Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy-antonimy.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня

Данные об обучающихся: 8-9 лет, ОНР III уровня у детей с дизартрией.

Тема: «Фразеологизмы-антонимы».

Цель: формировать умение различать и употреблять фразеологизмы в речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

  • формировать знания учащихся о фразеологизмах;
  • учить находить фразеологизмы в речи;
  • формировать умение понимать и объяснять значения фразеологизмов;
  • учить понимать и использовать термин «фразеологизм».

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь при объяснении значений фразеологизмов;
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • активизировать и обогащать словарный запас фразеологизмами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
  • развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
  • развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления фразеологизмов в речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навык самоконтроля за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, настольно-печатная игра «Антонимы»; настольно-печатная игра «Фразеологизмы-антонимы»; комплект карточек с фразеологизмами-антонимами; тетради, карандаши, ручки, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие.

2

Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление).

Настольно-печатная игра «Антонимы».

Логопед: -У каждого из вас на столе находится комплект из 3 картинок. Вам нужно найти комплект картинок с противоположным значением, который находится у вашего товарища. (Дети собирают пары картинок-антонимов, проверка. Обратить внимание детей на то, что антонимы в большинстве случаев, принадлежат к одной части речи).

Комплекты картинок:

Антонимы-существительные: великан-карлик, соль-сахар, потолок-пол.

Антонимы-прилагательные: сутулый-стройный, острая-тупая, уродливая-красивая.

Антонимы-глаголы: взлетает-садится, снимает-надевает, садится-взлетает.

-Ребята, попробуйте подобрать антонимы к словам Витя, медведь, палец. Невозможно? Не ко всем словам можно подобрать антонимы.

3

Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной).

Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык.

- Улыбка-хоботок.

- Лопаточка-иголочка.

- Качели-часики.

- Чашечка-вкусное варенье.

- Лошадка-грибочек.

Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим.

А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал, этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

Логопед: - Молодцы.

Покажите часть тела.

Его задирают, зазнаваясь. (Нос)

Не цветы, а вянут (уши)

Ими машут, как мельница (руки)

Он длинный и без костей (язык)

Ими щелкают от голода (зубы)

Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

4

Формирование дыхания и голоса:

Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем.

Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу».

Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп.

Логопед: - Молодцы!

Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие темпо-ритмической стороны речи

5

Объявление темы.

Логопед: -Ребята, во время физминутки я использовала выражения с переносным значением. Эти крылатые слова называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Это и будет темой нашего урока.

6

Изучение нового лексико-грамматического материала.

Например: выражение «золотые руки».

Логопед: -Что оно означает? Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты дороже? Почему? Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль. Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:

  • Лить крокодиловы слёзы (притворяться)
  • Лезть в бутылку (сердиться)
  • Брать быка за рога (действовать энергично, начать с главного)
  • Сесть в галошу (оказаться в неловком положении)

-Послушайте стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.
Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.
-Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

Настольно-печатная игра «Фразеологизмы-антонимы».

Логопед: -Ребята, к каждому фразеологизму можно подобрать крылатое выражение с противоположным значением. У каждой группы карточка с категориями близко-далеко, медленно-быстро, мало-много, маленький-большой, глупый-умный, бездельничать-усердно трудиться.

Вы должны выбрать категорию, с которой вам хотелось бы поработать и выложить маленькие карточки с фразеологизмами под каждым понятием.

Наборы маленьких карточек:

Бездельничать-усердно трудиться: гонять лодыря, валять дурака, считать ворон; в поте лица, засучив рукава, не покладая рук.

Мало-много: кот наплакал, капля в море, раз-два и обчёлся; куры не клюют, тьма-тьмущая, хоть пруд пруди.

Маленький-большой: метр с кепкой, от горшка два вершка, под стол пешком ходит; коломенская верста, косая сажень, гром-баба.

Глупый-умный: медный лоб, голова—два уха, голова садовая; голова на плечах, светлая голова, семи пядей во лбу.

Близко-далеко: под самым носом, в двух шагах, рукой подать; на краю света, за тридевять земель, у чёрта на куличках.

Быстро-медленно: в один миг, не успеешь глазом моргнуть, в мгновение ока; черепашьим шагом, в час по чайной ложке.

(Дети собирают антонимы-фразеологизмы).

7

Закрепление.

Логопед: -Замените в тексте фразеологизмы словами.

Встали мы чуть светна скорую руку позавтракали и со всех ног помчались в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу с трудностями встретиться, потому что у нас светлые головы!

Словарик:

чуть свет—рано

на скорую руку—наспех

на свежую голову—после отдыха

как по маслу—без затруднений

от зубов отскакивать—хорошо знать

лицом к лицу—вплотную

светлые головы—умные

со всех ног—быстро

Запись текста в тетрадь, проверка

8

Итог

Логопед: -С какими словами мы сегодня познакомились? Что такое антонимы? Фразеологизмы? Ко всем словам можно подобрать антонимы? Антонимы принадлежат к одной части речи? Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Какое задание было самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на занятии? 

9

Оценивание.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие!

10

Домашнее задание.

Повторять пройденный материал. Прочитать. Записать рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика

противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель    

Повесить голову

С гулькин нос

Выйти из себя

Хоть пруд пруди

Взять себя в руки

Воспрянуть духом

Рукой подать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Фрукты»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР                      ...

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...