Предупреждение и коррекция дизорфографии у обучающихся 2-5 классов
рабочая программа по логопедии
Формирование фонематических процессов, орфографической зоркости, связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_i_korrektsiya_dizorfografii.docx | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая программа
«Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2 – 5 классов»
- Пояснительная записка:
Цель: формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Формирование фонематических процессов.
2. Формирование орфографической зоркости.
3. Формирование связной речи.
4. Формирование психических процессов.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
5) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью, от первого (третьего) лица по графическим схемам, с опорой на серию картинок, сюжетную картинку.
- Выполнять выборочный, краткий, творческий пересказы.
- Составлять самостоятельные связные высказывания, рассказы повествовательного характера, рассказы по вопросам и картинке.
- Составлять сравнительные рассказы описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
- Определять лексическое значение слов, употребленных в контексте.
- Понимать значение однозначных и многозначных слов.
- Находить в тексте и подбирать антонимы и синонимы к словам.
- Употреблять синонимы для преодоления неоправданного повторения слов.
- Понимать прямое и переносное значение слов, образные слова и выражения, фразеологизмы, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
- Содержание коррекционного курса
Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.
1. Формирование фонематических процессов:
- выделение гласных и согласных звуков из слов;
- определение количества и последовательности звуков в слове;
- слоговой анализ и синтез слов;
- выделение из слова ударных слогов и гласных букв;
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация мягких и твердых согласных;
- гласные второго ряда (обозначение двумя звуками);
- анализ значений слов-паронимов;
- фонетический разбор слов.
2. Формирование орфографической зоркости:
- родственные слова;
- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
- морфемный разбор слова;
- дифференциация близких по написанию и значению морфем;
- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
- падежные формы имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными в падеже, роде, числе;
- согласование прилагательных, местоимений, числительных с существительными;
- согласование глаголов с существительными в роде, числе;
- личные окончания глаголов;
- употребление предлогов;
- дифференциация предлогов и приставок;
- правописание разделительных «ь» и «ъ»;
- правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;
- правописание -тся, -ться в глаголах.
3. Формирование связной речи:
- словосочетания и предложения;
- составление предложений из слов;
- составление текста из предложений;
- пересказ текста;
- составление текста по сюжетным картинкам;
- выделение логико-смысловых связей текста.
4. Формирование психических процессов:
- развитие пространственных представлений;
- развитие долговременной речеслуховой памяти;
- развитие произвольного слухового и зрительного внимания;
- развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления.
III. Тематическое планирование
В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.
2 класс
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1-3 | Звуки и буквы. | Закрепление представлений о звуках и буквах, их отличительных характеристиках. Выделение звуков. Дифференциация на гласные и согласные. | 3 |
4-5 | Согласные звуки и буквы. | Закрепление характеристики согласных звуков. Звуко - буквенный анализ слов. | 2 |
6 | Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных. | Закрепление умений обозначать мягкость и твердость согласных с помощью гласных. | 1 |
7-8 | Различение букв а-я | Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью букв а-я. | 2 |
9-10 | Различение букв о-ё | Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью букв о-е | 2 |
11-12 | Различение букв у-ю | Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью букв у-ю | 2 |
13-15 | Буквы Е, Ё, Ю, Я | Звуко - буквенный анализ слов. | 3 |
16-17 | Деление слов на слоги. | Определение количества слогов в словах. Составление слов из слогов. Письмо слов к соответствующим схемам. | 2 |
18 | Деление слов на слоги. Ударение. | Работа с ритмическим рисунком слов. Изображение слов графически. | 1 |
19 | Ударение. Перенос слов. | Правила переноса слов. Изменение слов, изображение их графически. | 1 |
20 | Слова - предметы, слова – признаки, слова –действия. | Подбор подходящих по смыслу слов – признаков, слов – действий. Угадывание предметов по признакам. Подбор к словам - действиям, слова -- предметы. | 1 |
21 - 23 | Предложение. | Определение на слух количества слов в предложениях, определение границ предложений. Составление предложений по картинкам. Письмо предложений с подбором нужного предлога. | 3 |
24 | Имя существительное. Общее значение. | Закрепление умения определять имя существительное, подбор существительных к прилагательным. | 1 |
25 | Имя существительное. Род и число. | Определение рода и числа существительных. Работа с существительными, имеющими только форму множественного числа. | 1 |
26 | Глагол. Общее значение. | Закрепление умения определять глаголы, замена словосочетаний глаголами в начальной форме. | 1 |
27 | Глагол. Число и время. | Изменение глаголов по числам и времени. | 1 |
28 | Различение имени существительного и глагола. | Дифференциация существительных и глаголов, подбор к глаголам существительных в начальной форме. | 1 |
29 | Имя прилагательное. Общее значение. | Закрепление умения определять имя прилагательное. Подбор к именам существительным прилагательные. | 1 |
30 | Имя прилагательное. Число и род. | Изменение прилагательных по числам и родам. | 1 |
31 | Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола. | Подбор к именам существительным родственные имена прилагательные и глаголы. | 1 |
32-35 | Предлог. | Выполнение заданных действий, работа с вопросами. Подбор имен существительных с предлогами. Добавление пропущенных предлогов. | 4 |
36 | Слова, близкие по смыслу (синонимы). | Подбор синонимов, исключение лишнего слова. | 1 |
37 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | Подбор антонимов, работа с пословицами. | 1 |
38 | Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы). | Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение значения омонимов. | 1 |
39 | Однозначные и многозначные слова. | Составление предложений с данными словосочетаниями, замена слов словами, близкими по смыслу. | 1 |
40-41 | Фразеологизмы. | Разбор значения фразеологизмов | 2 |
42 | Состав слова. Корень. Родственные слова. | Подбор родственных слов, выделение корня. | 1 |
43-44 | Состав слова. Родственные слова и формы слова. | Изменение формы слова и выделение окончания, корня. Работа с пословицами. | 2 |
45 | Состав слова. Родственные слова и формы слова. | Выделение окончаний, подбирая формы слова, и корень, подбирая родственные слова. Нахождение ошибок. | 1 |
46 | Состав слова. Приставка. | Образование родственных слов с помощью приставок. Составление словосочетаний, путем подбора к глаголам подходящих по смыслу приставок. | 1 |
47 | Приставка и предлог. | Подбор родственных слов с противоположными по смыслу приставками. Выделение приставок и предлогов. | 1 |
48 | Состав слова. Суффикс. | Образование с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой». Изменение слов по образцу, выделение корня и суффикса. | 1 |
49 | Состав слова. Морфемный разбор. | Составление из частей слов. Подбор слов к соответствующим схемам. | 1 |
50 | Предложение. | Изображение предложений графически. Составление предложений из данных слов по заданному алгоритму. | 1 |
51 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | Подбор подлежащих и сказуемых к предложениям. Определение главных членов предложения. | 1 |
52 | Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. | Изменение предложений по образцу. Добавление подходящих по смыслу имен существительных и глаголов. | 1 |
53 | Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. | Подбор подходящих по смыслу имен прилагательных. Дополнение рассказа именами прилагательными. | 1 |
54-55 | Предложение. Управление. | Составление словосочетаний. Работа с деформированными предложениями. | 2 |
56-57 | Распространение предложения. | Составление предложений с данными словами; используя схемы. Распространение предложений, используя словосочетания, данные в скобках | 2 |
58-59 | Границы предложения. | Деление текста на предложения. Исправление ошибок в тексте. | 2 |
60 | Связь слов в предложении. | Определение грамматической основы. Составление полных ответов на вопросы. | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Слова-действия, слова-предметы | Учить различать существительные и глаголы, собственные и нарицательные существительные; развивать языковой анализ, произвольное внимание. | 1 |
2-3 | Слоговой анализ слов. | Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память. | 2 |
4 | Морфемный анализ слова. | Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
5 | Слова-признаки. | Учить задавать вопросы к прилагательным; развивать навык согласования прилагательных с существительными, дифференциации гласных первых и второго ряда. | 1 |
6 | Согласование существительных и прилагательных. | Развивать навык склонения прилагательных по падежам; учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. | 1 |
7 | Согласование прилагательных и существительных в числе. | Учить подбирать однокоренные слова, развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова; развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому подбирается орфограмма. | 1 |
8 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде; учить подбирать проверочные слова; закреплять навык фонематического анализа. | 1 |
9 | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. | Развивать навык согласования прилагательных с существительными; учить выделять словосочетание прилагательное плюс существительное из текста; учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу. | 1 |
10 | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. | Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных; развивать фонематический слух, произвольное внимание. | 1 |
11 | Однокоренные (родственные) слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
12 | Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля. | 1 |
13 | Слова с безударными гласными в корне. | Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
14 | Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память. | 1 |
15 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением. | Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память. | 1 |
16 | Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова. | Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание. | 1 |
17 | Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные. | Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
18 | Правописание предлогов и приставок со словами. | Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
19 | Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы. | Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление. | 1 |
20 | Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных. | Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание. | 1 |
21 | Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений. | Развивать навык правописания местоимений с предлогами; формировать орфографическую зоркость; развивать произвольное внимание. | 1 |
22 | Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами. | Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
23-24 | Сочетания –оро-, -оло-, -еле-, -ере- | Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематические процессы, связную речь, долговременную память, логическое мышление. | 2 |
27 | Развитие орфографической зоркости. | Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова. | 3 |
28 | Сомнительные согласные в корне слова. | Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания. | 1 |
29 | Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу. | Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание. | 1 |
30-31 | Правописание гласных в корне слова. | Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия. | 2 |
32-33 | Двойная роль гласных е, ё, ю, я. | Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память. | 2 |
34 | Согласование существительных и числительных. | Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание. | 1 |
35 | Изменение глаголов по родам. | Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память. | 1 |
36 | Мягкий знак на конце существительных и глаголов. | Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
37-38 | Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных. | Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание. | 2 |
39 | Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами. | Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание. | 1 |
40 | Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах. | Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями. | 1 |
41 | Согласование местоимений с предлогами. | Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
42 | Правописание предлогов и приставок с различными частями речи. | Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания. | 1 |
43 | Формирование орфографической зоркости. | Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
44 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
45 | Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача. | Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание. | 1 |
46-47 | Орфограммы в корнях слов. | Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память. | 2 |
48 | Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы. | Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание. | 1 |
49 | Орфограммы в приставках. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание. | 1 |
50-52 | Орфограммы в приставках и корнях. | Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание. | 3 |
53 | Орфограммы в суффиксах. | Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание. | 1 |
54-55 | Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь). | Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 2 |
56 | Формирование орфографической зоркости. | Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
57-58 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках). | Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 2 |
59-60 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях). | Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание. | 2 |
4-5 классы
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Слова-действия, слова-предметы. | Учить различать существительные и глаголы. Учить различать существительные собственные и нарицательные. Развивать языковой анализ. Развивать произвольное внимание. | 1 |
2-3 | Слоговой анализ и синтез. | Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память. | 2 |
4 | Морфемный анализ слова. | Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
5 | Слова-признаки. | Учить задавать вопросы к прилагательным. Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Закреплять навык дифференциации гласный первого и второго ряда. Развивать долговременную память. | 1 |
6 | Согласование существительных и прилагательных. | Развивать навык склонения прилагательных по падежам. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. Развивать произвольное внимание. | 1 |
7 | Согласование прилагательных и существительных в числе. | Учить подбирать однокоренные слова. Развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова. Развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому проверяется орфограмма. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
8 | Согласование прилагательных и существительных в роде и чесле. | Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде. Учить подбирать проверочные слова. Закреплять навык фонематического анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
9 | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. | Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Учить выделять словосочетания прилагательное+существительное из текста. Учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу. Развивать долговременную память. | 1 |
10 | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. | Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
11 | Однокоренные (родственные) слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
12 | Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля. | 1 |
13 | Слова с безударными гласными в корне. | Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
14 | Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память. | 1 |
15 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением. | Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память. | 1 |
16 | Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова. | Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание. | 1 |
17 | Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные. | Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
18 | Правописание предлогов и приставок со словами. | Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
19 | Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы. | Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление. | 1 |
20 | Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных. | Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание. | 1 |
21 | Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений. | Развивать навык правописания местоимений с предлогами. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
22 | Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами. | Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
23-24 | Сочетания -оро-, -оло-, -еле-, ере-. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать связную речь. Развивать долговременную память, логическое мышление. | 2 |
25 | Гласные о-а в корнях. | Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать проверочные слова. Развивать долговременную память. | 1 |
26 | Гласные и-е в корнях. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык правописания «ь» после шипящих на конце существительных и глаголов. Развивать долговременную память. | 1 |
27 | Развитие орфографической зоркости. | Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова. | 1 |
28 | Сомнительные согласные в корне слова. | Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания. | 1 |
29 | Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу. | Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание. | 1 |
30 | Правописание гласных в корне слова. | Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия. | 1 |
31 | Двойная роль гласных е, ё, ю, я. | Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память. | 1 |
32 | Согласование существительных и числительных. | Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание. | 1 |
33 | Изменение глаголов по родам. | Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память. | 1 |
34 | Мягкие знак на конце существительных и глаголов. | Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
35- 36 | Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных. | Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание. | 2 |
37 | -Ться-, -тся- в глаголах. | Развивать навык правописания -тся, -ться в глаголах. Учить различать глаголы в тексте. Развивать навык правописания личных окончаний глаголов. Формировать орфографическую зоркость. Учить обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Развивать произвольное внимание. | 1 |
38 | Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами. | Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание. | 1 |
39 | Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах. | Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями. | 1 |
40 | Согласование местоимений с предлогами. | Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
41 | Правописание предлогов и приставок с различными частями речи. | Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания. | 1 |
42 | Формирование орфографической зоркости. | Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
43 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
44 | Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача. | Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание. | 1 |
45 | Орфограммы в корне слов. | Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память. | 1 |
46 | Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы. | Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание. | 1 |
47 | Орфограммы в приставках. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание. | 1 |
48 | Орфограммы в приставках и корнях. | Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание. | 1 |
49 | Орфограммы в суффиксах. | Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание. | 1 |
50-51 | Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь). | Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 2 |
52 | Формирование орфографической зоркости. | Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
53 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках). | Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
54 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях). | Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание. | 1 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий.- М.: «Гном», 2015.
- Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
- Чистякова О. В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3-4 класс.- Санкт-Петербург : «Литера», 2010.
- Костылева Н. Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками. –М.: «Астрель», 2005
- Николаева Л. П., Иванова И. В. Тренировочные задания по русскому языку 2 класс.- М.: «Экзамен», 2014.
- Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 2 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
- Кузнецова М. И. Тренировочные примеры по русскому языку 3 класс. –М.: «Экзамен», 2015.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Справочное пособие по русскому языку 4 класс.- М.: «Астрель», 2016.
- Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2012.
- Плешакова Е. П. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009
- Фомина И. В., Щербакова И. В. Русский язык .- Волгоград: «Учитель», 2009
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков чтения и письма.- Санкт-Петербург: «Каро, Дельта», 2005.
- Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж: «ЧП Лакоценин С.С.», 2006.
- Романенко О. В. Русский язык, комплексный тренажёр, курс начальной школы.- Минск: «Кузьма», 2016.
- Стронская И. М. Все части русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: «Литера», 2009.
- Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет.- Волгоград: «Учитель», 2008.
- Аскульская Л. В. Предупреждение и коррекция дизорфографии. – М.: «Владос», 2015.
- Оглоблина И. Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М.: «Владос», 2015.
- Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Развитие правильности и осознанности чтения – М.: «Книголюб».
- Мисаренко Н. В. Пособие по развитию навыков чтения.
- Новиковская О. А. Логопедическая грамматика
- Чистякова О. В. Исправляю дисграфию. – Санкт-Петербург, 2017.
- Китикова А. В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников 1, 2 части. – Москва, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.
Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....
Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошиб...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ
Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль в обучении является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому язык...
Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...
Аннотация к рабочей программе по курсу «Профилактика и коррекция дизорфографии у обучающихся с ОВЗ ЗПР»
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"
Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...