ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Самбялова Зоя Нимаевна

Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль в обучении является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД).    Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:

  1. Проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему;
  2. Объединение букв в слоги ([ мʼ ] пишу букву  я – слог мя, [ м ] – пишу а – слог ма);
  3. Объединение слогов в слова (важно для переноса).

Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.

Ход решения орфографической задачи может выглядеть следующим образом:

а) обнаружение орфограммы → актуализация правила → оценка орфографического поля → морфологический анализ слова → привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила, → запись;

б) обнаружение орфограммы → актуализация правила → подбор аналогии → запись;

в) актуализация зрительного образа слова с орфограммой (без ее осознанного выделения) → запись;

г) автоматизированная запись (на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы (Корнеев, 1997).

С каждым годом увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной речи (дисграфия и дизорфография).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И  КОРРЕКЦИЯ  ДИЗОРФОГРАФИИ

Одним из требований ФГОС является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных и потенциальных возможностей, смог реализовать себя как субъект собственной жизни. Деятельности и общения.

Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль в обучении является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать основные учебные умения.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором конкретных взаимосвязанных учебных действий (УУД).                   Например, механизм письма предполагает следующие действия ученика:

  1. Проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий), перевод фонемы в графему;
  2. Объединение букв в слоги ([ мʼ ] пишу букву  я – слог мя, [ м ] – пишу а – слог ма);
  3. Объединение слогов в слова (важно для переноса).

Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.

Ход решения орфографической задачи может выглядеть следующим образом:

а) обнаружение орфограммы → актуализация правила → оценка орфографического поля → морфологический анализ слова → привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила, → запись;

б) обнаружение орфограммы → актуализация правила → подбор аналогии → запись;

в) актуализация зрительного образа слова с орфограммой (без ее осознанного выделения) → запись;

г) автоматизированная запись (на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы (Корнеев, 1997).

С каждым годом увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин «школьной дезадаптации» является нарушение письменной речи (дисграфия и дизорфография).

В последнее время уделяется большое внимание дизорфографическим ошибкам, обусловленным нарушениями формирования орфографического навыуа. Известно, что пропорции дисграфических и дизорфографических ошибок меняются в зависимости от года обучения в начальной школе и средней школе, причем число дисграфических ошибок уменьшается, а число дизорфографических – растет.

Сопоставительный анализ дисграфических и орфографических ошибок у детей с нарушением речевого развития и у детей, не имеющих отклонений в этой сфере. Показал, что во многих случаях между дисграфическими и орфографическими ошибками имеется тесная связь. Нередко дети, прошедшие коррекционный курс по устранению дисграфии, избавлялись от дисграфических ошибок, но при этом у них обнаруживалось огромное количество орфографических ошибок, неподдающихся педагогической коррекции. В некоторых случаях первые два года обучения проходили у детей благополучно, но с третьего класса количество ошибок резко возрастало и стойко сохранялось. Значит, правомерно полагать, что имеется особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соотвествующих правил, которую правомерно называть дизорфографией. Основными трудностями таких детей является обнаружение орфограмм, решение орфографической  задачи.

Дизорфография - особая  категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание  соответствующих правил. Ребенок не видит «опасного» места, не обнаруживает орфограммы в слове и соответственно не может решить орфографическую задачу.

Детям с дизорфографией практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого). Ребенок с дизорфографией, как правило, не может самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод. Часто неверными оказываются примеры слов на пройденные орфограммы. Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например,при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию. Например, «насить» - «насы», от слова нас). У детей отмечаются трудности усвоения операций и способов проверки слов (например,  при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов). Дети с дизорфографией не выделяют «ошибкоопасные» места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс). Написание таких слов требует определенной многооперационной проверки.

Мы пишем по орфографическим нормам. «В отличие от устного языка письмо имеет весьма условные и довольно жесткие правила орфографии. Использование различных орфоэпических вариантов произнесения в устной речи не влияет на его опознаваемость  и предметную отнесенность, особенно с учетом контекста («бег – бек – бех», «дошть – дощщ – дождь»). В письменной речи подобные написания не только считаются ошибочными, но и трудно опознаваемы (строго говоря, будучи орфоэпически записанным, слово превращается в псевдослово)» (Корнеев, 1997).

Для детей с дизорфографией важно не только знать правило, но также понимать, что в слове есть звуки в сильных и слабых позициях и они располагаются в различных частях слова.

При выполнении орфографического действия у детей с дизорфографией недостаточно сформированы или не автоматизированы навыки самоконтроля (особенно предварительного и текущего), а также навыки самокоррекции.

При диагностировании дизорфографии проверяются самостоятельные работы учащихся (сочинения изложения). Даются задания на проверку усвоения и применения основных правил начальной школы.

При этом наибольшее количество ошибок отмечается в следующих случаях:

  1. Безударные гласные в корне слова.
  2. Согласование прилагательных, существительных в роде, числе, падеже; глаголов в роде и числе.
  3. Употребление приставок и предлогов.
  4. Личные окончания глаголов.
  5. Разделительный мягкий и твердый знаки.
  6. -Чк, -чн, -нщ; - «ь» для обозначения мягкости согласных.
  7. Парные согласные в корне слова.
  8. Гласные «и», «у», «а» после шипящих.
  9. Правописание не с глаголами.
  10. Правописание  -ться  и  -тся  в глаголах.
  11. Мягкий знак после шипящих на конце существительных. Глаголов, кратких прилагательных.

Исходя из классификации И.В.Прищеповой, выделяется три вида дизорфографии по степени выраженности:

  1. Тяжелая (низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего).
  2. Средняя (в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне).
  3. Легкая (ученики выполняют более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные – на среднем и высоком уровнях).

Из диаграммы видно, что у учащихся наиболее часто встречается второй вид дизорфографии. Третий вид – это в основном учащиеся классов ККО и КРО.

Речевая патология  отрицательно влияет на усвоение всех правил правописания. Поэтому без целенаправленной коррекции дизорфографии количество ошибок у детей будет только увеличиваться.

Данное исследование позволяет организовать коррекционную работу более эффективно и целенапрвленно.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфографии

  1. Формирование фонематических процессов:
  • выделение гласных и согласных звуков из слов;
  • определение количества и последовательности звуков в слове;
  • слоговой анализ и синтез слов;
  • выделение из слова ударных слогов и гласных букв;
  • дифференциация звонких и глухих согласных;
  • дифференциация мягких и твердых согласных;
  • гласные второго ряда (обозначение двумя знаками);
  • анализ значений слов – паронимов;
  • фонетический разбор слов.
  1. Формирование орфографической зоркости :
  • родственные слова;
  • дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
  • морфемный разбор слова;
  • дифференциация близких по написанию и значению морфем ;
  • выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
  • подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слов, проверяемых ударением ;
  • подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
  • ассоциативные ряды при работе со словарными словами ;
  • выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
  • падежные формы имен существительных;
  • согласование прилагательных с существительными в падеже, роде,числе;
  • согласование прилагательных , местоимений, числительных с существительными;
  • согласование глаголов с существительными в роде, числе;
  • личные окончания глаголов;
  • употребление предлогов;
  • дифференциация  предлогов и приставок;
  • правописание разделительных «ь» и «ъ»;
  • правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;
  • правописание -тся, -ться в глаголах.
  1. Формирование связной речи:
  • словосочетания и предложения;
  • составление предложений из слов;
  • составление текста из предложений;
  • пересказ текста;
  • составление текста по сюжетным картинкам;
  • выделение логико-смысловых связей текста.
  1. Формирование психических процессов:
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие долговременной речеслуховой памяти;
  • развитие произвольного слухового и зрительного внимания;
  • развитие словесно-логического. Наглядно-образного мышления.

Темы коррекционных логопедических занятий

по предупреждению и коррекции дизорфографии.

  1. Слова-действия, слова – предметы

2-3. Слоговой  анализ слова.

  1. Морфемный анализ слова
  2. Слова-признаки
  3. Согласование существительных и прилагательных
  4. Согласование прилагательных и существительных в числе
  5.  Согласование прилагательных и существительных в роде и числе
  6. Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах
  7. Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже
  8. Однокоренные (родственные) слова
  9. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова
  10. Слова с безударными гласными в корне
  11. Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа
  12. Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением
  13.  Безударные гласные в корне слова не проверяемые ударением. Словарные слова
  14. Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные
  15. Правописание предлогов и приставок со словами
  16. Правописание предлогов  со словами. Слова – паронимы
  17. Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных
  18. Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений
  19. Дифференциация приставок в словах  и предлогов со словами

23-24. сочетания –оро-, -оло-, -еле-, -ере-

25. Гласные о – а в корнях

26. Гласные и – е в корнях

27. Развитие орфографической зоркости

28. Сомнительные согласные в корне слова

29. Сочетания -жи, -ши, -ча, -ща, -чу, -щу

30. Правописание гласных в корне слова

31. Двойная роль гласных  е,ё,ю,я

32. Согласование существительных и числительных

33. Изменение глаголов по родам

34.  Мягкий знак на конце существительных и глаголов

35-36. Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных

37. – Ться-, - тся- в глаголах

38. Окончания глаголов во множественном числе. Не- с глаголами

39. Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах

40. согласование местоимений с предлогами

41. Правописание предлогов и приставок с различными частями речи

42. формирование орфографической зоркости

43. Непроизносимые согласные в корне слова

44.Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача

 45. Орфограммы в корнях слова

46. гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы

47. Орфограммы в приставках

48. Орфограммы в приставках и корнях

49. Орфограммы в суффиксах

50. Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов

51. Формирование орфографической зоркости

52. Формирование орфографической зоркости ( «ошибкоопасные» места в приставках)

53. Формирование орфографической зоркости ( «ошибкоопасные» места в окончаниях)

Дополнительные задания

Задания на исправление ошибок в словах закрепляют умение учащихся определять место орфограммы в слове, подбирать проверочные слова; формируют орфографическую зоркость. Могут использоваться на заключительном этапе любого занятия.

Питно, ризвиться, чирпак, впетать, безвыхадная, сокрощение, соскибать, беспомащный, дольновидный, заштреховать, крававый, выпалоть, кравеносная, звино, кальчуга, каробка, галасок, вытарговать, милькать, изминять, обноглеть, галубок, лезать, лестать, слажнейший, дишёвенький.

Сменать, сострегать, диньжищи, мидвижонок, билокожий, гарделивый, билоручка, кросиво, дирзнуть, зтоиться, квартеровать,, леновать, вознекать,глозастый, высаченный, морать, докозать, седенять. Слигка. Издолека, слевной, велекан, шогнуть, натащак, лавушка.

Перекасить. Визти, весеть, расхатеть, закотать. Расхлибать, гребница, снихинка, зазноваться, штармить, смиртельное, залигать, завехрение, засланиться, дилитель, врочебная, угащение, балезненный, брокованная, избижать, диривянный, стонцевать, обмазговать, выкливать.

Очеравательный, дивчата, дварняжка, вылиплять, допрасить, здаравенный, засасало, допистись, крекливый,на,даске, вкапать, колпочок, свестулька, досматреть, свезать, изпипелить, заржовевший, хлапатать, литать, вирховный, свитило, кастлявый, миховой, меладичный, дотенуться.

Надвегается, кознить, грамить, запатевший, запаминать, кочать, дотирпеть, подорить, диржать, сдовить, выщепать, исхитриться, звириный, нагрибать, поохать, запох, забовлять, уплатнить, удевление, валасяной, поизд, гераизм, сироватый, кароткий, вадица, подбодрить.

Напремик, запистрели, подлакотник, каласиться, кроситель, подзимелье, застерать, взлахматить, обганять, впиред, песатель, подпелить, запрегать, заплотить, просвирлить, насожать, подкрипится, слобоватый, прослизились, вышевка, глодильная, погразить, подмегнуть.

Скрамнейший, пригадился, зелинеть, вораной, сревиться, скрепучий, марской, заесная, оплотить, оканчание, налигке, каробка, вешнёвый, разогривать, потирпеть, спосатель, прокесать, проволиться, бошмаки, помолеьку, безваздушное, посвижеть, понежение, тегучий.

Работа над ошибками

  1. Пропуск, перестановка, замена букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например, ручка, звезда.

Если замена, то записывается слово, объясняется его смысл, подчеркивается буква, дается характеристика звуку. Обозначающему данную  букву.

Например, точка (дочка).

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например, уит-ка.

                          Сколько в слове гласных, столько и слогов

  1. Правописание приставки в слове.

Запиши слово правильно образуй с этой приставкой три слова. Запиши их, выдели приставку. Например: Подошёл – понесли, подарили, побежали.

            Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом

  1. Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог со словом. Убедись, что перед тобой предлог. Вставь между словом и предлогом еще одно слово или вопрос.

Например, по_дороге – по узкой дороге, по (чему?) дороге.

              Предлог – это отдельное слово

      Между предлогом и словом можно вставить ещё слово

        У глаголов нет предлогов ( на_дороге – надоила)

  1. Не с глаголами.

Выпиши глагол с не. Убедись, что это глагол по вопросу.

Запиши ещё слово на это правило.

Например, не пришёл – не смог, не переехал.

  1. Мягкий знак – показатель мягкости.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной чертой. Запиши ещё три-пять слов на это правило.

Например, мальчик, большой, рысь, коньки.

  1. Разделительный мягкий знак [ь].

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет – выдели корень. Напиши ещё три слова на это правило.

Например: муравьи, деревья, обезьяна, пьёт.

           Разделительный мягкий знак [ь] пишется в корне слова после

             согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и

  1. Разделительный твёрдый знак [ъ].

Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы, которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё три слова на это правило.

Например: въезд, объём, объяснил, подъезд.

Разделительный твёрдый знак [ъ] пишется только после приставок, которые

оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, ю, я

  1. Безударная гласная в корен слова проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на эту гласную падало ударение. Запиши проверочное слово.

Например, полоска – полосы.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово. Выдели  в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Измени слово или подбери однокоренное так, чтобы после проверяемой согласной оказался гласный. Запиши проверочное слово.

Например: гриб – грибок, коробка – коробочка.

Способы проверки.

У существительных:

  • изменяя число (ногти – ноготь, локти – локоть);
  • изменяя падеж ( луг – на лугу, лук – в луке);
  • подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок);
  • заменяя существительное глаголом ( молотьба – молотить, просьба – просить, ходьба – ходить).

       У прилагательных:

  • образование краткой формы: жуткий – жуток.

  1. Непроизносимая  согласная в корне слова

Запиши слово, выдели корень. Измени слово или подбери однокоренное так, чтобы после проверяемой согласной оказался гласный.

Например: известный ( известие), чудесный ( чудеса).

  1. Мягкий знак  в словах оканчивающихся на шипящий согласный.

Запиши слово. Подчеркни мягкий знак. Определи часть речи. Запиши правило, регламентирующее написание мягкого знака.

Например, рожь – существительное 3 скл.; лечь – глагол, непределенная форма; придёшь – глагол, 2 л.; много дач_ - существительное 1 скл. в Р.п., мн.ч.; могуч_ - краткое прилагательное.

       Мягкий знак пишется у существительных 3-го склонения на шипящий, глаголов 2-го лица единственного числа, глаголов в неопределенной форме.

       У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих мягкий знак не пишется.

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное с словом, от которого оно зависит. Определи склонение и падеж существительного. Вспомни, какое окончание пишется у существительных  данного склонения в данном падеже. Запиши свой пример на это правило.

Например: подойти к опушк е – 1 скл., Д.п.

  1. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Например, по дороге (какой?) длинной ( ж.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Правописание суффиксов –ек-, - ик-.

Выпиши слово, выдели суффикс. Поставь слово в Р.п., ед.ч.

Например, ключик – ключика, замочек – замочка.

     Если при изменении слова гласная из суффикса выпадает, пишем суффикс –ек-, если не выпадает - -ик-

  1. –Ться, -тся в глаголах.

Запиши слово. Поставь к нему вопрос. Если вопрос оканчивается на – ться, то в глаголе пишется – ться, если вопрос оканчивается на – тся, то в глаголе   – тся.

Например, умываться – что делать?; умывается – что делает?