Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Антонышева Александра Лукинична

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.

Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований ФГОС НОО (2011)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.

Цель. Формировать умение определять  части речи разными способами.

Задачи:

Образовательные.

  1. На основе морфемного анализа существительных, глаголов и прилагательных подвести обучающихся к новому способу определения частей речи (по составу слова)
  2. Научить различать части речи всеми способами (по вопросу, значению и составу слова), выбирая для себя более легкий способ.
  3. Анализировать морфемный состав слова, соотносить его с графической схемой слова.
  4. Формировать навыки морфемного анализа и синтеза. Упражнять в разборе по составу существительных, глаголов, прилагательных.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму.
  2. Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
  3. Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий.
  4. Учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

 Воспитательные:

  1. Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
  2. Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным

    вариантом.

  1. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
  2. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер,  морфемные графические схемы слов, лото «Части речи», лото «Составь слова по составу», карточки с заданием.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии,

здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.


Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап

постановки учебной задачи, мотивации учебной деятельности. Актуализация знаний.

Лото «Части речи»

Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия.

-Какими способами вы умеете определять части речи?

Погружение в проблему.

-Сегодня вы узнаете новый способ определения частей речи и найдете его сами.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Различают части речи известными способами (по вопросу, по значению). Упражняются в определении частей речи в игровой ситуации.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

  Выстраивать логическую цепь рассуждений

 Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Умение использовать речь для регуляции своего поведения

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров

2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению

Речевой материал:

ленточка, прилетал, красноватая, солнышко, ленивый, бегут, столик, гусиное, читает, шерстяной, слоненок, рассказывать.

Организация письменной коллективной работы.

Вопросы и задания:

-Записать слова в три столбика по частям речи: существительное, прилагательное, глагол.

- В какой столбик запишем слово, почему?

-Разбираем слова каждого столбика по составу.

Записывают слова в три столбика по частям речи  по заданному основанию. Морфемный анализ и синтез слов. Разбирают слова каждого столбика по составу.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.

 

Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Умение оценивать правильность своих действий

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

3.Этап первичного усвоения новых знаний. Решение учебной задачи

Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала.

-Делаем выводы о суффиксах и окончаниях в каждом столбике.

-Назовите новый способ определения частей речи.

Анализируют окончания и суффиксы разных частей речи. Дают ответ на проблемный вопрос.

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

4.Этап первичной проверки понимания

На компьютере  морфемы для синтеза слов и определения части речи

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

-Можно ли определить часть речи по суффиксу и окончанию?

-Определите часть речи и отгадайте слово.

Морфемный синтез. Определяют часть речи, отгадывают слова.

Проверяют правильность выполнения с помощью компьютера.

Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.

Обобщать, делать выводы.

Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение корректировать и оценивать выполнение задания

5.Этап первичного закрепления и систематизации знаний

Текст на карточках «Живые удочки»

Ю. Качаев

Схемы морфемного состава существительного, глагола, прилагательного

Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.

Выработка соответствующих навыков и умений.

1.Контроль за чтением текста. Вопросы:

- Почему текст называется «Живые удочки»?

-Выписать из текста существительное, прилагательное и глагол по данным схемам.

Индивидуальная помощь при затруднении.

2.Организация фронтальной проверки  

выписанных слов.

-Каким способом пользовались для определения частей речи. Какой способ показался проще?

Читают текст. Отвечают на вопросы. Анализируют слова и соотносят их с графической морфемной схемой.

Выписывают из текста слова в соответствии со схемой.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/ невозможность его выполнения.

Чтение выписанных слов и обсуждение правильности выполнения задания. Взаимопроверка, коррекция.

Умение при восприятии текста понимать основную мысль.

Умение сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы. Владеть монологическими формами речи.

Умение учитывать сложность задания

Умение контролировать свои действия в ходе работы.

Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Лото «Составь слова по составу»

Создание условий для выработки необходимых умений и навыков.

Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности

3. Проведение игры.

- Определите, к какой части речи относятся собранные вами слова?

-Каким способом вы пользовались?

Составляют слова по составу, производя морфемный анализ и синтез.

Определяют части речи по составу слова.

Умение проводить анализ и синтез морфемного состава слова, составлять целое  из частей.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение обобщать, т.е. выводить общность для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи

Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и учениками.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

5.Подведение итогов.

Рефлексия

Проведение рефлексии:

- Какой способ определения частей речи вы узнали?       Какие задания понравились, какие

вызвали затруднения?

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Приложение.

   Текст для чтения.

Живые удочки.

Мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба-удильщик. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщину. Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть: что это светиться? И, конечно, попадают в пасть рыбы.

                                                                                                                                                                         (Ю. Качаев)

Литература.

  1. Антонышева А.Л. Новая методика коррекционно-развивающего обучения по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 3 – 4 классов с общим недоразвитием речи. – Рыбинск, 2003
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [С]"На помощи жителям зимнего леса"Логопедическое занятие представлено в игровой форме в виде путешествия по сказочному зимнему лесу, где ребята должны освобо...

Логопедическое занятие с группой обучающихся 2 специального (коррекционного) класса с недоразвитием речи системного характера при F 83

Логопедическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся во 2 СКК. Технологическая карта с дидактической структурой урока составлена с соответствии с требованиями ФГОС. Кор...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...