Технологическая карта логопедического занятия "Слова-признаки"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
План-конспект логопедического занятия для первого класса обучающихся с ТНР, составлен в соответствии с требованиями для аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слова, обозначающие признак предмета, технологическая карта логопедического занятия | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»
Криницкая Светлана Геннадьевна
г.Бийск Алтайского края
МБОУ «СОШ № 1»
Должность: учитель-логопед
Класс: 1
Тема занятия «Слова, обозначающие признак предмета»
Пояснительная записка
Данное логопедическое занятие рассчитано на группу обучающихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи IVуровня. Данные ученики получают образование по АООП НОО (вариант 5.1).
Осознание различных языковых явлений у первоклассников часто формируется только опытным, практическим путем. Накопление словарного запаса и формирование грамматических категорий начинается у младших школьников постепенно, на начальном этапе без введения терминологии. Грамматическая и лексическая стороны языка обогащаются в речевой системе ребенка в том случае, если слово изучается не отдельной единицей речи, а во взаимосвязи с другими единицами. Так, слова-признаки неразрывно связаны со словами-предметами. Поэтому для понимания темы «Слова-признаки предметов» ребенок должен хорошо знать, что такое предмет и уметь различать слова-предметы от других слов. В начале года в программу логопедических занятий включен цикл занятий, посвященных изучению СЛОВА. Ребенка важно научить подбирать слова новой категории и соединять их с другими. Так формируются более сложные речевые единицы (словосочетание, предложение).
Характеристика группы: дети данной категории обучаются по АООП НОО (вариант 5.1). Они испытывают трудности при усвоении норм речевой системы вследствие недостаточно развитых всех ее компонентов. У некоторых детей нарушено звукопроизношение, долго не закрепляются поставленные звуки. Недостаточно развито фонематическое восприятие слова, наблюдается искажение слоговой структуры речи, затруднен звуковой анализ. Лексический запас качественно и количественно неполноценен, имеются трудности в употреблении слов. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, присутствуют аграмматизмы, словообразование затруднено или с ошибками. У обучающихся наблюдается также отставание в развитии психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Методическая тема занятия: «Слова, обозначающие признак предмета»
Тема занятия, называемая детям: «Слова-признаки».
Место занятия в образовательной программе логопедической работы: занятие включено в раздел I «Речь. Предложение. Слово», порядковый номер занятия I.16.
Цель занятия: формирование у детей практических навыков в подборе слов, обозначающих признаки предметов, согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «слова-признаки предметов»;
- Закреплять умение подбирать признаки к предметам, согласуя их в роде и числе;
- Расширять и активизировать словарный запас учащихся;
- Формировать навыки словообразования (относительных прилагательных);
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление;
- Уточнять пространственные представления;
- Формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность, отзывчивость);
- Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
- Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, подведение итога, самооценку, волевую саморегуляцию (отсутствие страха при ответе у доски).
Средства, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс (оборудование): игрушка Буратино, карточки с вопросительными словами КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?, КТО?, ЧТО?, ЧТО ДЕЛАЕТ?; предметные картинки (волк, заяц, кошка, собака, корова, бабочка, солнце, яблоко, лист); наборы предметных картинок (по количеству детей) – глубокая тарелка, мелкая тарелка, стакан, пирожок; картинки с продуктами, овощами, фруктами (на выбор учителя); мячики разных цветов и размеров в непрозрачном мешочке или коробке, стенд «Полянка настроения» с цветными стрекозами.
Предварительная работа: проведение логопедического занятия по теме «Слова-предметы» и «слова-действия предметов».
Предполагаемые результаты: дети научатся подбирать признаки к предметам, согласовывать слова друг с другом в роде и числе. Пополнят лексический запас словами-признаками, используя суффиксальный способ словообразования относительных прилагательных.
Цель: создание эмоционального настроя на работу. Задачи:
Методы активизации внимания: словесный (беседа), наглядный (игрушка ) Условия реализации: игрушка Буратино | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
-Здравствуйте, ребята! -Отгадайте, кто к нам пришел на занятие: Это всем вокруг известно: Я – мальчишка деревянный. Я у папы Карло рос. И туда, где интересно, Непременно, постоянно Я сую свой длинный нос! -Буратино очень хочет учиться, но не знает, как это делать. Расскажите ему, как надо себя вести на занятии и что делать, чтоб стать умнее. -Ну а вы, ребята, подавайте Буратино пример, чтобы он стал хорошим учеником. Покажите мимикой, с каким настроением мы начинаем нашу работу. | -Здравствуйте! -Буратино! -Нужно внимательно смотреть и слушать. - Нужно отвечать на вопросы учителя. - Нужно думать, запоминать. - Если хочешь сказать, подними руку. Дети улыбаются | Дети садятся на места, отгадывают загадку. Дети называют правила поведения на занятии для Буратино. Желают ему их выполнять, приводя в пример себя. (Мотивационная основа учебной деятельности) Дети показывают Буратино выражение их лиц (улыбки, доброжелательные выражения) |
Цель: закрепление у учащихся знаний о словах-предметах и словах-действиях. Задачи:
Методы организации совместной деятельности: практический (работа у доски), словесный (беседа), наглядный ( опора на предметные картинки). Методы стимулирования учебной активности: неправильные «ответы» Буратино, веселый «голос» Буратино в виде реплик во время выполнения заданий, «обращение» Буратино к конкретному ученику. Условия реализации: предметные картинки (волк, заяц, кошка, собака, корова, бабочка, солнце, яблоко, лист), карточки с вопросительными словами КТО?, ЧТО?, ЧТО ДЕЛАЕТ? Планируемые результаты: обучающиеся правильно размещают картинки на доске, называют живые и неживые предметы, лишние предметы в рядах, подбирают слова-действия. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
- Для начала вспомним, где у вас правая рука? Левая? -Буратино принес картинки, поможем их разместить на доске. -В центре доски поместите солнце. -Справа от солнца бабочку. -Слева от солнца корову. -Под бабочкой листок. -Слева от листа яблоко. -Над коровой волка. -Слева от яблока собаку. -Над бабочкой зайца. -Между волком и зайцем кошку. -Какие вы молодцы! -Назовите все картинки одним словом. -Назовите неживые предметы. -Кто лишний в самом верхнем ряду? -Кто лишний в крайнем левом столбике? -Как мы обозначаем слова-предметы? -Что может делать, например, волк? -Что делает корова? -Что делает солнышко? -Какое действие может выполнять кошка? -Как мы умеем обозначать на письме слова-действия? -Чтобы узнать действие, мы какой вопрос задаем? -Попробуйте загадать для Буратино загадки о предмете, называя только его действия, например, «Желтеет, опадает, засыхает…Что это?» -Молодцы, ребята, хорошо «помучали» Буратино! Он таких загадок еще не слышал! | Дети поднимают руки. Дети выходят к доске и помещают картинки по инструкции учителя-логопеда. -Это предметы. -Солнышко, яблоко, лист. - Лишняя кошка, т.к. она домашняя, а волк и заяц дикие животные. -Лишний волк, т.к. он дикий, а корова и собака домашние животные. -Одной чертой. -Выть, бежать, догонять, искать… -Жует, мычит, бодается, лежит… -Светит, греет, всходит, заходит… -Мяукать, мурлыкать, спать, умываться… -Двумя черточками. -Что делает? -Лист. -Жует, мычит… -Летает, порхает… -Лает, сторожит… -Бегает, прячется, боится… -Зреет, краснеет, падает… | Дети поднимают правую, затем левую руку. Дети не садятся на свои места, а стоят у доски и по очереди помещают картинки на доску. Выполнив задание, садятся за парты. Дети отвечают с места, подняв предварительно руку. Дети умеют классифицировать диких и домашних животных. Ориентируются на доске, находя картинки в ряд и в столбик. Учитель чертит на доске одну линию. Помещает рядом карточки КТО? ЧТО? Дети называют различные действия предметов с доски и вспоминают графическое обозначение действий. На доске появляется графическое обозначение слов-действий (двойная черта) и рядом вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Дети называют действия предметов с доски, а учитель голосом Буратино «отгадывает» загаданный предмет. Может допустить ошибку, тогда дети его «исправляют» Эмоциональная разрядка в настроении детей. |
Задачи:
Методы организации совместной деятельности: наглядные (игрушки), практические (манипуляции с предметами, изучение их свойств), словесные (объяснение). Условия реализации: мячики разных цветов и размеров, можно использовать разную фактуру мячей, разный используемый материал мячей). Планируемые результаты: подвести детей к называнию темы занятия и цели работы. (В случае затруднения проговорить тему самому). | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
-Ребята, посмотрите, что Буратино вам принес. -Что у тебя, Ваня? -Что у тебя, Маша? -Одинаковы ли ваши мячи? -КАКОЙ мяч у Вани? -КАКОЙ мяч у Маши? -А знаем ли мы такие слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? -Какова цель нашего занятия? -Умеем ли мы ими пользоваться? -Какой вопрос я задавала Ване, что узнать про его мяч? -Значит, новые слова будут отвечать на вопрос КАКОЙ? И раскрывать признаки предметов. | -Дети получают мячи. - У меня мяч. -У меня тоже мяч. -Нет, они разные. -У меня красный мяч. - У меня синий мяч. -Мы не знаем таких слов. -Узнать на занятии новые слова. -Нет не умеем. Мы будем учиться ими пользоваться. -Какой мяч? | Мячи можно раздать детям, а можно предложить взять самим из мешка (коробки). Двое детей выходят к доске. Дети формулируют тему занятия. Ставят цель: узнать новые слова.
Помещаю на доску карточку КАКОЙ? |
Цель: формирование практических знаний о словах-признаках предметов. Задачи:
Методы достижения цели и задач: наглядные (работа по картинкам), практические (манипуляции с предметами, игра, подвижные упражнения), словесные (беседа, объяснение). Условия реализации: предметные картинки (на доске), мячи, наборы предметных картинок (по количеству детей) – глубокая тарелка, мелкая тарелка, стакан, пирожок; картинки, изображающие продукты, овощи, фрукты. Планируемые результаты: дети научатся подбирать признаки к предметам, образовывать относительные прилагательные, согласовывать признак с предметом в роде и числе, обогатят словарь антонимами. | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Игра «Кто больше?» -Давайте зададим вопрос КАКОЙ? к предметам на доске. Волк какой? -Мы можем подобрать признаки по разным параметрам: по цвету, по размеру, по характеру… -Лист какой? Кто больше назовет признаков? - Можем ли мы задать вопрос КАКОЙ? для кошки? - А как спросить про солнышко? -А как спросить про ваши мячики, когда их много? -Так какие наши мячи? Кто больше назовет признаков?
2.Психогимнастика -У Буратино в сказке было много знакомых. Давайте скажем, какие они были и покажем мимикой. -Какой был Карабас-Барабас? Изобразите. - Каким был Пьеро? -Мальвина? -Лиса Алиса? -Кот Базилио? -Папа Карло? -Сам Буратино какой? 3.Работа в тетрадях. - А сейчас поработаем в тетрадях. Откройте их. Найдите точку, с которой начнем работать. Возьмите простой карандаш. - Как нам изобразить слово ВЕСЕЛЫЙ? - Итак, нам нужен новый знак. Слова-признаки украшают наши предметы, то и линию выберем самую красивую, волшебную. Волнообразную. (Учитель на доске с новой строки рисует волнистую линию) -Начертите такую линию в тетради. -Теперь еще несколько, до конца строки. 4.Физминутка -Теперь немного отдохнем, выйдите из-за парт. -Выполняем движения, как велит нам стишок: По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем И домой пешком пойдем. 5.Игра «Буратино-повар» -Пока мы ходили, Буратино нам приготовил обед. -Первым блюдом будет суп. Возьмите тарелку для супа. -Я каждому в тарелку кладу предмет, из чего приготовлен ваш суп. (раскладываю картинки каждому в тарелку) - Из чего суп у Вани? -Значит, КАКОЙ суп у Вани? -Какой суп у Маши? И т.д. -Вторым блюдом Буратино выбрал салат. Возьмите мелкую тарелку. -Вот ваш продукт, из которого сделан салат. (раскладываю в тарелки овощи) -Какой салат у Вани? -Какой салат у Маши? И т.д. -Буратино испек каждому пирожок. Возьмите пирожок. А я покажу вам его начинку. (раскладываю фрукты на шаблон пирожка). -КАКАЯ начинка в пирожке у Вани? И т.д. -Запиваем наш обед соком. Возьмите стакан. -Если сок выжмут из яблока, то какой он получится? -Если из груши? -Если из абрикоса? -Если из ананаса? - Какой сок любит Ваня? -А Маша? - А вот Буратино любит тыквенный сок. Значит, он из чего? -Скажем Буратино хором волшебное слово за вкусный, сытный обед. 6.Игра «Наоборот» -А теперь поиграем с мячом. Выходите в круг. -Бывает, что Буратино вредничает и говорит все наоборот. Превратим это в игру. Я говорю: горячий чай, а он ответит:… -Я говорю: длинный хвост, а он ответит:… А теперь просто признаки: высокий -… -Широкий-… -Светлый - … И т.д. -Молодцы! 7.Загадки для Буратино. -Вот мы сколько знаем слов-признаков! Давайте теперь загадаем Буратино загадки о предметах на доске, называя только их признаки. Например, зеленый, кленовый, маленький…Что это? - А теперь вы, ребята. -Молодцы, ребята! | -Злой, голодный, серый… -Зеленый, маленький, кленовый, осенний… -Нет, надо спросить: КАКАЯ кошка? -КАКОЕ солнышко? -КАКИЕ мячики? -Круглые, резиновые, мягкие, твердые, красные, синие, гладкие, легкие… -Злой. Дети изображают злого Карабаса-Барабаса, грустного Пьеро, умную Мальвину, хитрую Лису Алису , коварного кота Базилио, доброго папу Карло, веселого Буратино. Дети открывают тетради, находят нужную страницу и красную точку. Берут карандаши. -??? Дети чертят линию в тетради. Потом тренируются до конца строчки. Дети встают, чтобы им было удобно двигаться. Подскоки на правой ноге. Подскоки на левой ноге. Бег на месте. Прыжки на 2 ногах на месте. Ходьба. Дети берут шаблон с глубокой тарелкой, кладут перед собой на столе. -Из картофеля. -Картофельный суп. -Гороховый суп. -Мясной суп. -Рыбный суп. Дети берут шаблон с мелкой тарелкой. -Морковный салат. -Луковый салат. -Капустный салат. -Фасолевый салат. -Вишневая начинка. -Клубничная начинка. -Банановая начинка. -Малиновая начинка. -Яблочный сок. -Грушевый сок. -Абрикосовый сок. -Ананасовый сок. -Я люблю ананасовый сок. -Я люблю персиковый сок. -Из тыквы. -Спасибо! Дети встают и готовятся ловить мяч. Возвращая мяч учителю, они называют слово-признак с противоположным значением. -Холодный чай. -Короткий хвост. -Низкий. -Узкий. -Темный. -Лист! -Пушистая, ласковая, домашняя… -Серый, злой, голодный… -Яркое, ласковое, теплое… -Красное, спелое, сочное… | На доску добавляются карточки с вопросительными словами КАКАЯ?, КАКОЕ? КАКИЕ? Дети называют признаки мячей, учитель-логопед помогает направить мысль, задавая критерии признака (цвет, размер, материал,…) Использование элементов психогимнастики. Изображение характера героя посредством мимики. Дети умеют находить страницу с новой датой и красной точкой учителя на строке. Дети могут предложить свои варианты для обозначения. Следить, чтоб линии получались аккуратные, недлинные. Выполнение упражнений вместе с учителем-логопедом. Дети успокаиваются и садятся на места. Образование относительных прилагательных соответственно продукту, из которого приготовлено блюдо. Учитель-логопед показывает картинку с фруктом, а дети произносят название сока. Умение определить слово, от которого образовалось имя прилагательное. Дети говорят хором. Игра с мячом проводится в кругу, если недостаточно места, можно просто встать у парты. Игра продолжается, пока у детей есть интерес ответить (не менее 2 раз каждому). Учитель должен держать темп игры, чтобы не затягивались паузы. Другие дети могут помогать товарищу в ответе) -Лист! («говорит» учитель голосом Буратино) -Кошка! (голос Буратино) -Волк! ( Буратино может ошибиться, чтобы вызвать эмоциональный отклик у детей, поддерживать их работоспособность). -Солнышко! -Яблоко! |
Цель: формирование умения детей подводить итог проделанной работе. Задачи:
Методы: словесные (беседа, рассуждение), наглядные. Условия реализации: пособие для рефлексии «Полянка настроения», игрушка Буратино. Показатели результативности данного этапа:
| ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
-Ребята, чему мы сегодня учились сами и учили Буратино? -Кто из вас сегодня вместе с Буратино стал чуточку умнее, узнал для себя что-то новое? -Предлагаю нам прогуляться до нашей «Полянки настроения» и выбрать цветную стрекозу, приподнять ее повыше над цветами. -Выберите тот цвет, который вам хочется сейчас. -Пора нам прощаться с Буратино. Он говорит вам: Спасибо! Хочет еще к нам прийти на занятие. Пригласим? -До свидания! | - Узнали слова-признаки. -Учились подбирать слова-признаки к предметам. -Учились чертить эти слова линиями. -Учились загадывать загадки словами-признаками. -Играли в игру «Наоборот». -Называли блюда. Дети поднимают руки. Дети выбирают стрекозу, переставляют ее в кармашек повыше. -Пригласим. -До свидания! | По цвету стрекозы учитель оценивает эмоциональное и физическое состояние ребенка. Яркие и светлые цвета обозначают хорошее настроение, а темные должны насторожить. (Потом можно наедине выяснить причину, поговорить с ребенком) Ритуал прощания. Возможно пожатие руки Буратино. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
Технологическая карта логопедического занятия.
Третье занятие в разделе «Текст», первое занятие по теме: «Главная (основная) мысль текста»...
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...
Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"
Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...