие жили поблизости , и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)
б)составление рассказа учащимися.
-Посмотрите на доску и скажите, как вы думаете, где будет проходить действие.(На доске –картина из произведения.)
-Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы. (Дети составляют рассказ, обращая внимание на их чувства.)
Пример пересказа Александра С.
В зале заиграли струны на скрипках и виолончелях. Открылся занавес .Наша сцена была залита жёлтым солнцем. Появился дворец. Следуя своей роли, я убегала по лестнице ,потеряла туфельку. Спектакль был прекрасен, подходил к концу. И вдруг что я вижу, ворвавшись в зрительный зал ,влетел Пашка..Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, и я заметила, что в клюве у него что-то блестит. Зал зашумел и стих. Я протянула руки, и он на лету бросил мне в руки тот самый маленький хрустальный букетик, который был украден вороной. Радости моей не было предела, я дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. А наш Пашка вспорхнул под купол, сел на люстру и начал чистить растрёпанные в драке перья.
Приложение №5
Тема урока: «А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". Характеристика литературного героя».
Цели и задачи:
- развитие навыка работы с текстом;
- работа над пониманием содержания текста;
- составление характеристики главного героя произведения по предложенному плану;
- воспитание любви к чтению;
- развитие умения работать в группе, навыков общения.
Оборудование:
- изображение домового Афанасия,
- конверт с вопросами ,
- план работы,
- магнитофонная запись диалога Малыша и Карлсона (сцена знакомства Карлсона с Малышом),
- карточки со словами, обозначающими качества людей,
- нарисованная корзина для цветов,
- 3 цветочка разного цвета (красного, синего, желтого) для каждого ученика,
- учебник « Литературное чтение» 4 кл., часть 2.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети делятся на 6 групп и рассаживаются по группам за сдвоенные парты.
На доске висит изображение домового Афанасия с конвертом в руке.
На партах у детей учебник по чтению, конверт с 3 цветками разного цвета (красного, синего, желтого).
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие с домовым Афанасием в мир сказки, попытаемся с его помощью приоткрыть маленькую дверь в тот мир, который нас окружает.
Но чтобы отправиться в наше путешествие, надо ответить на вопросы, которые приготовил для вас Афанасий.
(Учитель берёт конверт, который держит в руке Афанасий, открывает его. Далее учитель читает вопросы, которые Афанасий задает ученикам, а дети отвечают).
1. Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, сказка, стихотворение, повесть-сказка.)
2. К какому жанру вы отнесли бы произведение А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»? (Повесть-сказка, т.к. она большая, в ней происходит много событий, в достаточно большой промежуток времени: действует много героев, больше, чем в обычной сказке.)
3. Это народная или авторская сказка? (Авторская, т.к. нам известен её автор.)
4. Как называется раздел нашей книги, в который помещено это произведение? (Сказочные человечки.)
5. Подумайте и скажите, почему именно в этом разделе находится повесть-сказка? (В ней есть сказочный человечек-Карлсон.)
6. Как вы думаете, почему повесть-сказка имеет такое название? (Герои сказки Малыш и Карлсон, в книге рассказывается об их взаимоотношениях.)
7. Как же относится Малыш к Карлсону? (Он его любит .)
8. Ребята, а вам понравился Карлсон?
– Молодцы, на все вопросы Афанасия ответили, теперь можно отправляться в путешествие по сказке. В конце нашего сказочного путешествия мы должны найти ответ на вопрос:
– Почему же Малыш так любит Карлсона и почему он нравится очень многим детям?
А для этого сегодня мы вспомним и обобщим всё, что прочитали о Карлсоне.
III. Работа по теме урока
Учитель: Ребята! Работать мы будем по плану, который вы видите на доске.
План характеристики главного героя произведения.
- Опиши героя.
- Где он живёт? Чем занимается?
- Речь героя. (Что и как он говорит.)
- Какие поступки совершает?
- Какой он? (Черты личности.)
– Прочитайте план. (Ученики читают план про себя).
– Итак:
1. Вспомните, в какой главе мы встречаемся с описанием внешности Карлсона? (в 1 гл.)
– Найдите и прочитайте эти строчки.
– Самоуверенный. Что это значит? (Уверен сам в себе.)
– Маленький человечек. Когда мы употребляем слово человечек вместо человек? (Если человек невысокого роста.)
– А маленький человечек? (Очень маленький человек.)
– В какой ещё главе мы можем найти описание внешности героя? (в гл.3) (Маленькие толстенькие ножки.)
– Как же выглядит наш герой? (Очень маленький толстенький человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине.)
2. Где живёт Карлсон? Найдём ответ в книге. (В маленьком домике на крыше, который спрятан за домовой трубой.) (гл.1).
– Чем он любит заниматься по вечерам? (гл. 1)
– А днём? (Он летает)
– Что помогает Карлсону летать? (Его хитроумный моторчик.)
– Найдём в тексте описание работы моторчика (гл. 1).
– С кем сравнивает автор Карлсона в тот момент, когда он летит? (С директором.) Почему? (У него в этот момент важный, достойный вид.)
3. Ребята, вчера на уроке мы разыгрывали сцену знакомства Карлсона с Малышом, а сегодня я предлагаю вам послушать, как озвучивают эту сцену артисты.
Прослушав запись, вы должны будете ответить на следующий вопрос:
– Каким тоном разговаривает Карлсон с Малышом и что он говорит ему о себе?
(Дети слушают диалог героев сказки)
Ответы детей после прослушивания:
– Важным тоном, немного свысока.
– О себе: мужчина в самом расцвете сил, самый умный, красивый.
– Он очень любит себя.
Учитель:Какие ещё любимые выражения Карлсона можете назвать? (Спокойствие, только спокойствие (гл.3,4), пустяки, дело житейское!)
– Когда он их употребляет? (Когда успокаивает Малыша.)
4. О какой шалости Карлсона мы узнаём из отрывков, напечатанных в нашем учебнике? (О запуске паровой машины.)
– Прочитаем этот эпизод по ролям (до стр.173, 1 абзац.)
– Что же случилось дальше с машиной?
– Прочитаем, как отреагировал на это Карлсон. (Она взорвалась! – в восторге закричал Карлсон.)
– Что же можно сказать о нашем герое? (Он ведёт себя как ребёнок, которому удалось проделать интересный фокус.)
– Остался ли ждать Карлсон вместе с Малышом родителей? Почему? (Нет, не стал. Ему стало стыдно. Он испугался.)
Физкультминутка
Продолжение работы по плану.
Учитель: Дома вы читали о других проделках Карлсона. Кто хочет рассказать о них? (Рассказы детей.)
5. Выслушав наших ребят, давайте же задумаемся над вопросом, а какой он, наш герой – Карлсон?
Работа в группах
– Каждой группе я раздам карточки, на которых написаны слова, обозначающие качества. Вам надо убрать одну лишнюю карточку, где написано качество, отсутствующее у Карлсона.
4 группа | 5 группа | 6 группа |
Грустный | Грубиян | Злопамятный |
Весёлый | Выдумщик | Находчивый |
Хвастливый | Озорник. | Трусишка |
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Смелый | Обидчивый | Весёлый |
Хмурый | Стеснительный | Самовлюблённый |
Отходчивый | Грязнуля | Молчаливый |
Карточки для работы в группах:
(Дети обсуждают качества, убирают лишнюю карточку, а оставшиеся помещаются на доску)
Учитель: Прочитайте, какими же качествами обладает Карлсон?
– Что можно сказать об этих качествах? (Есть положительные качества, есть и отрицательные.)
– Итак, двумя словами мы не можем сказать какой Карлсон – очень уж много в нём разного. Может, легче сказать, на кого из сказочных героев он похож?
– Ребята! А теперь давайте приоткроем маленькую дверь и войдём в большой мир, который нас окружает.
– Подумайте, а на кого здесь в нашем реальном мире похож Карлсон? (На очень многих знакомых ребят, на нас самих, т. к. у нас тоже есть те качества, что и у Карлсона.)
IV. Вывод
В начале нашего урока вы сказали, что Малыш любит Карлсона, да и вам он тоже нравится. Попробуйте ответить на вопрос, почему? Можно посоветоваться друг с другом. (Работа в парах).
– Мы любим Карлсона за весёлый, смелый и добродушный нрав, за бесконечные выдумки, за то, что если он что-то и делает не так, то это не со зла. За то, что он очень похож на нас всех вместе взятых и на каждого в отдельности. Ведь так?
V. Знакомство с автором книги
– Ребята, мы прочитали отрывки из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Что вы можете сказать об авторе книги?
– Ребята, а как сама А. Линдгрен относится к Карлсону?
(Он ей нравится, она употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: человечек, толстенькие ножки.)
Несколько слов об авторе.
– А. Линдгрен – современная шведская писательница. Практически все свои книги она посвящала детям, говоря, что пишет «для взрослых завтрашнего дня». Книги А. Линдгрен читают на разных языках ребята более чем в 20 странах мира. За свои весёлые, умные и добрые книги она дважды была награждена медалью имени великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Я надеюсь, что вы прочитаете и 2 другие повести о Малыше и Карлсоне, а также и другие книги, например: «Расмус-бродяга», «Пеппи Длинный Чулок» и др.
VI. Итог урока
– Теперь, прощаясь с Карлсоном, давайте подарим ему наш букет.
Перед вами 3 цветочка разного цвета. Сейчас вы подумаете и выберете цветок нужного вам цвета.
- Красный – если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.
- Синий – если вам не понравился урок.
- Жёлтый – если вы не определились.
(Дети прикрепляют по 1 цветку на доску к корзине.)
VII. Домашнее задание (по выбору)
– Ребята, на следующем уроке мы будем обсуждать все произведения данного раздела. Поэтому я предлагаю вам следующее домашнее задание.
- Нарисуйте сказочного человечка, который вам понравился больше всех.
- Подготовьте 2 вопроса к прочитанным произведениям.
- Составьте пожелание своему сказочному герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
Мастер-класс "Работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ как средство формирования личностных УУД"
Данная презентация предназначена для учителей, ведущих курс ОРКСЭ (модуль "Православная культура") в 4 классе. В ней представлены виды работ с художественным произведением при формировании лично...
Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение. Школа России. 1 класс, 2 часть....
Использование репродукций художественных произведений как средство развития воображения младшего школьника
В данной работе рассматривается такой приём, как работа с репродукциями произведений, который открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культур...
Система творческих заданий на уроках чтения как средство полноценного восприятия художественного произведения (на алтайском языке)
Опыт работы по литераталык кычырыш (алтайское литературное чтение) по теме "Кычырарыныҥ урокторында jайаандык jакылталар ажыра кееркедим чÿмдемелди толо оҥдоорына таскадары"....
Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по повышению уровня восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....