Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
методическая разработка по чтению (2 класс)
Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. Разработка урока по литературному чтению во 2 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов: Сафина Гульнур Завдатовна, квалификационная категория 1.
ОУ: МАОУ «Гимназия № 37» Авиастроительного района г.Казани
Класс: 2 б класс
Предмет: литературное чтение
Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы в учебнике:«Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.
Тема урока: Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Цели урока:
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Оборудование: мультимедиа, презентация в смарте, карточки с заданиями разного цвета, шапочки с названиями: Котька, ребята, автор, карточки: эксперты, портрет Н.Н.Носова и название рассказа(иллюстрация), картинный план, аудиозапись рассказа «На горке», фильм о Н.Н.Носове.
Ход урока
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД | ||||
коммуникативные | познавательные | регулятивные | личностные | ||||
1 | Мотивация учебной деятельности | Создать эмоциональный настрой | У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на гостей. Подарите им свои улыбки. Улыбнитесь мне. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | обеспечение учащимся их учебной деятельности | ||
2 | Речевая разминка. | Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата. | - Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе. Дыхательная гимнастика. К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела. - Посмотрите, куда опустились ваши снежинки? Слайд 1. Снежинки ловит Тая, Они слетают тая. - Прочитайте глазами. -Прочитайте шепотом и медленно. -Прочитайте громко и медленно. - Прочитайте громко и быстро. Интонационная разминка. Слайд 2. | ||||
Целый день ребята строили снежную горку. - Прочитайте предложение. - Кто строил снежную горку? (Ребята). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. - Что строили ребята? (Горку). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. Какую горку строили ребята? (Снежную). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. | |||||||
3. | Актуализация знаний. | Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. | -Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение? - Кто автор рассказа «На горке»? . - Что вы знаете о Н.Н. Носове? (фильм) Действительно Н.Н.Носов был очень одарённым человеком (отрывок из фильма). _Обратите внимание на нашу выставку книг? Какие произведения вы читали? -Кто является героями его книг? -А как вы думаете, что общего в его рассказах?(смешные истории, в которые попадают дети) Это ваши ровесники. Подсказывает вам название, о чём будет этот рассказ? -Значит, кто будет героем нового рассказа Н.Н.Носова? | Портрет, название рассказа Послушаем что интересного подготовили наши команды. (Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке) (где родился) (увлечения) (рассказы для сына) (химия) (сын) (годы войны). | анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу | ||
4. 5. | Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности (осмысление учащимися того, что они знают и того, что еще можно узнать для решения учебной задачи). Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки. | 2. Знакомство с текстом (4 мин) -Послушайте, как исполняют это произведение артисты театра, проверьте свои предположения. - -А потом проверим, какая команда самая внимательная. _Первые номера переверните зелёную карточку и прочитайте вопрос своей команде. -Обсудите в группах.(20 сек) -Отвечают 3 номера. Блиц-опрос. 1)Почему сделав горку, ребята ушли домой? 2)В какой квартире жил Котька? 3)Что придумал Котька, чтобы залезть на горку? 4)Что предлагал ребятам Котька? 5)Почему Котька Сделал ступеньки? 6)Где Котька взял песок? Откуда Котька взял песок ,чтобы посыпать горку? (из дворницкой) Как вы думаете, какое лексическое значение имеет это слово? Проверить наши предположения поможет статья из толкового словаря русского языка Ожегова Слайд. Дворницкая. Первичное жужжащее чтение (про себя) -Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом слова автора - буквой А, Котьки – буквой К, ребят - буквой Р. А с какой целью Котька пошел в дворницкую?(за песком) Как отнеслись к этому поступку ребята? Посмотрите на доску. Выберите интонацию нашим героям(2 номера) Слайд 4.Котька и ребята. Ребята, а из чего мальчики строили горку? (из снега) А снег состоит из снежинок. Давайте на время представим, .что мы с вами снежинки. | учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения задания для команд на зелёных листах, каждая команда слушает внимательно и отвечает на конкретный вопрос(6 команд) доска смарт Доска смарт | умение определять и формулировать цель урока с помощьюучителя осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации | анализ характеров и поступков героя | |
6. | Динамическая пауза. | Снежинки - балеринки. (дети кружатся, делают плавные движения руками) Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок- Получается в снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. -А теперь возвращаемся к нашему рассказу и предлагаем прослушать радиопостановку в исполнении артистов 2в класса. | Под музыку | формирование установки на здоровый образ жизни | |||
7. | Чтение вслух | Организовать рефлексию деятельности по данному этапу. Карточка А К Р | -Прочитаем текст по ролям. Чтение по ролям.(2-4 номера) Читают 1-3 команды 1-автор, 2-Котька, 3 – ребята выбирают двух человек, которые будут читать хором. Обсудите в группах кто будет представлять вашу команду.(10сек.)таймер А другие три команды будут экспертами и походу чтения у себя будут делать пометки, которые помогут им выбрать лучшего чтеца -В помощь экспертам на столе даны вопросы. 1)Удалось ли чтецам передать чувства ребят? 2)Как вы оцениваете их чтение? _Обсудите в группах, выберите кто будет представлять эксперта от вашей команды (20 сек.)таймер | На головы детям одеваются ободки с ролями На столы ставиться табличка «эксперты» Вопросы экспертам – Ответы экспертов от 3 команд по 1ученику | |||
7. 8. 9. | Закрепление во внешней речи. Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению. Включение в систему знаний и повторение. | Проговаривание нового знания во внешней речи. Организовать обсуждение домашнего задания разными группами обучающихся. Организовать нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | А теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу, составить картинный план к нашему рассказу – на столе у вас картинка, к которой вы должны подобрать и приклеить соответствующую карточку –заголовок жёлтого цвета-(3 минуты) Проверим. Первые номера прикрепите свой план на доску. (Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует). Кто догадался, почему предложения пронумерованы? (это план нашего рассказа) . Слайд 5. 1.Ребята строят горку. 2.Котька посыпает горку песком. 3.Ребята обсуждают поступок Котьки. 4.Дружная работа. Выборочное чтение - Для чего мы составили план? (С помощью плана легко пересказать текст). - Это и будет вашим домашним заданием. А теперь давайте найдем и прочитаем те моменты, которые отражены в нашем плане. (Пословицы). Слайд 6. Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь – людей насмешишь. Умел ошибиться, умей и исправиться. - А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа. - Почему вы выбрали третью пословицу? (Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал). - Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение. - Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить? - С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ. (карточки желтого цвета на столе) работа в группах Развеселить читателя. Помочь увидеть поступки. Подшутить над кем-нибудь.(20 сек) - Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья». (Названные книги выставляются на книжную полку). | Предложения пронумерованы в соответствии с порядком плана учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | анализ и синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу | сличение результата действия с эталоном, коррекция осознанное и произвольное построение речевого высказывания | нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать самооценку деятельности на уроке. | -Ребята, а вы любите бывать на горке? - Почему? -А хотите построить свою горку? А теперь мы заполним нашу горку снежинками . Выйдите по командам к доске и постройте горку из своих снежинок. Хорошая горка получилась! Спасибо за урок. | Выходят по группам В смарте запускаем снежинки Отметить лучших и поставить отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
Тема: Н. Н. Носов "Живая шляпа". Обучение выборочному пересказу. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа». Обучение выборочному пересказуЦели урока: формировать умение определять и анализировать композицию произведения...
Тема: Н. Н. Носов "Живая шляпа". Проверка выборочного пересказа. 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа». Проверка выборочного пересказаЦели урока: формировать умение определять и анализировать композицию произведения...
Урок литературного чтения во 2 классе. Н. Н. Носов "На горке". Обучение творческому пересказу
Используемые технологии: личносьно-ориетированные и здоровьеберегающие технологии. Представлена технологическая карта урока....
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....
Урок литературного чтения. Н.Н.Носов «На горке». Пересказ как запомнили
Урок для 2 класса....
Н.Носов «На горке» подробный пересказ от имени героя
Н.Носов «На горке» подробный пересказ от имени героя. Технологическая карта, презентация и рабочий лист ученика...