Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

 

   Цели:

  1. Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков.

 

  1.  Упражнять детей в правильном произнесении этих звуков изолированно, в слогах, словах.

 

  1.  Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,  логическое мышление, фонематический  слух, общую моторику, звуковой анализ на уровне слова.

 

  1.  Корригировать у детей оптическое представления, память, внимание.

 

  1. Расширять словарь по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_2013_noyab_3.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

   Цели:

  1. Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков.

  1.  Упражнять детей в правильном произнесении этих звуков изолированно, в слогах, словах.

  1.  Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание,  логическое мышление, фонематический  слух, общую моторику, звуковой анализ на уровне слова.

  1.  Корригировать у детей оптическое представления, память, внимание.

  1. Расширять словарь по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

     Оборудование: предметные картинки, зеркала, символы, буква К к, счётные палочки, картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, волка, наборы букв для составления слогов из гласных и буквы к, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для закрепления буквы К к, презентация со слайдами.

     Ход занятия:

   I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями. Прежде чем начать работу настроимся на занятие:

На занятии наши глазки внимательно смотрят и всё … видят,

наши ушки внимательно слушаю и всё … слышат,

голова хорошо … думает.

Каждый день всегда везде

На занятиях, в игре

Смело чётко говорим

И тихонечко сидим.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

II .Сообщение темы занятия.

   Сегодня мы с вами будем работать с новыми звуками и с новой буквой. А с какими звуками мы с вами будем работать, вы узнаете, отгадав загадки.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.          ( кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет,

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба …          ( кит)

Определите, какой первый звук слышится в слове кот? (звук к), а в слове кит? (звук кь).

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [к], [к’].

III. Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам.

Возьмите зеркала и произнесите звук к.

(Когда мы произносим звук к: губы свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу. Голос спит или поёт? (голос спит).

Произнесите звук к, воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие?  (встречает препятствие). Значит звук к согласный.

Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [к]. Голос спит. Значит звук [к] глухой.

Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий?  кь.

Прослушайте стихотворение о звуке [к].

Спинкой языка попробуй,

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий,  К – взрывной,

К – без голоса, глухой!

К – как камень, крепкий звук!

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик -  мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

IV. Упражнения в выделении звука к на фоне других звуков, из слогов, слов.

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук!» Я буду называть разные звуки, если услышите звук к, хлопните в ладоши:

т, к, г, х, т, к, к, га, та, ка, ко, ха, ку, кэ, до, ку, то

капля, галка, халва, кот, макароны, цыплята, гантели, рука, хлеб, крот.

V. Дидактическая игра:  “Какое слово я загадал».

Произнесите слово полностью.

…укла, …уры, …амень, …апля, …озы, ...ошка, …ости, ....асса, …ольца, …они.

VI. Развития звукового анализа на уровне слова.

Кот и кит играли с картинками и перепутали, какие предметы для кота, а какие для кита.

Назовите все картинки.

Поможем им?

Положим  для кота предметы, в названиях которых звук [к], а для кита - предметы,  в названиях которых звук [к’].

Коза, кенгуру, бабочка, букет, чайник, кеды.

 Определите место положения звуков [к], [к’].

VII. Дидактическая игра «Ферма».

А сейчас мы отправимся в деревню к дедушке и бабушке. Угадайте, как их зовут? Их имена начинаются со звуков  К и КЬ.  Дедушка Кирилл и бабушка Клава. Какой первый звук в слове Кирилл? А в слове Клава? Мы с вами поедем в деревню на машине. Эта машина называется такси. В слове такси тоже есть звук К.

У дедушки Кирилла и бабушки Клавы есть домашние животные, в их названиях встречается звуки к и кь. Они хотят показать вам, какие у них есть животные, но сначала надо будет отгадать загадки.

Живёт она у нас в хлеву,

Жуёт сено и траву,

И молоко попить даёт.

Кто её мне назовёт? (Корова)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Она не бурёнка,

Но всё же пока

Даёт ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю –

Семь дней не пройдёт –

Повсюду с деревьев кору обдерёт. (Коза)

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он не велик,

Но везёт как грузовик. (Ослик).

Я копытами стучу, стучу

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это? (Конь)

Чьи-то маленькие ножки

Носят шубку по дорожке.

Шубка к нам во двор идёт –

Во дворе она живёт.

Пусть вокруг и снег, и лёд,

Шубка мёрзнуть не даёт.

Шубка греет, словно печка…

Носит шубку ту - … (Овечка)

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Кролик).

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинка.

Дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.  (Кошка)

VIII. Физминутка.

Давайте вместе в кошкой выполним физминутку:

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба).

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук).

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание).

И сказали три кота: -

Красота! Красота! (Хлопки в ладоши).

А теперь потренируемся вместе с котятами:  (Физминутка «Котята» с презентацией).

Назовите всех животных, которых вы отгадали: корова, собака, коза, ослик, конь, овечка, кролик, кошка. Как можно их назвать всех вместе? Домашние животные.

IX. Игра «Верни детёнышей их мамам».

А сейчас мы немного разомнёмся. Из лесу на ферму прибежал злой волк и распугал всех детёнышей и птиц. Волк уйдёт, если мы сможем определить в какой части слова волк слышится звук [к]. Правильно, в конце слова.

Я дам вам картинки детёнышей домашних животных. Назовите картинки, которые я вам раздал: телёнок, щенок, козлёнок, ослёнок, жеребёнок, ягнёнок, крольчонок, котёнок.

Кто это? Чей он детёныш?

Помогите детёнышам отыскать своих мам. На доске прикреплены картинки с изображением взрослых животных. Нужно подобрать к ним детёнышей.

Что у нас получилось? У коровы – телёнок, у собаки – щенок, у козы – козлёнок, у ослика – ослёнок, у коня – жеребёнок, у овечки – ягнёнок, у кролика – крольчонок, у кошки – котёнок.

X. Психогимнастика. Покажите бабушке Клаве и дедушке Кириллу, как вы умеете изображать домашних животных. Вокруг себя повернитесь и в животных превратитесь!

Дети изображают ласкового котёнка, который просит молочка у своей хозяйки. Изобразите сердитую козу, трясущую своей головой.

Изобразите важного индюка.

А теперь маленьких утят.

Изобразите бегущую лошадку, а теперь жующую корову.

IX. Знакомство с буквой.

Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем. Чтобы прочитать и написать названия предметов нам нужно познакомиться с новой буквой. Звуки к, кь мы обозначаем буквой К, к.

Это печатная буква К.

Кит фонтан пустил до неба!

Жаль, что ты при этом не был,

Мы с тобою бы вдвоём

Поплескались в волю в нём!

О ком говорится в стихотворении,  есть звук [к] или [к`]?

У коровушки Бурёнки

Колокольчик новый – звонкий.

Будет он звенеть пока

Не напишешь букву К.

В каких словах в стихотворении есть звук [к] или [к`]?

Послушайте стихотворение про букву К,к.

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К!

Найдите на картинке на какие предметы похожа буква К? Посмотрите, сколько элементов у буквы К ? Три.

Сделайте букву К из счётных палочек

Два столба стояли рядом

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Получилась буква Ка.

Обведите букву К ручкой в воздухе. (Показ на слайде). Сначала строчную, потом заглавную.

X. Развитие звукового анализа.

В названиях каких животных звук к стоит в начале слова? Каких в середине? А в каких в конце слова? Поместите картинки под схемы с буквой к.

Назовите животное. Где стоит звук к в слове корова? Под какую схему мы его поставим?

Где стоит звук [к] в словах: собака, коза, кошка, кролик, ослик, овечка, конь. Какую картинку можно поставить сразу в 2 столбика? Почему? Потому, что в слове кролик звук [к] есть в начале и в конце слова.

Повторите названия картинок со звуком [к] в начале слова, потом в середине слова, в конце слова.

XI. Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем писать буквы сделаем гимнастику для пальчиков.

Физминутка для рук с презентацией. Повторяем движения на слайде.

XII. .  Развития оптического представления на уровне буквы,

- С какой буквой мы сегодня работаем?  Каким цветом мы её раскрасим? (синим).   Почему? Потому, что она обозначает согласные звуки.

- Раскрасьте букву К синим цветом, стараясь не выходить за линию.

 Добавь недостающие элементы буквы К.

  • А еще наша буковка спряталась и предлагает ее найти и обвести  синим цветом.

XIII. Произношение и чтение слогов.

-Наша буква хочет подружиться с гласными буквами. Какие гласные мы знаем? (а,о,у,ы)

- Буква К подружилась с буквой А —что получится?  

- Буква К подружилась с буквой У —что получится?  

- Буква К подружилась с буквой О —что получится?

- Буква К подружилась с буквой Ы —что получится?  

- Какие слоги мы составили? (ка, ку, ко, кы)

Давайте запишем слоги с буквой К в тетрадь.

Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

Какой звук [к], а звук [к’].  Какие слова запомнили на звук К.  С  какой буквой мы работали?   - Какие задания вам понравились?

Вы хорошо выполнили все задания и за это я дарю вам мультфильм «Котёнок Гав».

Релаксация. У кого в гостях мы были? У бабушки Клавы и дедушки Кирилла. Домой мы поедем тоже на такси.  В такси можно немножко подремать.

"Волшебный сон"

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…

И расслаблено все тело… (2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Ручки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ножки теплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губки теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губки чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!

Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

А домой я дарю вам раскраску с картинками на букву К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Логопедическое занятие . Тема "Звуки ш-ж. Буквы ш,ж".

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. На занятии дети  различают на слух звуки ш-ж в словах, предложениях.Закрепляют навык звуко-буквен...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "

Конспект логопедического занятия  "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Логопедическое занятие. Тема: "Звуки [з], [з,]. Буква З".

В методической разработке представлен сценарий логопедического занятия  "Звуки [з], [з,]. Буква З" для учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....