Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Тема. Суффиксальное образование существительных, обозначающих названия детенышей животных.
Цель. Формирование умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, обозначающие названия детенышей.
Задачи
Познавательные
- На основе анализа морфемного состава существительных подвести обучающихся к способу образования названия детенышей в единственном и множественном числе.
- Упражнять в образовании существительных, обозначающих названия детенышей без изменения звуковой структуры слова, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова.
- Создать условия для формирования речевых умений по использованию в речи названий животных и их детенышей.
Коррекционно-развивающие
- Создать условия для формирования умений выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, моделировать, доказывать.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас
- Увеличивать количество смысловых связей для формирования семантических полей.
- Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов.
Воспитательные
- Формировать мотивацию к учебной деятельности.
- Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, игра (презентация) «Кем был раньше», лото «Составь названия детенышей по составу», карточки с заданием.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Этап Актуализация знаний Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Игра «Кем был раньше» (презентация на компьютере) | Вызов уже имеющихся знаний. Организация игры. -Кем раньше был слон? -Кем раньше была щука? -Как вы думаете, что надо знать, чтобы не ошибаться и говорить правильно? Определение темы занятия. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Воспроизводят необходимые знания. Выполняют игровые действия. Используют в речи названия детенышей. Коррекция неверных ответов. Отвечают на вопросы. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели | Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение использовать речь для регуляции своего поведения | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2.Этап Первичное усвоение новых знаний | Речевой материал: гусь - гусенок-гусята Еж, тигр, лось | Организация учебного взаимодействия и последующего обсуждения возникающих вопросов. -Образуйте существительные по образцу. Разберите по составу. -Какие суффиксы использовались для образования существительных в единственном числе? Как образуется множественное число? Какие суффиксы использовались? | Образуют существительные по образцу. Выделяют суффиксы, используемые в единственном и множественном числе. Анализируют и делают вывод об используемых суффиксах. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Выстраивать логическую цепь рассуждений | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность своих действий Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
Работа по карточке. | Организация первичного обобщения и систематизации учебного материала. -Изменяется ли корень при образовании названий детенышей? -Какие суффиксы используются? Организация письменной коллективной работы. -Что вы думаете, о правописании суффиксов –ОНОК и ЕНОК после шипящих? -Организация проверки. -Анализируем существительные, делаем выводы.
| Наблюдают за образованием существительных с чередованием звуков в корне. Высказывают предположения о написании суффиксов ОНОК,-ЕНОК после шипящих. Знакомятся с алгоритмом написания суффиксов. Выполняют задание. При проверке – выделяют корни и суффиксы. Делают выводы. | Проводить сравнения по заданным критериям. Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Умение самостоятельно анализировать условие задания. Обобщать, делать выводы. | Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | |
3.Этап Проверка понимания | Речевой материал: У волка волчонок. У белки бельчонок. У коровы теленок. | Организация фронтально-индивидуальной работы, обсуждение возникающих вопросов. -Как образуются названия детенышей домашних животных? Что вы заметили? | Записывают предложения под диктовку. Проверяют написание суффиксов. Обсуждают ошибки, корректируют. Анализируют корни слов, делают выводы. | Умение действовать по заданному алгоритму. Умение сравнивать, обобщать, делать выводы. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4.Этап Закрепления новых знаний | Лото «Составь названия детенышей по составу» | Сохранение интереса к теме. Выработка соответствующих навыков и умений. Организация игры. -Название, какого детеныша, образовано при помощи другого суффикса? | Выполняют игровые действия. Анализируют морфемный состав слов, составляют слова из морфем. Отвечают на вопросы. | Умение сравнивать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. | Умение учитывать сложность задания Умение контролировать свои действия в ходе работы. |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Проведение рефлексии: -При помощи каких суффиксов образуются названия детенышей? - Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Приложение
- Задание по карточке.
Образовать названия детенышей по образцу. Разобрать существительные по составу.
Волк – волчонок – волчата
Орел, лев, белка, заяц, галка.
- Лото «Составь названия детенышей по составу».
В результате игры дети составят по составу существительные из морфем, данных вразбивку.
Жеребенок, цыпленок, черепашонок, щуренок, воронята, крольчата, щенок, ягнята.
Литература
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня
Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....
Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....
Учет особенностей формирования грамматического строя обучающихся с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
Коррекционная работа на синтаксическом уровне с обучающимися 3 класса. Для формирования категорий числа, рода и согласования существительных, прилагательных и глаголов в числе и роде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
Образовательные.1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....
Технологическая карта с дидактической структурой урока. Логопедическое занятие с группой детей 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным ОНР III уровня.
Тема. Различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.Цель. Формировать умение определять части речи разными способами....