Технологическая карта логопедического занятия "Слова-признаки"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Криницкая Светлана Геннадьевна

План-конспект логопедического занятия для первого класса обучающихся с ТНР, составлен в соответствии с требованиями для аттестации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПЛАН-КОНСПЕКТ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ

 ПО ТЕМЕ «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»

Криницкая Светлана Геннадьевна

г.Бийск Алтайского края

МБОУ «СОШ № 1»

Должность: учитель-логопед

Класс: 1

Тема занятия «Слова, обозначающие признак предмета»

Пояснительная записка

Данное логопедическое занятие рассчитано на группу обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи IVуровня. Данные ученики получают образование по АООП НОО (вариант 5.1).

Осознание  различных языковых явлений у первоклассников часто формируется только опытным, практическим путем. Накопление словарного запаса и формирование грамматических категорий начинается у младших  школьников постепенно, на начальном этапе без введения терминологии. Грамматическая и лексическая стороны языка обогащаются в речевой системе ребенка в том случае, если слово изучается не отдельной единицей речи, а во взаимосвязи с другими единицами. Так, слова-признаки неразрывно связаны со словами-предметами. Поэтому для понимания темы «Слова-признаки предметов» ребенок должен хорошо знать, что такое предмет и уметь различать слова-предметы от других слов. В начале года в программу логопедических занятий включен цикл занятий, посвященных изучению СЛОВА. Ребенка важно научить подбирать слова новой категории и соединять их   с другими. Так формируются более сложные речевые единицы (словосочетание, предложение).

Характеристика группы: дети данной категории  обучаются по АООП  НОО (вариант 5.1).  Они испытывают трудности при усвоении норм речевой системы вследствие недостаточно развитых всех ее компонентов. У некоторых детей нарушено звукопроизношение, долго не закрепляются поставленные звуки. Недостаточно развито фонематическое восприятие слова, наблюдается искажение слоговой структуры речи, затруднен звуковой анализ.   Лексический запас качественно и количественно неполноценен, имеются трудности в употреблении слов. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, присутствуют аграмматизмы, словообразование затруднено или с ошибками. У обучающихся наблюдается также отставание в развитии психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Методическая тема занятия: «Слова, обозначающие признак предмета»

Тема занятия, называемая детям: «Слова-признаки».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы: занятие включено в раздел I «Речь. Предложение. Слово», порядковый номер занятия I.16.

Цель  занятия: формирование у детей  практических навыков в подборе слов, обозначающих признаки предметов, согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «слова-признаки  предметов»;
  • Закреплять умение подбирать признаки к предметам, согласуя их в роде и числе;
  • Расширять и активизировать словарный запас учащихся;
  • Формировать навыки словообразования (относительных прилагательных);
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление;
  • Уточнять пространственные представления;
  • Формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность, отзывчивость);
  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
  • Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через  целеполагание, планирование работы, подведение итога, самооценку, волевую саморегуляцию (отсутствие страха при ответе у доски).

Средства, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс (оборудование): игрушка Буратино, карточки с вопросительными словами КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?, КТО?, ЧТО?, ЧТО ДЕЛАЕТ?; предметные картинки (волк, заяц, кошка, собака, корова, бабочка, солнце, яблоко, лист); наборы предметных картинок (по количеству детей) – глубокая тарелка, мелкая тарелка, стакан, пирожок; картинки с продуктами, овощами, фруктами (на выбор учителя); мячики разных цветов и размеров в непрозрачном мешочке или коробке, стенд «Полянка настроения» с цветными стрекозами.

Предварительная работа: проведение логопедического занятия по теме «Слова-предметы» и «слова-действия предметов».

Предполагаемые результаты: дети научатся подбирать признаки к предметам, согласовывать слова друг с другом в роде и числе. Пополнят лексический запас словами-признаками, используя суффиксальный способ словообразования относительных прилагательных.

  1. Организационный момент

Цель: создание эмоционального настроя на работу.

Задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу;
  • вызвать интерес к работе через стремление помочь Буратино;
  • развивать навык пользования обращенной речью.

Методы активизации внимания: словесный (беседа), наглядный (игрушка )

Условия реализации: игрушка Буратино

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

-Здравствуйте, ребята!

-Отгадайте, кто к нам пришел на занятие:

Это всем вокруг известно:

Я – мальчишка деревянный.

Я у папы Карло рос.

И туда, где интересно,

Непременно, постоянно

Я сую свой длинный нос!

-Буратино очень хочет учиться, но не знает, как это делать. Расскажите ему, как надо себя вести на занятии и что делать, чтоб стать умнее.

-Ну а вы, ребята, подавайте Буратино пример, чтобы он стал хорошим учеником.

Покажите мимикой, с каким настроением мы начинаем нашу работу.

-Здравствуйте!

-Буратино!

-Нужно внимательно смотреть и слушать.

- Нужно отвечать на вопросы учителя.

- Нужно думать, запоминать.

- Если хочешь сказать, подними руку.

Дети улыбаются

Дети садятся на места,

отгадывают загадку.

Дети называют правила поведения на занятии для Буратино.

Желают ему их выполнять, приводя  в пример себя.

(Мотивационная основа учебной деятельности)

Дети показывают Буратино выражение их лиц (улыбки, доброжелательные выражения)

  1. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Цель: закрепление у учащихся знаний о словах-предметах и словах-действиях.

Задачи:

  • развивать пространственные представления (справа, слева, над, под, между);
  • стимулировать навыки классификации предметов;
  • закреплять умение различать слова-предметы и слова-действия;
  • обогащать словарный запас глаголов.

Методы организации совместной деятельности: практический (работа у доски), словесный (беседа), наглядный ( опора на предметные картинки).

Методы стимулирования учебной активности: неправильные «ответы»  Буратино, веселый «голос» Буратино в виде реплик во время выполнения заданий, «обращение» Буратино к конкретному ученику.

Условия реализации: предметные картинки (волк, заяц, кошка, собака, корова, бабочка, солнце, яблоко, лист), карточки с вопросительными словами КТО?, ЧТО?, ЧТО ДЕЛАЕТ?

Планируемые результаты: обучающиеся правильно размещают картинки на доске, называют живые и неживые предметы, лишние предметы в рядах, подбирают слова-действия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

- Для начала вспомним, где у вас правая рука? Левая?

-Буратино принес картинки, поможем их разместить на доске.

-В центре доски поместите солнце.

-Справа от солнца бабочку.

-Слева от солнца корову.

-Под бабочкой листок.

-Слева от листа яблоко.

-Над коровой волка.

-Слева от яблока собаку.

-Над бабочкой зайца.

-Между волком и зайцем кошку.

-Какие вы молодцы!

-Назовите все картинки одним словом.

-Назовите неживые предметы.

-Кто лишний в самом верхнем ряду?

-Кто лишний в крайнем левом столбике?

-Как мы обозначаем слова-предметы?

-Что может делать, например, волк?

-Что делает корова?

-Что делает солнышко?

-Какое действие может выполнять кошка?

-Как мы умеем обозначать на письме слова-действия?

-Чтобы узнать действие, мы какой вопрос задаем?

-Попробуйте загадать для Буратино загадки о предмете, называя только его действия, например, «Желтеет, опадает, засыхает…Что это?»

-Молодцы, ребята, хорошо «помучали» Буратино! Он таких загадок еще не слышал!

Дети поднимают руки.

Дети выходят к доске и помещают картинки по инструкции учителя-логопеда.

-Это предметы.

-Солнышко, яблоко, лист.

- Лишняя кошка, т.к. она домашняя, а волк и заяц дикие животные.

-Лишний волк, т.к. он дикий, а корова и собака домашние животные.

-Одной чертой.

-Выть, бежать, догонять, искать…

-Жует, мычит, бодается, лежит…

-Светит, греет, всходит, заходит…

-Мяукать, мурлыкать, спать, умываться…

-Двумя черточками.

-Что делает?

-Лист.

-Жует, мычит…

-Летает, порхает…

-Лает, сторожит…

-Бегает, прячется, боится…

-Зреет, краснеет, падает…

Дети поднимают правую, затем левую руку.

Дети не садятся на свои места, а стоят у доски и по очереди помещают картинки на доску.

Выполнив задание, садятся за парты.

Дети отвечают с места, подняв предварительно руку.

Дети умеют классифицировать диких и домашних животных. Ориентируются на доске, находя картинки в ряд и в столбик.

Учитель чертит на доске одну линию. Помещает рядом карточки КТО? ЧТО?

Дети называют различные действия предметов с доски и вспоминают графическое обозначение действий.

На доске появляется графическое обозначение слов-действий (двойная черта) и рядом вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Дети называют действия предметов с доски, а учитель голосом Буратино «отгадывает» загаданный предмет. Может допустить ошибку, тогда дети его «исправляют»

Эмоциональная разрядка в настроении детей.

  1. Определение темы и цели занятия

Задачи:

  • учить детей определять тему занятия;
  • развивать умение сравнивать предметы и делать выводы.

Методы организации совместной деятельности: наглядные (игрушки), практические (манипуляции с предметами, изучение их свойств), словесные (объяснение).

Условия реализации: мячики разных цветов и размеров, можно использовать разную фактуру мячей,  разный используемый материал мячей).

Планируемые результаты: подвести детей к называнию темы занятия и цели работы. (В случае затруднения проговорить тему самому).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

-Ребята, посмотрите, что Буратино вам принес.

-Что у тебя, Ваня?

-Что у тебя, Маша?

-Одинаковы ли ваши мячи?

-КАКОЙ мяч у Вани?

-КАКОЙ мяч у Маши?

-А знаем ли мы такие слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

-Какова цель нашего занятия?

-Умеем ли мы ими пользоваться?

-Какой вопрос я задавала Ване, что узнать про его мяч?

-Значит, новые слова будут отвечать на вопрос КАКОЙ?

И раскрывать признаки предметов.

-Дети получают мячи.

- У меня мяч.

-У меня тоже мяч.

-Нет, они разные.

-У меня красный мяч.

- У меня синий мяч.

-Мы не знаем таких слов.

-Узнать на занятии новые слова.

-Нет не умеем. Мы будем учиться ими пользоваться.

-Какой мяч?

Мячи можно раздать детям, а можно предложить взять самим из мешка (коробки).

Двое детей выходят к доске.

Дети формулируют тему занятия. Ставят цель: узнать новые слова.

        

Помещаю на доску карточку КАКОЙ?

  1. Основная часть

Цель:  формирование практических знаний о словах-признаках предметов.

Задачи:

  • тренироваться в определении признаков предметов по различным параметрам (цвет, размер, форма, вкус и др.);
  • учиться согласовывать слова-признаки с предметом в роде и числе;
  • формировать навыки словообразования (относительных прилагательных);
  • активизировать словарный запас прилагательных (в том числе, антонимов);
  • развивать воображение, память.

Методы достижения цели и задач: наглядные (работа по картинкам), практические (манипуляции с предметами, игра, подвижные упражнения), словесные (беседа, объяснение).

Условия реализации: предметные картинки (на доске), мячи, наборы предметных картинок (по количеству детей) – глубокая тарелка, мелкая тарелка, стакан, пирожок; картинки, изображающие продукты, овощи, фрукты.

Планируемые результаты: дети научатся подбирать признаки к предметам, образовывать относительные прилагательные, согласовывать признак с предметом в роде и числе, обогатят словарь антонимами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Игра «Кто больше?»

-Давайте зададим вопрос КАКОЙ? к предметам на доске. Волк какой?

-Мы можем подобрать признаки по разным параметрам: по цвету, по размеру, по характеру…

-Лист какой? Кто больше назовет признаков?

- Можем ли мы задать вопрос КАКОЙ? для кошки?

- А как спросить про солнышко?

-А как спросить про ваши мячики, когда их много?

-Так какие наши мячи? Кто больше назовет признаков?

        

2.Психогимнастика

-У Буратино в сказке было много знакомых. Давайте скажем, какие они были и покажем мимикой.

-Какой был Карабас-Барабас? Изобразите.

- Каким был Пьеро?

-Мальвина?

-Лиса  Алиса?

-Кот Базилио?

-Папа Карло?

-Сам Буратино какой?

 3.Работа в тетрадях.

- А сейчас поработаем в тетрадях. Откройте их. Найдите точку, с которой начнем работать.

Возьмите простой карандаш.

- Как нам изобразить слово ВЕСЕЛЫЙ?

- Итак, нам нужен новый знак. Слова-признаки украшают наши предметы, то и линию выберем самую красивую, волшебную. Волнообразную.

(Учитель на доске с новой строки рисует волнистую линию)

-Начертите такую линию в тетради.

-Теперь еще несколько, до конца строки.

4.Физминутка

-Теперь немного отдохнем, выйдите из-за парт.

-Выполняем движения, как велит нам стишок:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

5.Игра «Буратино-повар»

-Пока мы ходили, Буратино нам приготовил обед.

-Первым блюдом будет суп. Возьмите тарелку для супа.

-Я каждому в тарелку кладу предмет, из чего приготовлен ваш суп.

(раскладываю картинки каждому в тарелку)

- Из чего суп у Вани?

-Значит, КАКОЙ суп у Вани?

-Какой суп у Маши?

И т.д.

-Вторым блюдом Буратино выбрал салат. Возьмите мелкую тарелку.

-Вот ваш продукт, из которого сделан салат.

(раскладываю в тарелки овощи)

-Какой салат у Вани?

-Какой салат у Маши?

И т.д.

-Буратино испек каждому пирожок. Возьмите пирожок. А я покажу вам его начинку.

(раскладываю фрукты на шаблон пирожка).

-КАКАЯ начинка  в пирожке у Вани?

И т.д.

-Запиваем наш обед соком.

Возьмите стакан.

-Если сок выжмут из яблока, то какой он получится?

-Если из груши?

-Если из абрикоса?

-Если из ананаса?

- Какой сок любит Ваня?

-А Маша?

- А вот Буратино любит тыквенный сок. Значит, он из чего?

-Скажем Буратино хором волшебное слово за вкусный, сытный обед.

6.Игра «Наоборот»

-А теперь поиграем с мячом.

Выходите в круг.

-Бывает, что Буратино вредничает и говорит все наоборот. Превратим это в игру. Я говорю: горячий чай, а он ответит:…

-Я говорю: длинный хвост, а он ответит:…

А теперь просто признаки: высокий -…

-Широкий-…

-Светлый - …

И т.д.

-Молодцы!

7.Загадки для Буратино.

-Вот мы сколько знаем слов-признаков!

Давайте теперь загадаем Буратино загадки о предметах на доске, называя только их признаки.

Например, зеленый, кленовый, маленький…Что это?

- А теперь вы, ребята.

-Молодцы, ребята!

-Злой, голодный, серый…

-Зеленый, маленький, кленовый, осенний…

-Нет, надо спросить: КАКАЯ кошка?

-КАКОЕ солнышко?

-КАКИЕ мячики?

-Круглые, резиновые, мягкие, твердые, красные, синие, гладкие, легкие…

-Злой.

Дети изображают злого Карабаса-Барабаса,

грустного Пьеро,

умную Мальвину,

хитрую Лису Алису , коварного кота Базилио, доброго папу Карло, веселого Буратино.

Дети открывают тетради, находят нужную страницу и красную точку. Берут карандаши.

-???

Дети чертят линию в тетради.

Потом тренируются до конца строчки.

Дети встают, чтобы им было удобно двигаться.

Подскоки на правой ноге.

Подскоки на левой ноге.

Бег на месте.

Прыжки на 2 ногах на месте.

Ходьба.

Дети берут шаблон с глубокой тарелкой, кладут перед собой на столе.

-Из картофеля.

-Картофельный суп.

-Гороховый суп.

-Мясной суп.

-Рыбный суп.

Дети берут шаблон с мелкой тарелкой.

-Морковный салат.

-Луковый салат.

-Капустный салат.

-Фасолевый салат.

-Вишневая начинка.

-Клубничная начинка.

-Банановая начинка.

-Малиновая  начинка.

-Яблочный сок.

-Грушевый сок.

-Абрикосовый  сок.

-Ананасовый сок.

-Я люблю ананасовый сок.

-Я люблю персиковый сок.

-Из тыквы.

-Спасибо!

Дети встают и готовятся ловить мяч. Возвращая мяч учителю, они называют слово-признак с противоположным значением.

-Холодный чай.

-Короткий хвост.

-Низкий.

-Узкий.

-Темный.

-Лист!

-Пушистая, ласковая, домашняя…

-Серый, злой, голодный…

-Яркое, ласковое, теплое…

-Красное, спелое, сочное…

На доску добавляются карточки с вопросительными словами КАКАЯ?, КАКОЕ? КАКИЕ?

Дети называют признаки мячей, учитель-логопед помогает направить мысль, задавая критерии признака (цвет, размер, материал,…)

Использование элементов психогимнастики.

Изображение характера героя посредством мимики.

Дети умеют находить страницу с новой датой и красной точкой учителя на строке.

Дети могут предложить свои варианты для обозначения.

Следить, чтоб линии получались аккуратные, недлинные.

Выполнение упражнений вместе с учителем-логопедом.

Дети успокаиваются и садятся на места.

Образование относительных прилагательных соответственно продукту, из которого приготовлено блюдо.

Учитель-логопед показывает картинку с фруктом, а дети произносят название сока.

Умение определить слово, от которого образовалось имя прилагательное.

Дети говорят хором.

Игра с мячом проводится в кругу, если недостаточно места, можно просто встать у парты.

Игра продолжается, пока у детей есть интерес ответить (не менее 2 раз каждому).

Учитель должен держать темп игры, чтобы не затягивались паузы. Другие дети могут помогать товарищу в ответе)

-Лист! («говорит» учитель голосом  Буратино)

-Кошка! (голос Буратино)

-Волк! ( Буратино может ошибиться, чтобы вызвать эмоциональный отклик у детей, поддерживать их работоспособность).

-Солнышко!

-Яблоко!

  1. Итоговая часть

Цель: формирование умения детей подводить итог проделанной  работе.

Задачи:

  • учить детей делать логический вывод о завершении работы по теме;
  • формировать навыки адекватной самооценки, рефлексии;
  • стимулировать интерес к следующим занятиям.

Методы: словесные (беседа, рассуждение), наглядные.

Условия реализации: пособие для рефлексии «Полянка настроения», игрушка Буратино.

Показатели результативности данного этапа:

  • умение вспомнить важные моменты занятия и его тему;
  • оценивание детьми своего физического и эмоционального состояния;
  • определение ближайшей зоны коррекционно-развивающей работы (желание детей работать на следующих занятиях);
  •  определение положительной динамики коррекции речевого нарушения по сравнению со сформированными УУД на прошлом занятии.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

-Ребята, чему мы сегодня учились сами и учили Буратино?

-Кто из вас сегодня вместе с Буратино стал чуточку умнее, узнал для себя что-то новое?

-Предлагаю нам прогуляться до нашей «Полянки настроения» и выбрать цветную стрекозу, приподнять ее повыше над цветами.

-Выберите тот цвет, который вам хочется сейчас.

-Пора нам прощаться с Буратино. Он говорит вам: Спасибо! Хочет еще к нам прийти на занятие. Пригласим?

-До свидания!

- Узнали слова-признаки.

-Учились подбирать слова-признаки к предметам.

-Учились чертить эти слова линиями.

-Учились загадывать загадки словами-признаками.

-Играли в игру «Наоборот».

-Называли блюда.

Дети поднимают руки.

Дети выбирают стрекозу, переставляют ее в кармашек повыше.

-Пригласим.

-До свидания!

По цвету стрекозы учитель оценивает эмоциональное и физическое состояние ребенка. Яркие и светлые цвета обозначают хорошее настроение, а темные должны насторожить. (Потом можно наедине выяснить причину, поговорить с ребенком)

Ритуал прощания. Возможно пожатие руки Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия.

Третье занятие в разделе «Текст», первое занятие по теме: «Главная (основная) мысль текста»...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...