Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня

Данные об обучающихся: 8-9 лет, ОНР III уровня у детей с дизартрией.

Тема: «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение».

Цель: формировать умение различать и употреблять многозначные слова в речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

  • формировать знания учащихся о многозначных словах;
  • учить находить многозначные слова в речи;
  • формировать умение понимать и объяснять значения многозначных слов;
  • учить понимать и использовать термин «многозначные слова».

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь при объяснении значений многозначных слов;
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • активизировать и обогащать словарный запас многозначными словами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
  • развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
  • развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления многозначных слов в речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навык самоконтроля за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки с изображением многозначных слов, рассказа Б. Рябинина «Острые вещи», стихотворение А. Шибаева «Баранка», карточка «Закончи предложение», интерактивная доска, проектор, компьютер, текст стихотворения для вывода на доску.

Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие.

2

Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление).

Логопед: -На прошлых занятиях мы с вами знакомились со словами антонимами, синонимами, фразеологизмами. Давайте вспомним что за слова антонимы-      ,синонимы-     , фразеологизмы.

Логопед: - Как понимаете   фразеологизмы:

 Глаза на лоб лезут (сильно удивляться)

Глаза слипаются (сильно спать хочется)

Глаза на мокром месте (часто плачет). Хорошо молодцы!

3

Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной).

Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык.

Жил-был язычок в большом домике (широко открыть рот). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно»). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье»), потом с крыши (упражнение «Маляр»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим.

А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал, этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку.

Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха.

Логопед: - Молодцы, садимся.

4

Формирование дыхания и голоса:

Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем.

Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу».

Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп.

Логопед: - Молодцы!

Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие темпо-ритмической стороны речи

5

Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы узнаем с вами о многозначных словах.

Прочитаем стихотворение

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ- дверной.

-Ребята, а где можно узнать о значении слова? (в толковом словаре)

6

Изучение нового лексико-грамматического материала.

Логопед: -Многозначные существительные. Педагог напоминает о том, что слово имеет значение, дети объясняют смысл однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.).

Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Послушайте стихотворение А. Шибаева «Баранка».

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил- вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –

Лучше взял бы да и съел!

Логопед: -  Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка»)

Логопед: -  Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка?

Логопед: -  Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они похожи).

Логопед: -  Посмотрите на колокольчик (вывешивается картинка) - есть сходство в значениях слова колокольчик- цветок и колокольчик - звонок? (внешне они похожи)

Логопед: -  Какой частью речи являются пятачок, шишка, ручка, язычок, баранка, колокольчик? (Существительными)

Логопед: -  Эти существительные имеют несколько значений. Как называются такие слова?(Многозначными)

Многозначные прилагательные.

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и его признаки.

 Какие вещи бывают острыми?

Чтение вслух рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».

 Гриша, не бери нож. Порежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!

 Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

 Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

 Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

Засмеялся Гриша.

 Эх, ты! Разве горчица – острая?

 Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Логопед:  Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

Логопед:  Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лампа?

Логопед:  Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы)

Логопед:  Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)

Логопед:  Как называется такое слово? (Многозначным)

7

Закрепление.

Игра «Подбери пару»

ЯЗЫК БОТИНКА

СТЕКЛЯНЫЙ СТАКАН

ЛОЖКА СТОЛОВАЯ    

ВИЛКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗЪЁМ

ВИЛКА СТОЛОВАЯ

ЯЗЫК ПЛАМЕНИ

ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ

ЛОЖКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ТАРЕЛКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

Работа по карточкам. У каждого из вас карточка на столе «Закончи предложение» Разбираем устно и записываем в тетрадь и подчеркнуть многозначные слова.

Саша косил траву, у него острая… .

У девочке заплетена длинная … .

У мамы в ушах золотые … .

На ветках берёзы висят золотые … .

Ходит важно петушок, на голове у него красный … .

Бабушка купила для волос красивый … .

Упражнение «Дифференциация словосочетаний с прямым и переносным значением»

Инструкция: «Распределите пары слов на две группы: с прямым и переносным значением выделенных слов.

Острый ум Острый запах Железный характер

Острый угол Острые ножницы Железная крыша

Железные ветки Железная решётка Острый соус

8

Итог

Логопед: А теперь, ребята, давайте, вспомним, что мы узнали на занятии:

- слово может иметь несколько значений.

- различение значения слов поможет понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

9

Оценивание.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие!

10

Домашнее задание.

Повторять пройденный материал. Найдите в словаре и нарисуйте значение многозначных слов: ключ, коса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...