Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Сергеева Надежда Сергеевна

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Дедовская  средняя школа № 4

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся  1 класса

 с  общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Тема. Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.

Цель. Формировать умение выделять звуки из слов и обозначать их буквой на письме.

Задачи.

Образовательные.

  1. Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.
  2. Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].
  3. Учить выделять согласные звуки [Т], [ТЬ] из слогов, слов, предложений в четкой позиции и буквы согласных звуков.

Коррекционно-развивающие

  1. Формировать функции фонематического восприятия и фонематического и слогового анализа и синтеза.
  2. Развивать внимание, умение анализировать, работать по алгоритму;
  3. Уточнять, активизировать словарный запас;
  4. Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;

Воспитательные

  1. Формировать учебную мотивацию.
  1. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  3. Учить задавать учебные вопросы.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер,  индивидуальные зеркала, веера с буквами, цифровой ряд для каждого, лото «Сложи слова из слогов»

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

Картинный материал: танк, телефон

Вызов уже имеющихся знаний.

Организация индивидуально-коллективной работы.

-Выделите первый звук в словах.

-Какие главные звуки будут сегодня на занятии?

Определение темы занятия.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Выделяют первые звуки в словах.

Определяют тему занятия.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

  

 Умение выделять и формулировать познавательные цели

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Умение использовать речь для регуляции своего поведения

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Этап Подготовка к активному и сознательному усвоению

 Индивидуальные зеркала

Организация совместной деятельности.

Обобщение артикуляции и характеристик звуков Т, ТЬ.

Показывают артикуляцию звуков Т, ТЬ, обобщают.

Дают характеристику звуков Т, ТЬ.

Соотносят звуки с буквой.

Записывают тему занятия в тетради.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.

 

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Умение оценивать правильность своих действий

3.Этап Первичное усвоение новых знаний.

Речевой материал: та  то  ту  ти  ты  те

Вееры с согласными буквами

   

Цифровой ряд на каждого ученика.

Речевой материал:

стены, спорт, концерт, хитрый, читает, привет

1.Организация письменной коллективной работы.

Вопросы и задания по проверке:

-Прочитать все слоги.

-Прочитать слоги с твердым согласным.

-Прочитать слоги с мягким согласным.

2.Организация совместной деятельности.

-Как вы думаете, какое задание мы сейчас будем выполнять?

-Если в слове есть глухие согласные звуки Т, ТЬ, то обозначьте их буквой Т.

3.Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

-Определите по цифровому ряду место звуков Т, ТЬ в словах.

 

Записывают слоги с буквой Т под диктовку.

Проверка работы по заданному основанию, выделение звуков из слогов.

Выделяют на слух из слов звуки Т, ТЬ и обозначают их буквой Т.

Находят место глухих согласных звуков Т, ТЬ в словах по цифровому ряду.

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения по заданным критериям.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Мультимедийная физминутка

http://infourok.ru/

Умение действовать по заданному алгоритму.

4.Этап Первичное закрепление и систематизация знаний

Речевой материал: стол  бежит светлый утро теленок

1.Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов.

Диктовка слов.

Выработка соответствующих навыков и умений.

Индивидуальная помощь при затруднении.

Организация фронтальной проверки  

записанных слов.

-Прочитать слова, выделить букву Т.

-Прочитать слово, обозначающее неживой предмет.

- живой предмет

-действие

-признак предмета

Записывают слова под диктовку.

Выполняют звуковой анализ, используя схему руками.

Читают записанные слова по заданному основанию.

Выделяют букву Т в словах.

Умение

 находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы.

Умение учитывать сложность задания

Умение контролировать свои действия в ходе работы.

Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем.

Речевой материал:

Толя читал утром книгу. У стола стоят четыре стула.

Игра «Замени первый звук в слове на Т»( с мячом)

Речевой материал: банк  куча  ночка  ранец  лапки  пачка  санки  пруды

Лото «Сложи слова из слогов»

Речевой материал:

Ворона, телята, самолет, лопата, автобус, капуста, палатка, стрекоза.

2.Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности.

-Начертить схему предложения, подписать букву Т в словах.  

2.Создание условий для выработки необходимых умений и навыков.

3.Проведение игры.

-Назвать слово, где два звука Т, ТЬ.

-Назвать слова, где звук Т в первом слоге (втором, третьем)

Чертят схему предложений. Выделяют звуки Т, ТЬ в словах и подписывают буквы.

Анализируют слова, заменяют первый звук на Т, получают новое слово. Объясняют различие в звукобуквенном составе и значении слов.

Собирают из слогов, данных в разбивку слова.

Читают полученные слова. Выделяют нужный звук, определяют, в каком слоге он находится.

Умение проводить звуковой анализ и синтез.

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других

Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Умение корректировать и оценивать выполнение задания

6 Этап

Подведение итогов.

Рефлексия

Проведение рефлексии:

-   Какие задания понравились, какие

вызвали затруднения?

-Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

      Литература.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
  3. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

Образовательные.1.    Сформировать понятие о глухих согласных, характеризовать их признаки.2.    Знакомиться с артикуляцией и характеристикой звуков [Т], [ТЬ].3....

Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи

Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками с общим недоразвитием речи III уровня на тему: «Дикие животные весной»

Коррекционно-образовательные цели: Закрепить и/или расширить представления, знания  о диких животных, их внешнем виде и образе жизни весной. Уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершен...