Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"
рабочая программа по логопедии (3, 4 класс)
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.
Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Коррекция дизорфографииу учащихся 3-4 классов" | 49.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа «Исток»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель по УВР: Директор школы:
_________________ Самсонова Н.И. ______________ Ларькина Н.Н.
«____»___________________2019 г. «____»_______________2019 г.
Рабочая программа
«Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов»
2019-2020 уч. год
Разработала: Учитель-логопед
Блащук Милена Владимировна
Красногорск 2019
Пояснительная записка
Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.
Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.
Рабочая программа по коррекции дизорфографии составлена на основе:
- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.
- Авторской программы А.В Китиковой «Коррекция дизорфографии у младших школьников» :2017
Программа курса разработана с опорой на данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние логопедии, системы логопедической работы
А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой,
И.В Прищеповой, О.В.Елецкой, А.В Китиковой ,Е.Д. Буриной и предназначена для оказания логопедической помощи ученикам 3х-4-х классов ,у которых в ходе обследования выявлена дизорфография.
Цель программы: формирование основы для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.
Задачи коррекционно-педагогической работы:
- развитие языкового анализа и синтеза;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие лексико-грамматического строя речи;
-формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
-формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
-развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;
-уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся.
Адресат: обучающиеся 3-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся стойкими дизорфографическими ошибками.
Характеристика группы учащихся с дизорфографией: дизорфография проявляется
в нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, в трудности усвоения и применения правил правописания, в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах.
Планируемые результаты: отсутствие дизорфографических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку) и продуктивных творческих заданий (изложение).
Основные содержательные линии.
Основополагающим в коррекционно-логопедической работе является развитие устной речи детей, формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция орфографических ошибок.
Коррекционная работа по преодолению дизорфографических нарушений ведется по трем блокам данной программы:
1.Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.
2.Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
3.Совершенствование лексической стороны речи
1БЛОК
Развитие языкового анализа и синтеза
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (6-10 часов)
Работа над предложением предполагает: обобщение представлений о предложении как минимальной единице высказывания; об основных признаках предложения; о грамматическом оформлении предложения с учетом его интонационной окраски; определение границ предложения на основе смысла и интонации; выделение предложения из речевого потока; деление текста на предложения и предложения на слова ;составление схем предложений ;установление смысловой связи слов в предложении; грамматической связи между словами в предложении конструирование предложений из слов; наблюдение за порядком слов в предложении ;восстановление деформированного предложения и текста; дифференциация понятий « слово»-«предложение»; определение значения предлогов в речи.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова (8-12 часов)
Дифференциация понятий «звук» - «буква»; уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков, характеристика согласных звуков; совершенствование умения различать гласные и согласные звуки;
Работа над слоговым составом слова: определение количества слогов по числу гласных звуков в слове; определение последовательности слогов
в слове; составление схем слов; формирование умения делить слова для переноса;
В ходе работы над слого-ритмическим анализом слов дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласного звуков по силе и длительности звучания ,а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного звука из слов различной слого-ритмической структуры.
Уточняется представление о сильной и слабой позиции гласных как основе нахождения орфограммы в слове.
Формирование понимания того, что слабая позиция звука –это сигнал к тому, чтобы задуматься о написании буквы является подготовительным этапом работы формирования навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.
Работа над этим разделом программы строится на основе нестандартного методического приема (Е. Д Бурина).
Для учащихся с дизорфографией решение орфографической задачи, включающей операцию подбора родственных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого оказывается непосильной.
Формирование у учащихся навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слов включает в себя обучение детей четырем способам проверки: « Смотри в корень», «Объясни значение», «Измени форму слова», « Ищи родственников».
1 При проверке безударных гласных в корне слова сначала надо подумать о корне: если мы поняли его значение, то проверка закончена.
2 Если способ «Смотри в корень» не помог проверить безударную гласную надо…объяснить значение слова, используя однокоренные слова.
На этапе закрепления умения проверять безударные гласные в корне способом «Объясни значение слова» уделяется внимание анализу слов с омонимичными корнями(слова-ловушки). Дизорфографики плохо запоминают пары слов с омонимичными корнями, не всегда могут объяснить смысл изученных слов, не сразу реагируют на такие слова в диктантах как на «ловушки», требующие особого внимания.
3Способ проверки «Измени форму слова».
Уделяется внимание упражнениям в подборе проверочных слов с использованием слов –помощников один-много; много-один, вчера-сегодня, сегодня-вчера и т д
4 Если самые простые способы проверки не помогли в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной, необходимо подбирать однокоренные слова, т.е «искать родственников»
Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического
восприятия, фонематических дифференцировок (12-14 часов)
Фонематические знания и умения являются базовыми для формирования и развития орфографических умений.
Работа по данному разделу направлена на получение знаний о том, что слово состоит из звуков– «звук» и «буква» -разные понятия, о смыслоразличительной роли звуков, букв; на дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; дифференциацию гласных1и2 ряда; на наблюдение над несоответствием
произношения и написания слов; на развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места.
Формируются следующие умения и навыки:
-дифференциация гласных 1 и 2; аналитический контроль над двоякой ролью букв Е,Е,Ю,Я;
-дифференциация парных и непарных мягких и твердых согласных;
-дифференциация мягких и твердых согласных в слогах, словах; обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда и буквой Ь;
-звуко-буквенный анализ слов с составлением схемы слова)
-дифференциация функций мягкого знака;
-различение и воспроизведение слогов, слов с разделительным Ь;
-звуко-буквенный анализ слов с разделительным Ь;
-дифференциация звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам;
-формирование представления о сильной и слабой позициях согласных как основе нахождения орфограммы в слове;
-определение сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах;
-освоение правил их проверки (путем изменения формы слова и словообразования;
-развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание слова с непроизносимой согласной, используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной;
2БЛОК
Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
Развитие словообразования (9-14 часов)
В программе уделяется большое внимание: морфемному анализу и синтезу слов; выделению единого корня в словах; роли морфем в словах; анализу групп родственных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых корней; сравнительному анализу слов, близких по смыслу, но имеющих различные корни; выявлению семантических различий между словами , имеющими корни-омонимы(вода-водитель);подбору однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Уточняются и закрепляются знания о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как морфеме в составе слова.
Совершенствование практических навыков: словообразования с помощью наиболее частотных суффиксов и приставок; наблюдения за оттенками, вносимыми в слова приставками и суффиксами.
Развитие словоизменения (11-17 часов)
В коррекционной работе выделяем:
1.Уточнение и усвоение грамматического значения имен существительных. имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями.
2.Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
3.Дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами
3БЛОК
Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся
(12-23 часов)
Лексическая работа является сквозной и приоритетной задачей всего курса коррекционных занятий.
Логопедическая работа 3 блока основана на традиционной методике коррекции недоразвития речи у детей и ориентирована на количественный рост их словаря за счет усвоения новых слов и качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов, переносного значения слов и словосочетаний.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Курс коррекционных занятий по трем блокам данной программы составляет 63 ч.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.
Программно-методическое обеспечение.
1. А.В Китикова. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников.-М: Редкая птица, 2017
2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016
3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016
4. О.В Елецкая , А.В.Китикова . Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников
5. Л.В Аскульская Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы-.М.Владос ,2015
6. А.В. Ястребова ,Т.П. Бессонова .Обучаем читать и писать без ошибок.-М.АРКТИ,2017
7.Е.Д.Бурина Преодоление нарушений письма у школьников.- Спб.КАРО,2015
• дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Учебные средства.
- Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова Ч1и Ч2.М: Редкая птица 2017
- Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова М: Редкая птица 2017.
Программа ««Коррекция дизорфографии у учащихся 3х-4х классов»
Учебный план
(Периодичность занятий :2 раза в неделю)
№ блока | Наименование блока и раздела программы | Количество часов (занятий) | Формы контроля | Всего часов по блоку | |
Экспресс -проверки | Контрольные работы | ||||
1 | Развитие языкового анализа и синтеза: а) развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения | 7 ч | 2-3 (тесты , самост. работы, мини-диктанты) | 1 проверочная работа | 31ч. |
б) развитие анализа и синтеза на уровне слога и слова | 11ч | 2-3 (тесты , самост. работы, графич. диктанты) | |||
в) развитие фонематического анализа и синтеза,фонем. восприятия, фонем. диффер. | 12ч. | 3-4 (тесты , самост. работы, диктант) | |||
2 | Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи: а) совершенствование навыков словообразования | 9ч | 2-3 (тесты , самост. работы, проверочные раб.) | 1 проверочная работа | 22ч |
б) совершенствование навыков словоизменения | 12ч | 3-4 (тесты , самост. работы и т д) | |||
3 | Совершенствование лексической стороны речи | 9ч | 2-3 (тесты , самост. работы, и т. д.) | 1 проверочная работа | 10ч |
Итого:63 ч.
Календарно-тематическое планирование занятий
к программе «Коррекция дизорфографии у учащихся 3х-4х классов»
Название темы | Содержание работы | Часы | По плану | Факт | |
1 БЛОК Развитие языкового анализа и синтеза.
| |||||
1.Анализ предложения | |||||
1 | Предложение. Слово. | Уточнение знаний о предложении; Дифференциация понятий «предложение» и «слово»; развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении. | 1 | по 17.09 | |
2 | Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения. | Развитие умения выделять предложения из потока речи, определять границы предложения на слух, при чтении; Развитие умения применять правило обозначения границ предложения на письме, правильно выбирать знак в зависимости от типа предложения. Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | 1 | - 20.09 | |
3 | Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске | Уточнение знаний о повест, воскл и побуд .предложениях; Развитие навыка классиф. предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развитие умения составлять различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения. | 1 | - 24.09 | |
4 | Главные члены предложения. Распространные и нераспростаненные предложения. | Уточнение знаний учащихся о главных членах предложения; развитие умения выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения; составлять схему простого предложения; определение главных членов предложения на слух; распространение простых предложений с опорой на схему и без нее. | 1 | - 28.09 | |
5 | Второстепенные члены предложения.Связь слов в предложении. | Уточнение знаний учащихся о второстепенных членах предложения; развитие умения определять главные и второстепенные члены предложения; развитие умения устанавливать связь слов в предложении; развитие умения распространять предложения опираясь на схему и слова для справок; развитие умения построения грамматически правильных предложений. | 1 | - 1.10 | |
6 | Количественный и последовательный анализ предложения на слова | Развитие навыка анализа предложения; развитие умения определять количество и порядок слов в предложении; формировать представление о слове как о единице предложения4развитие умения составлять схемы предложения; развитие умения составлять предложения по схемам | 1 | - 5.10 | |
7 | Предлоги. Значение и правописание. | Уточнение представлений о предлоге ,о роли предлогов в речи; развитие навыка раздельного написания ; уточнение конкретно-пространственных значений предлогов на основе их графического изображения; развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их речи и на письме; развитие умения составлять предложения с предлогами | 1 | - 8.10 | |
Итого часов по разделу | 7 | ||||
2.Звукослоговой анализ слов | |||||
8 | Гласные и согласные звуки. | Дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация понятий «звук» и «буква»; уточнение представлений об отличительных признаках гласных и согласных; развитие умения распознавать гласные и согласные звуки; развитие умения выделять гласные из слов. | 1 | - 12.10 | |
9 | Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. | Развитие умения определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных звуков; уточнение представлений о слоге как части слова; умения делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных; умения составлять из слогов слова различной слоговой структуры. | 1 | - 15.10 | |
10 | Правила переноса слов | Развитие умения переносить слова с учетом правил переноса; развитие умения определять слова, которые переносить нельзя. | 1 | - 19.10 | |
11 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры | Развитие навыка деления слова на слоги, составления слова из слогов, определения кол-ва слогов в слове гласных букв для обозначения мягкости на письме. Сходство парных гласных. Различие парных гласных. | 1 | - 22.10 | |
12 | Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения. | Уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения дифференцировать ударные и безударные гласные звуки в слове; развитие умения выделять ударный гласный на фоне слова, ударный слог в словах различной звукослоговой структуры; смыслоразличительная роль ударения. | 1 | - 26.10 | |
13 | Ударные и безударные гласные | Дифференциация ударных и безударных гласных; развитие умения выделять, распознавать ударные и безударные гласные в слове; уточнение представления о соответствии звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге. | 1 | - 9.11 | |
14-17 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова | Уточнение знаний о способах проверки безударных гласных в корне; Формирование навыка правописания слов с безударными гласными в корне путем выделения корня в проверяемых словах, объяснения значения слова, изменения формы слова и подбора родственных слов. | 4 | - 12.11 | |
18 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными | Формирование умения запоминать словарные слова; развитие орфографической зоркости. | 1 | - 16.11 | |
Итого часов по разделу: | 11 | ||||
3.Развитие фонематического анализа,синтеза ,восприятия, фонематических дифференцировок. | |||||
19 | Гласные 1-го и 2-го ряда. Йотированные гласные. | Формирование представления о различии между «звуком» и «буквой»; дифференциация гласных 1го и 2го ряда; уточнение представлений об образовании гласных 2го ряда, об обозначении этими буквами двух звуков; | 1 | - 19.11 | |
20 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда | Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные; уточнение представлений об обозначении мягкости согласных гласными 2го ряда; развитие навыка обозначения мягкости согласных на письме гласными 2го ряда | 1 | - 23.11 | |
21 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. | Обобщение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков формирование представления о роли мягкого знака как показателя мягкости и о его смыслоразличительной роли; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце ив середине слова при помощи Ь | 1 | - 26.11 | 17 |
22-23 | Разделительный мягкий знак. Мягкий знак –показатель мягкости согласных | Развитие умения различать Ь-показатель мягкости и разделительный; формирование умения соотносить произношение слова и его написание; развитие умения образовывать существительные мн ч , притяжательные прилагательные. | 2 | - 03.12 | |
24-25 | Разделительный Ь и Ъ знаки | Развитие умения различать разделительные Ь и Ъ знаки; формирование умения соотносить произношение слова и его написание ;развитие умения образовывать слова при помощи приставок. | 2 | - 10.12 | |
26-27 | Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | Уточнение представлений о глухих и звонких согласных; дифференциация звонких и глухих согласных; уточнение представлений о парных согласных по глухости –звонкости; развитие умения распознавать в словах согласные ,которые нужно проверять; формирование умения подбирать проверочные слова ;уточнение представлений о единообразном написании корня в однокоренных словах. | 2 | - 17.12 |
Тема занятия | Содержание работы | Часы | По плану | Факт | |
28-29 | Непроизносимые согласные | Развитие умения проверять слова с непроизносимыми согласными, используя алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого; Обобщение знаний учащихся об орфограммах в корне слова. | 2 | - 21.12 | |
30 | Фонематический анализ слов | Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; формирование навыка фонематического разбора слов по алгоритму. | 1 | - 24.12 | |
Итого часов по разделу | 12 | ||||
31 | Проверочная работа по всему блоку | Проверка усвоения знаний учащимися по 1 блоку программы | 1 | - 28.12 | |
Итого часов по 1 блоку | 31 | ||||
| Блок Коррекция нарушений лексико-грамматического строя | ||||
1.Совершенствование навыков словообразования | |||||
32 | Состав слова. Корень | Развитие навыка морфемного анализа; Развитие умения выделять в словах корень | 1 | - 14.01 | |
33-34 | Родственные (однокоренные слова) | Уточнение понятия «родственные» слова и представлений о двух признаках родственных слов; развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; Уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах; развитие умения проводить дифференциацию разных «гнезд» родственных слов, осуществлять подбор слов с корнями –омонимами (гора-горе);активизация словарного запаса учащихся в процессе подбора родственных слов | 2 | - 21.01 |
35 | Сложные слова | Уточнение знаний о сложных словах;развитие умения находить и выделять два корня в сложных словах; развитие умения образовывать сложные слова путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных и без соединительных гласных | 1 | - 25.01 | |
36-37 | Суффикс. Смысловая нагрузка суффиксов | Уточнение знаний о суффиксе как о части слова и его роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи суффиксов; образование названий детенышей животных ,профессий с помощью суффиксов; правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением (-ек,-ик,-очк,-еньк) | 2 | - 01.02 | |
38-39 | Приставка. Смысловая нагрузка приставок | Уточнение знаний о приставке как о части слова и ее роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи приставок; развитие умения находить и выделять приставки в словах; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок. Разбор слова по составу. | 2 | - 08.02 | |
40 | Предлоги и приставки | Дифференциация приставок и предлогов; уточнение знаний учащихся о правописании предлогов и приставок; развитие умения правильно использовать приставки и предлоги в речи. | 1 | - 11.02 | |
Итого часов по разделу | 9 | ||||
2.Совершенствование навыков словоизменения . | |||||
41 | Имя существительное Род и число имен существительных | Уточнение знаний по теме «имя существительное», грамм и лексич значение им сущ; развитие умения определять род и число им сущ; изменение им сущ.по числам; развитие умения определять сущ, употребляемые только в ед или только во мн.ч; уточнение правила постановки Ь после шипящих у имен сущ | 1 | - 15.02 | |
42-44 | Предложно-падежные конструкции имен существительных | Уточнение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»; развитие умения определять род ,число и склонение сущ; уточнение правила правописания окончаний сущ в косвенных пад; формирование навыка правописания безударных окончаний существительных 1,2.и 3м скл | 3 | - 25.02 | |
45 | Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имен прилагательных | Уточнение знаний по теме «Имя прилагательное»; грамматическое и лексическое значение имен прил, развитие умения определять род и число прил; развитие умения изменять прил по числам и родам | 1 | - 01.03 | |
46-48 | Предложно-падежные конструкции имен прилагательных | Развитие умения согласовывать им сущ и им прил в числе,роде и падеже; правописание безударных окончаний им.прил в ед и мн .числе | 3 | - 11.03 | |
50 | Глагол. Изменение по числам и временам. | Уточнение знаний учащихся по теме «Глагол ; грамматическое и лексическое значение глагола ;формирование представления об изменении глаголов по временам и числам; развитие умения определять время и число глагола; развитие умения изменять глаголы по числам и временам ;развитие умения находить в тексте глаголы наст, прош и будущ времени | 1 | - 15.03 | |
51 | Согласование имен существительных и глаголов в роде и числе | Развитие умения правильно согласовывать сущ и глаголы прош. времени в роде и числе; развитие умения образовывать глаголы прошедшего времени; развитие навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени. | 1 | - 18.03 | |
52 | Виды глагола | Грамматическое и лексическое значение глаголов совершенного и несовершенного вида ;дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 | - 22.03 | |
53 | Части речи | Обобщение ,систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи; развитие умения преобразовывать слова одной части речи в другую. | 1 | - 05.04 | |
Итого часов по разделу: | 12 | ||||
54 | Проверочная работа по всему блоку | Проверка усвоения знаний учащимися по 2 блоку программы | 1 | - 08.04 | |
Итого часов по 2 блоку | 22 | ||||
Развитие лексико-грамматического строя | |||||
Совершенствование лексической стороны речи | |||||
55 | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова | Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слов;о многозначности слов; | 1 | - 12.04 |
56 | Прямое и переносное значение слов | Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова; развитие умения различать прямое и переносное значение слов; развитие умения находить в тексте слова с переносным значением. | 1 | - 15.04 | |
57 | Антонимы | Уточнение знаний учащихся об антонимах; формирование умения находить в тексте слова с противоположным значением; развитие умения самостоятельно подбирать антоним к заданному слову; расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов. | 1 | - 19.04 | |
58 | Синонимы | Уточнение знаний учащихся о синонимах; развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи; формирование умения распознавать синонимы в тексте; развитие умения отбирать синонимы из ряда слов; развитие умения самостоятельно подбирать синонимы к заданным словах. | 1 | - 22.04 | |
59 | Антонимы и синонимы | Дифференциация синонимов и антонимов; закрепление знаний о синонимах и антонимах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов. | 1 | - 26.04 | |
60 | Омонимы Экспресс -проверка | Уточнение знаний учащихся об омонимах; формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это наблюдается у многозначных слов; дифференциация омонимов и многозначных слов; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь омонимов ;демонстрация на примере различных шуточных стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи. | 1 | - 29.04 | |
61 | Словосочетание | Уточнение представлений о словосочетании ;развитие умения устанавливать связь слов в словосочетании; развитие умения различать словосочетание ,слово и группу слов ,которая не составляет словосочетание; развитие умения составлять словосочетание из данных слов. | 1 | - 06.05 | |
62 | Словосочетание и фразеологические обороты | Уточнение представлений о фразеологических оборотах; развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов. | 1 | - 10.05 | |
63 | Словосочетание и предложение | Дифференциация словосочетаний и предложений; развитие умения различать и сравнивать предложение ,словосочетание и группу слов ,которая не составляет ни предложения .ни словосочетание; формировать умения составлять словосочетания и предложения; формировать умения находить в предложении словосочетания | 1 | - 13.05 | |
Итого часов | 9 | ||||
Проверочная работа по всему блоку | 1 | - 17.05 | |||
Итого часов по 3 блоку | 10 | ||||
ИТОГО ЧАСОВ по программе | 63 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»
Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры, правила...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА
Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...
Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"
Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...
Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся 2 -4 классов.
Материал будет интересен для студентов и начинающих педагогов....
Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"
Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...