Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма у учащихся начальных классов
методическая разработка на тему
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям начальных классов в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_uchitelya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы учителя по предупреждению и коррекции нарушений письма
у учащихся начальных классов
№ | Ошибки при письме | Какая функция речевой деятельности не сформирована | Что надо развивать | Примерный практический материал для работы с детьми |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | -Замены гласных в сильной позиции; -нарушение дифференциации твердых и мягких согласных; -замена звонких согласных на глухие и наоборот; -расщепление аффрикат на их компоненты. | -Акустическая дифференциация звуков, нечеткость акустических представлений; -кинестетическое восприятие; -фонематическое восприятие; -нарушение операций выбора фонем по акустическим и произносительным признакам. | -Кинестетическое восприятие, тонкую моторику рук, артикуляционную моторику; -слуховое восприятие, слуховое внимание; -фонематический слух; -фонематическое восприятие; -кинестетический и слуховой контроль; -произвольное внимание, память. | 1. Игры “Кто позвал?”, “Угадай, чей голосок?”; -пальчиковая и артикуляционная гимнастика; 2. Задания: -соедини одной линией картинки, в которых есть данный звук, -определи первый звук в слове, -определи место звука в слове, -назови соседей заданного звука, -выдели из текста слова с заданным звуком, -измени заданный звук на мягкий (твердый), -выкладывание звуковой схемы слова; 3. Игры с мячом “Назови пять слов со звуком…”, “Снежный ком”; 4. Решение кроссвордов на заданный звук, словесные игры типа “Волшебники”. |
2 | -Пропуски гласных и согласных букв в их стечении; -пропуски слогов, слов; -вставка букв, слогов; -перестановки букв и слогов; -слитное написание слов в предложении, -разрыв слова на части. | -программирование звуковой и слоговой структуры слова; -дискретность восприятия речевого потока; -кинетический праксис; -кинестетический анализ и синтез; -фонематический анализ и синтез; -взаимодействие речеслухового и речедвигательного анализатора; -лексический состав речи; -морфологические обобщения; -концентрация и переключение внимания. | -Фонематические представления; -фонематический анализ и синтез; -динамический праксис (тонкая и артикуляционная моторика); -сукцессивные функции во всех модальностях; -слухо-моторные и зрительно-моторные координации; - память (во всех модальностях); -навыки концентрации и переключения внимания; - развитие словаря, навыков словоизменения и словообразования. | 1. Задания: -подбери слово, состоящее из 3,4,5… звуков, -отбери картинки, в названиях которых 5 звуков, -разложи картинки на группы в зависимости от числа звуков в слове, -подбери слово на один звук длиннее заданного, -вставь в слова пропущенные буквы, -выбери из предложений слова с определенным числом звуков, -преобразование слов (добавление, перестановка и удаление букв, звуков, слогов), 2. Работа над ритмической структурой слова: -воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу, |
3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
-продолжи рад слогов, -определи место гласного в слове, -определи число гласных в слове, -произноси из слова одни гласные звуки, запиши только гласные буквы слова, -разложи картинки под определенными сочетаниями гласных, -сосчитай количество слогов, -определи пропущенный слог, -составь слово из слогов, данных в беспорядке, 3. Развитие дискретности восприятия и сукцессивных функций: -дорисуй предметы, -“Где меня найти?” - нахождение предметов в ряду однородных, -сопоставь понятия “дед-отец-сын-брат”, -игры типа “Продолжи ряд” во всех модальностях, -речевые игры “Продолжи ряд звуков, слогов, слов”, распространение предложений. 4. Ребусы и кроссворды. | ||||
3 | -Нарушение согласования в роде, числе; -нарушение управления, неправильное использование падежных окончаний; -замена и смешение префиксов, суффиксов; -слитное написание предлогов, раздельное написание приставок, -нарушение линейной схемы предложения (пропуски, перестановки и вставки слов). | -бедность представлений об окружающем мире, -ограниченность лексического состава речи, -недостаточная дискретность восприятия (зрительного, слухового, кинестетического), -пространственное восприятие, -морфологические и синтаксические обобщения, -операции словоизменения и словообразования, -операции грамматического структурирования. | -познавательные способности, -продуктивные виды деятельности, -сукцессивные функции, -пополнение лексического запаса, его семантическое и грамматическое структурирование, -навыки словообразования и словоизменения, -временные и пространственные представления, -концентрацию и переключение внимания. | 1. Развитие сукцессивных функций: -воспроизведение ритмов по образцу, -продолжи ряд, сохраняя принцип чередования (в разных модальностях), -“Что изменилось в ряду?”, “Живые слова”, “Доскажи словечко”, 2. Развитие лексического состава речи, навыков словоизменения и словообразования: -“Опиши предмет”, “Скажи наоборот”, “Какое слово лишнее?”, “Незнайка-грамотей” (согласование существительных с прилагательными),установление последовательности событий на картинках. |
4 | -Смешение букв, имеющих одинаковые, но различно | - Зрительное восприятие (целостные и дискретные стратегии), | -зрительные и пространственные представления, зрительно- | -Дорисовывание незаконченных рисунков, обводки, штриховки, -дорисовывание недостающих деталей рисунка, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
расположенные в пространстве элементы, -смешение, замены букв, отличающихся дополнительными элементами, -неправильное употребление, пропуск предлогов, -нарушения почерка: буквы разного размера и наклона. | -временные и пространственные ориентировки -пальцевый праксис и графо-моторные навыки, -кинетическая формула буквы, вербализация пространственных представлений. | пространственный анализ и синтез, -графическую символизацию, -графо-моторые навыки, -динамический праксис: плавность переключения с одного движения на другое. | воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти, -срисовывание геометрических фигур, изготовление букв из пластилина, бумаги, веревки, др., -узнавание и называние предметов, букв, наложенных друг на друга, -рисование и письмо букв по шаблонам, -уточнение “схемы тела”, упражнение в ориентировке в пространстве, -выполнение инструкций и сопровождение выполняемых действий речью, игры типа “Полянка”, -рисование по клеточкам с речевым комментированием, -речевые игры с использованием пространственной лексики: “Скажи наоборот”, “Скажи правильно”, “Расскажи приезжему, как пройти к …”. | |
5 | -Непонимание прочитанного текста, -нарушение целостности высказывания, его незавершенность, -неправильная передача последовательности событий, -использование коротких простых предложений, снижение доли глаголов, наречий, местоимений, предлогов, -телеграфный стиль, нарушение управления во фразе | -Целостное восприятие, -сукцессивные функции, -операции программирования высказывания, -операции грамматического структурирования, -слуховое и речевое внимание и память, -вербально-логическое мышление, -бедность активного лексического запаса, недостаточность морфологических и синтаксических обобщений.
| -Сукцессивные способности, -семантические поля, -навык программирования высказывания, -логическое мышление, -слухоречевую память. | -Разложи сюжетные картинки в нужной последовательности, -пересказ по серии сюжетных картинок, по пиктограммам, -разложи сюжетные картинки последовательно, составь план и расскажи о событиях, изображенных на картинке, -составление описательного рассказа об игрушке, предмете, -составление плана по сюжетной картинке, составление текста по данному плану, -придумай начало (конец) прослушанного рассказа, -“Салат” из сказок, -составь письмо товарищу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.
Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами по устранению проблем....
Особенности работы учителя-логопеда по профилактике и преодолению нарушений письма у учащихся первых классов.
Пофилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Предупреждение и коррекциянарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа) разработана и предн...
Современные научно-теоретические подходы к коррекции нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Данный материал будет интересен логопедам. В работе раскрыты понятия "дисграфия", "дисорфография". Дан обзор методов преодоления нарушений письма. Приведены примеры коррекционно-ло...
Консультация для учителей начальных классов на тему "Пропуск букв на письме у учащихся начальных классов"
Консультация для учителей начальных классов...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Рабочая программа логопеда составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Программа включает пояснительную записку, характеристику КРК, описание места КРК в учебном плане, планируемые результ...