Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
план-конспект по логопедии
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoznachnye_slova._slova_kotorye_imeyut_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня
Данные об обучающихся: 8-9 лет, ОНР III уровня у детей с дизартрией.
Тема: «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение».
Цель: формировать умение различать и употреблять многозначные слова в речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- формировать знания учащихся о многозначных словах;
- учить находить многозначные слова в речи;
- формировать умение понимать и объяснять значения многозначных слов;
- учить понимать и использовать термин «многозначные слова».
коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь при объяснении значений многозначных слов;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- активизировать и обогащать словарный запас многозначными словами;
- развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
- развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
- развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
- развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления многозначных слов в речи.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля за речью;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки с изображением многозначных слов, рассказа Б. Рябинина «Острые вещи», стихотворение А. Шибаева «Баранка», карточка «Закончи предложение», интерактивная доска, проектор, компьютер, текст стихотворения для вывода на доску.
Ход занятия
№ п/п | Этапы | Содержание |
1 | Организационный момент. | Логопед: - Здравствуйте, дети! - Здравствуйте! Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие. |
2 | Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление). | Логопед: -На прошлых занятиях мы с вами знакомились со словами антонимами, синонимами, фразеологизмами. Давайте вспомним что за слова антонимы- ,синонимы- , фразеологизмы. Логопед: - Как понимаете фразеологизмы: Глаза на лоб лезут (сильно удивляться) Глаза слипаются (сильно спать хочется) Глаза на мокром месте (часто плачет). Хорошо молодцы! |
3 | Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной). | Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык. - Жил-был язычок в большом домике (широко открыть рот). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно»). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье»), потом с крыши (упражнение «Маляр»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»). Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим. А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик гриб нашёл. Этот резал, этот ел. Ну а этот лишь глядел. Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку. Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха. Логопед: - Молодцы, садимся. |
4 | Формирование дыхания и голоса: | Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику. 1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем; 2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем; 3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем. 4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем. Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу». Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп. Логопед: - Молодцы! |
Дифференциация ротового и носового дыхания | ||
Развитие темпо-ритмической стороны речи | ||
5 | Объявление темы. | Логопед: Сегодня мы узнаем с вами о многозначных словах. Прочитаем стихотворение Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный завитой, И обычный ключ- дверной. -Ребята, а где можно узнать о значении слова? (в толковом словаре) |
6 | Изучение нового лексико-грамматического материала. | Логопед: -Многозначные существительные. Педагог напоминает о том, что слово имеет значение, дети объясняют смысл однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.). Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Послушайте стихотворение А. Шибаева «Баранка». Вот шофёр какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил- вертел баранку. А зачем крутил-вертел? – Лучше взял бы да и съел! Логопед: - Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка») Логопед: - Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка? Логопед: - Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они похожи). Логопед: - Посмотрите на колокольчик (вывешивается картинка) - есть сходство в значениях слова колокольчик- цветок и колокольчик - звонок? (внешне они похожи) Логопед: - Какой частью речи являются пятачок, шишка, ручка, язычок, баранка, колокольчик? (Существительными) Логопед: - Эти существительные имеют несколько значений. Как называются такие слова?(Многозначными) Многозначные прилагательные. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и его признаки. ⎯ Какие вещи бывают острыми? Чтение вслух рассказа Б. Рябинина «Острые вещи». ⎯ Гриша, не бери нож. Порежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься! ⎯ Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая… Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету. ⎯ Я горчицу хочу, - сказал Гриша. ⎯ Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама. Засмеялся Гриша. ⎯ Эх, ты! Разве горчица – острая? ⎯ Она – горькая! Я ещё вчера лизал. Логопед: ⎯ Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая? Логопед: ⎯ Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лампа? Логопед: ⎯ Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы) Логопед: ⎯ Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько) Логопед: ⎯ Как называется такое слово? (Многозначным) |
7 | Закрепление. | Игра «Подбери пару» ЯЗЫК БОТИНКА СТЕКЛЯНЫЙ СТАКАН ЛОЖКА СТОЛОВАЯ ВИЛКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗЪЁМ ВИЛКА СТОЛОВАЯ ЯЗЫК ПЛАМЕНИ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ ЛОЖКА МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАРЕЛКА МУЗЫКАЛЬНАЯ Работа по карточкам. У каждого из вас карточка на столе «Закончи предложение» Разбираем устно и записываем в тетрадь и подчеркнуть многозначные слова. Саша косил траву, у него острая… . У девочке заплетена длинная … . У мамы в ушах золотые … . На ветках берёзы висят золотые … . Ходит важно петушок, на голове у него красный … . Бабушка купила для волос красивый … . Упражнение «Дифференциация словосочетаний с прямым и переносным значением» Инструкция: «Распределите пары слов на две группы: с прямым и переносным значением выделенных слов. Острый ум Острый запах Железный характер Острый угол Острые ножницы Железная крыша Железные ветки Железная решётка Острый соус |
8 | Итог | Логопед: А теперь, ребята, давайте, вспомним, что мы узнали на занятии: - слово может иметь несколько значений. - различение значения слов поможет понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль. |
9 | Оценивание. | - Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие! |
10 | Домашнее задание. | Повторять пройденный материал. Найдите в словаре и нарисуйте значение многозначных слов: ключ, коса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия в 1 классе (системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема «Транспорт».
Целью занятия является закрепление и обобщение знаний о транспорте и о видах транспорта...
Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"
Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...