Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"
рабочая программа по логопедии
Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizorfografiya_5-7_klass.docx | 47.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от *********** | Утверждено приказом директора школы от ************* |
___________Логопедическая программа_______
(наименование программы)
«Коррекция__ дизорфографии у учащихся
____________5-7 _классов с ЗПР»__________
для индивидуальной работы с учащимся 6-В класса
____________***********************___________
(направление программы)
_______________2021-2024гг._____________________
(срок реализации программы)
Программу составила: Теребило Татьяна Владимировна, учитель-логопед высшей категории
Когалым, 2021г.
«Программа логопедических занятий по коррекции дизорфографии у учащихся 5-7 классов»
Пояснительная записка
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).
Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов.
Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.
Таким образом, учащиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой.
Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
Обучающие
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- воспитывать интерес к родному языку.
Возраст детей: обучающиеся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.
Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.
Срок реализации: 3 года.
Формы и режим занятий:
1 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
2 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
3 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
В результате первого года обучения дети будут
знать:
-определения основных явлений, изучаемых в 5 классе;
-определения основных понятий, изучаемых в 5 классе;
-определения основных правил, изучаемых в 5 классе.
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 5 класса;
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- замечать орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь пользоваться алгоритмами.
В результате второго года обучения дети будут
знать:
-определения основных языковых явлений, изучаемых в 6 классе;
-определения основных орфографических правил, изучаемых в 6 классе;
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 6 класса;
- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки.
В результате третьего года обучения дети будут:
знать:
-определения основных языковых явлений, изучаемых в 7 классе;
-определения основных орфографических правил, изучаемых в 7 классе;
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 7 класса;
- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки.
Способы определения результативности:
- тестирование в начале и конце учебного года.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Содержание образовательной программы
1.Обследование неречевых психических функций.
Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память.
2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.
3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.
Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.
4. Дифференциация пунктограмм.
Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.
5. Восполнение недостатков лексического строя речи.
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.
6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.
7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Содержание образовательной программы
1.Тестирование
2. Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)
Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.
3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.
4. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.
5. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. . Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.
Учебно-тематический план
3 год обучения
Содержание образовательной программы
1.Тестирование.
2. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)
Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 7-ых классов.
3. . Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Анализ и комментирование орфограмм суффиксов. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.
4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия. Анализ и комментирование орфограмм наречия. Анализ и комментирование орфограмм предлога Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы. Анализ и комментирование орфограмм междометия.
5. Дифференциация пунктограмм
Анализ и комментирование пунктограмм.
Список используемой литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону., 2008.
- Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1981.
- Лалаева Р.И., Прищепова И.В., Выявление дизорфрграфии у младших школьников. – СПб, 1999.
- Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников. – СПб, 2003.
- Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. – СПб, 1997.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М., 2009.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской
36 часа (1 раз в неделю)
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
6 класс
по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой
36 часов (1 раз в неделю)
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
7 класс
по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой
36 часа (1 раз в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий логопедического внеклассного мероприятие (для учащихся 1-4 классов, посещающие логопедический пункт при общеобразовательной школы №28 города Набережные Челны)
Сценарий посвящённый для того чтобы дети учились правильно говорить...
Организация логопедических занятий с неуспевающими учащимися в начальных классах. (дети с нарушением речи )
Организация логопедических занятийс неуспевающими учащимися в начальных классах....
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА
Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...
Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.
Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....
Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...