Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».
план-конспект занятия (4 класс)

Суманева Вера Васильевна

Цели:

а) коррекционно-образовательные:  закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствовать богатство русского языка;

б) коррекционно-развивающие:  развивать творческие способности обучающихся,  наблюдательность, слуховую память,  речь.  Развитие рефлексии.

в) воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionoe_zanyatie_v_4_kl.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по развитию речи

(продолжительность занятия 20 минут, количество учащихся – 4 человека)

Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».

( Учитель начальных классов: Суманева В.В.)

Коррекционное занятие в 4 классе

(4 человека занимаются 20 минут)

ТЕМА:   Составление рассказа по теме: «Зима».

Цели:

а) коррекционно-образовательные:  закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствовать богатство русского языка;

б) коррекционно-развивающие:  развивать творческие способности обучающихся,  наблюдательность, слуховую память,  речь.  Развитие рефлексии.

в) воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Учитель. Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

- На какой вопрос отвечают слова?

- Что обозначают?

- С какой частью речи связано имя прилагательное? Как определить эту связь? (при помощи вопросов).

II. Беседа о зиме

Учитель. Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?  (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Повторим имена прилагательные. Какое сейчас время года?

Ответы Зима.

Учитель. Какая погода стоит зимой?

Ответы Холодная.

Учитель. Если зимой холод, то какая это зима?

Ответы. Холодная.

Учитель. Что выпадает зимой?

Ответы. Снег.

Учитель. Если зимой снежно, то значит зима какая?

Ответы. Снежная.

Учитель. А если зимой морозно, то какая зима?

Ответы. Морозная.

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий: рано, поздно, метельно — ранняя, поздняя, метельная.

Учитель. А если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то зима какая?

Ответы. Студеная.

Учитель. Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?

Ответы. Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная.

Учитель. Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Учитель выкладывает на доске деревья, дом, дети составляют предложения о зиме.

Вы говорили, что зимой падает снег. Какой выпадает снег?

Ответы. Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый.

Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег. (На доске  выкладывается снег.)

Учитель. Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

Ответы. Они замерзают, покрываются льдом.

Учитель. Какой бывает лед?

Ответы. Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Учитель. Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом.

Назовите птиц, которые зимуют у нас.

Ответы. Снегири, воробьи, синицы.

Учитель. Если они зимуют, то как их называют?

Ответы. Зимующими.

Учитель. Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

Ответы. Холодно, голодно.

Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т. д.

Учитель. А как можно помочь птицам?

На доске картинка, где девочки вешают кормушку и кормят птиц.

III. Физкультминутка

Упражнение «Снежок».

Дети стоят в кругу. Закройте, пожалуйста,  глаза. Сделайте из ладошек

 «лодочку».

Учитель вкладывает каждому ученику в ладошки бумажный шарик.

Возьмите снежок в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на снежок и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

 IV. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ

У каждого воспитанника на столе лежит конверт с сюжетной картинкой. Учитель предлагает каждому  составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ и написать в тетрадь.

Например:

Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки и озера покрылись прозрачным твердым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети подкармливают птиц. Они строят для птиц кормушки.

- Найдите и подчеркните имена прилагательные.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

- Расскажи всё ,что знаешь об имени прилагательном.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

- За что можете похвалить себя?  Одноклассников? Учителя?

- Пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? Дети, мы сделали ещё один шаг в мир творчества. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Урок развития речи в 4 классе коррекционной школы II вида по теме "Составление рассказа по картинкам".

Этот урок рекомендован для работы в коррекционных школах  I I вида на уроке развития речи в 3, 4 классах....

Развитие речи – музыка. Составление рассказа – миниатюры на тему «Весна».

Учить детей выбирать главное и уметь изложить кратко...

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень»....

технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»

технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом»...

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса. По теме «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»

Класс: 2Четверть: 2Тема урока: «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»Тип урока: развитие речи.Цель урок...