Логопедическое занятие в 1 классе "Осень.Звук и буква О"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_zvuk_i_bukva_o.docx | 60.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия по фонетической ритмике с детьми 1 А класса
Лексическая тема: ОСЕНЬ, звук и буква О.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень»;
- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навык ориентировки в пространстве;
- укреплять и сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия: «звук», «буква»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей.
Оборудование: презентация с картинками, картинка с осенними листьями (берёзы, клёна, дуба, рябины) и изображением буквы О, картинки с изображениями предметов похожими на букву О; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.
Ход занятия:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Введение в тему.
Логопед: Отгадайте загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
Что за пора к нам пришла?
Дети: Осень.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем вспоминать то, что мы знаем об осени. Но не только о ней нам сегодня предстоит поговорить, кое-о-чем еще. Об этом вы узнаете позже.
3. Активизация внимания.
Логопед: О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)
Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?
Дети: Первый месяц осени сентябрь.
Логопед. Какой месяц наступит после него?
Дети: После сентября наступит октябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
Дети: Завершает осень ноябрь.
4. Предлагаю вам закрепить наши знания и сыграть в игру закончи предложение:
Логопед: Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди. На дорогах лужи.
Дует сильный, холодный ветер.
Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
С полей и огородов убирают урожай.
Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
5. Физминутка с элементами логоритмики.
Осень в гости к нам пришла, | дети разводят руки в стороны |
Дождь и ветер принесла. | постукивают ладошками по ногам |
Ветер дует, задувает | машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой |
С веточек листву сдувает. | проводят ладонью левой руки по вытянутой правой руке и наоборот |
Листья по ветру кружатся | кружатся |
И под ноги нам ложатся. | приседают и плавно опускают ладони на пол |
6. Логопед: Ребята, сейчас я попрошу вас достать из файла листочки и собрать их, как пазл, чтобы получилась цельная картинка. Давайте себя проверим. СЛАЙД 1.
6.1. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»
На слайде 2 картинка с кленовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это кленовый лист.
На слайде 3 картинка с дубовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это дубовый лист.
На слайде 4 картинка с рябиновым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это рябиновый лист.
На слайде 5 картинка с березовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это березовый лист.
Прикрыть экран.
Логопед: Какой листик лежит справа от кленового? А снизу? Какой лист находится в правом верхнем углу? Какой лист находится справа от кленового листа, в правом нижнем углу?
Ребята, а что посередине? О. Как звучит О?
7. Работа над развитием дыхания и голоса:
Логопед: Давайте послушаем, как звучит О? Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.
8. Акустико-артикуляционный образ звука:
Логопед: Давайте понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Проверим, поставьте руку перед собой, ближе ко рту поднесите. Произнесите звук О. Чувствуете теплый воздух рукой? Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.
Звук - это то, что мы слышим и произносим. А как называется то, что вы видите на картинке? Это буква О. Буква - это то, что мы видим и читаем, пишем.
9. Связь буквы и звука:
Логопед: Посмотрите на букву О. Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О?
СЛАЙД 6.
Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О.
Прикрыть экран.
10. Поиск буквы по визуальному образу:
Логопед: Ребята, я подготовила для вас интересное задание. На полу лежат картинки. В названии некоторых есть буква О. Ваша задача наступить только на ту картинку, в названии которой есть буква О. За это вы получите две фишки: красную и синюю. Они понадобятся нам для выполнения следующего задания.
(На твистере или просто на полу картинки подписанные, гласные буквы красным выделены. Нужно наступить на картинку с буквой О. (КОТЫ, ОСА, КОЗА, ЗУБЫ, ОСЁЛ, ЛИСА, РОЗА, ДОМ, ЛУК, СЫР)
Раздаю фишки красные и синие.
- Закрепление звука в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ. Таким же образом проводится анализ слогов КО.
Логопед: Послушайте меня – ОП. Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)
Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?
- Закрепление звука в словах:
Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.
Логопед: Посмотрите на слайд 7, 8, 9. Что вы видите? Рыба – окунь. Давайте позовем окуня. ОООкунь. Где слышится звук О? В начале слова.
Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).
Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.
Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?
Дети: На первую клетку.
Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.
Прикрыть экран.
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Логопед: итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии. Об осени и первой букве и звуке этого слова О. Что мы теперь точно знаем о звуке и букве О? О – гласный, обозначается красным цветом. Почему гласный? Потому что произносится только голосом, при произнесении воздух свободно выходит из рта и не встречает никаких преград. Звук О на письме обозначается буквой О.
- Рефлексия:
Логопед: Возьмите осенний лист и положите в корзинку, если сегодня на занятии вам все было понятно и понравилось. Если что-то было не понятным, занятие не понравилось, отдайте листочек мне в руки для того, чтобы мы вернулись к этой теме и не оставили не понятное неизвестным, а сделали это понятным и известным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».
Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"
Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс
Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Ш"
Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуальной работы.Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Ш], выделение согласного звука в словах, звуковой ...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".
Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...
Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [к’] и определять мест...