Логопедическое занятие в 1 классе "Осень.Звук и буква О"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Почтарева Алина Павловна

Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_zvuk_i_bukva_o.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия по фонетической ритмике с детьми 1 А класса

Лексическая тема: ОСЕНЬ, звук и буква О.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень»;

- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать навык ориентировки в пространстве;

- укреплять и сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать голос и дыхание;

- развивать фонематические процессы;

- закреплять понятия: «звук», «буква»;

- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: презентация с картинками, картинка с осенними листьями (берёзы, клёна, дуба, рябины) и изображением буквы О, картинки с изображениями предметов похожими на букву О; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Введение в тему.

Логопед:  Отгадайте загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.

Что за пора к нам пришла?
Дети: Осень.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Правильно. Сегодня мы будем вспоминать то, что мы знаем об осени. Но не только о ней нам сегодня предстоит поговорить, кое-о-чем еще. Об этом вы узнаете позже.  

3. Активизация внимания.

Логопед: О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

Дети: Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

Дети:  После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

Дети: Завершает осень ноябрь.

4. Предлагаю вам закрепить наши знания и сыграть в игру закончи предложение:

Логопед: Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

5. Физминутка с элементами логоритмики.

Осень в гости к нам пришла,

дети разводят руки в стороны

Дождь и ветер принесла.

постукивают ладошками по ногам

Ветер дует, задувает

машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой

С веточек листву сдувает.

проводят ладонью левой руки по вытянутой правой руке и наоборот

Листья по ветру кружатся

кружатся

И под ноги нам ложатся.

приседают и плавно опускают ладони на пол

6. Логопед: Ребята, сейчас я попрошу вас достать из файла листочки и собрать их, как пазл, чтобы получилась цельная картинка. Давайте себя проверим. СЛАЙД 1.

6.1. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»

На слайде 2 картинка с кленовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это кленовый лист.  

На слайде 3 картинка с дубовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это дубовый лист.

На слайде 4 картинка с рябиновым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это рябиновый лист.

На слайде 5 картинка с березовым листом. Найдите этот лист у себя на листочке. Это березовый лист.

Прикрыть экран.


Логопед: Какой листик лежит справа от кленового? А снизу? Какой лист находится в правом верхнем углу? Какой лист находится справа от кленового листа, в правом нижнем углу?

Ребята, а что посередине? О. Как звучит О?

7. Работа над развитием дыхания и голоса:

Логопед: Давайте послушаем, как звучит О? Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.

8. Акустико-артикуляционный образ звука:

Логопед: Давайте понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Проверим, поставьте руку перед собой, ближе ко рту поднесите. Произнесите звук О. Чувствуете теплый воздух рукой? Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.

Звук - это то, что мы слышим и произносим. А как называется то, что вы видите на картинке? Это буква О. Буква - это то, что мы видим и читаем, пишем.

9. Связь буквы и звука:

Логопед: Посмотрите на букву О. Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О?

СЛАЙД 6.

Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О.

Прикрыть экран.

10. Поиск буквы по визуальному образу:

Логопед: Ребята, я подготовила для вас интересное задание. На полу лежат картинки. В названии некоторых есть буква О. Ваша задача наступить только на ту картинку, в названии которой есть буква О. За это вы получите две фишки: красную и синюю. Они понадобятся нам для выполнения следующего задания.

(На твистере или просто на полу картинки подписанные, гласные буквы красным выделены. Нужно наступить на картинку с буквой О.  (КОТЫ, ОСА, КОЗА, ЗУБЫ, ОСЁЛ, ЛИСА, РОЗА, ДОМ, ЛУК, СЫР)

Раздаю фишки красные и синие.

  1. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ. Таким же образом проводится анализ слогов КО.

Логопед: Послушайте меня – ОП. Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)

Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?

  1. Закрепление звука в словах:

Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.

Логопед: Посмотрите на слайд 7, 8, 9. Что вы видите? Рыба – окунь. Давайте позовем окуня. ОООкунь. Где слышится звук О?  В начале слова.

Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).

Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.

Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?

Дети: На первую клетку.

Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.

Прикрыть экран.

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии. Об осени и первой букве и звуке этого слова О. Что мы теперь точно знаем о звуке и букве О? О – гласный, обозначается красным цветом. Почему гласный? Потому что произносится только голосом, при произнесении воздух свободно выходит из рта и не встречает никаких преград. Звук О на письме обозначается буквой О.

  1. Рефлексия:

Логопед: Возьмите осенний лист и положите в корзинку, если сегодня на занятии вам все было понятно и понравилось. Если что-то было не понятным, занятие не понравилось, отдайте листочек мне в руки для того, чтобы мы вернулись к этой теме и не оставили не понятное неизвестным, а сделали это понятным и известным.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"

Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Б" 1 класс

Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Б], выделение согласного звука в словах, звуковой анализ слов. Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуа...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Ш"

Презентацию можно использовать как при проведении фронтальной , так и индивидуальной работы.Цель занятия: четкое произнесение и характеристика звука [Ш], выделение согласного звука в словах, звуковой ...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически схожих строчных букв и - у".

Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии ( смешиваемых на письме оптически сходных строчных букв и - у). Задания предполагают развитие внимания к элементам смешиваемых букв, нахож...

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс    Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять мест...