План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
план-конспект по логопедии
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
Тема: Весна
Дата проведения: 19 марта.
Время проведения: 11.00-11.40
Форма занятия: Под/групп.
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», развивать и активизировать лексико-грамматический строй речи и словарный запас.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать память, внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению на природе;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Здоровьесберегающие:
- развивать координацию речи с движением, обучать самомассажу, пальчиковой гимнастики.
Оборудование: магнитная доска, проектор, предметные и сюжетные картинки по теме, зеркала, массажные шарики «Су-джок» терапии.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Здравствуй, солнце золотое, (раскрывают ладони к солнцу)
Здравствуй, небо голубое, (поднимают руки вверх)
Здравствуй, Матушка-земля, (наклон рук вниз)
Здравствуй, все мои друзья! (хлопки)
II. Артикуляционная гимнастика, самомассаж.
Светит яркое солнышко,
Ласкает нам лицо. (поглаживание лица)
Дождик ещё прохладный. (постукивание подушечками)
По утрам иногда пощипывает мороз. (пощипывание)
Но солнышко светит сильнее, (поглаживание)
К нам идёт весна.
III. Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне, (ладони вверх, прижать)
Утром весенним раскрыл лепестки, (развести пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание (развести пальцы)
Дружно дают под землёй корешки. (ладони вниз- пальцы развести)
Самомассаж пальцев при помощи шариков и пружинок «Су-джок» терапии.
IV. Загадки:
1) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)
2) Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
3) Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(Весна)
— Назовите признаки весны.
— После какого времени года наступает весна и какое время года будет после весны?
— Назовите весенние месяцы
V.Словарь и словообразование
Игра «Кто внимательней»
Словарь:
- Хлопнуть, если услышите слова, относящиеся к весне:
пригревает, ЛИСТОПАД, тает, ВЬЮГА, журчит, тёплое, ярче, ХОЛОДНО, набухают, СНЕЖИНКИ, половодье, прилетают, ледоход, МЕТЕЛЬ, солнышко, МОРОЗ, капель, СНЕГОПАД, проталины.
СЛОВА ПРЕДМЕТЫ
- Листопад, солнышко, заморозки, дождь, капель, вьюга, половодье, снежинки, проталины, ледоход
СЛОВА ПРИЗНАКИ.
- Тёплое, морозное, ранняя, яркое, солнечный, снежный.
СЛОВА ДЕЙСТВИЯ.
кружиться, пригревает, собирают, тает, журчит, набухают, прилетают,
Словарь-признаков:
-Подберите новые слова:
- ВЕСНА (КАКАЯ?) – ранняя, тёплая, долгожданная…
- СОЛНЦЕ ВЕСНОЙ (КАКОЕ?)…
- ЛИСТЬЯ ВЕСНОЙ (КАКИЕ?)…
Словарь-действий:
- ВЕСНОЙ ЛИСТЬЯ на деревьях (ЧТО ДЕЛАЮТ?) - (распускаются, зеленеют…)
-ВЕСНОЙ ДОЖДЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - (капает, моросит, стучит по крышам, льёт…)
- ВЕСНОЙ СОЛНЦЕ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – (греет, припекает, ласкает, согревает…)
- РУЧЬИ ВЕСНОЙ (ЧТО ДЕЛАЮТ?) – (журчат, бегут, звенят, текут…)
- ВЕСНОЙ ПТИЦЫ (ЧТО ДЕЛАЮТ?) – (прилетают, вьют, щебечут…)
- ВЕСНОЙ ФЕРМЕРЫ (ЧТО ДЕЛАЮТ?) – (пашут, сеют, …)
Словарь антонимов:
Закончи предложения
- Зимой на улице холодно, а весной…
- Осенью листья жёлтые, а весной…
- Осенью солнце тусклое, а …
- Зимой день короткий, а…
- Зимой тучки ходят низко, а…
- Осенью птицы улетают на юг, а…
VI. Физминутка «Солнце с неба посылает…
VII. Грамматический строй:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (образование прилагательных от существительных)
Образуйте новые слова по образцу - зелень-зелёный
- весна-весенний
-берёза-берёзовый
- солнце-солнечный
-тепло- тёплый
Игра: «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
- Посчитай от 1до5 со словами: тёплый день.
Игра:
«Назови ласково»,
«Один - много»
Слова: лист, ветка, дерево, трава, птица, дождь, цветок, облако, солнце.
-Какое слово звучит только в ед. ч?
VIII. Объяснение лексического значения слова.
- ледоход, первоцветы ( с опорой на картинку)
-Проговорите эти слова по слогам.
-Сколько слогов в слове?
-Назовите первый слог, второй и т.д)
IX. Рефлексия занятия
Лестница успеха.
(Смайлики на магнитах)
Литература: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в условиях логопункта при массовой начальной общеобразовательной школе.
Данный конспект занятия рассчитан для детей общеобразовательной школы с речевыми нарушениями. Данное занятие позволяет сформировать и закрепить у детей навыки правильного употребления приставок в разл...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...