Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
план-конспект по логопедии на тему

Шматова Амалия

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lexicheskoy_teme_khleb.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка у детей с ОНР

Лексическая тема: «Хлеб, урожай»

Подготовила:

Студентка дефектологического факультета

Шматова Амалия

Проверила:

Кандидат педагогических наук

Ст.логопед ГОУ д/c 815

Коржевина В.В.

Москва, 2016

Цель: расширение и активизация номинативного словарного запаса по теме «Хлеб, урожай».

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять лексические представления детей о хлебобулочных изделиях,

- уточнять представления детей о труде людей, выращивающих хлеб,

- вводить в лексикон детей новые понятия: зерновые растения, хлеборобы.

2. Коррекционные:

- развивать фонематическое восприятие,

- учить продуцировать предложения с существительными в Творительном падеже,

- правильно согласовывать прилагательное с существительным в мужском, среднем и женском роде в единственном числе,

- способствовать закреплению в свободной речи поставленных звуков.

3. Воспитательные: 

- воспитывать у дошкольников навыки адекватного поведения на занятиях,

-формировать навыки самостоятельности, инициативности и доброжелательности,

- воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, колосьев пшеницы, ржи, овса и початка кукурузы

Речевой материал:

Существительные: хлеб, мука, зерно, батон, пирожок, баранка, булочка, плюшка, сухарь, пирог, пшеница, рожь, овес, кукуруза, хлебороб, печенье, хлопья, лепешка, кекс.

Прилагательные: ржаной, пшеничный, овсяный.

Словосочетания:  ржаное поле, пшеничное поле, ржаной колосок, пшеничный колосок, пшеничная мука, ржаная мука, овсяная мука, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, овсяный хлеб, пшеничное тесто, ржаное тесто, пшенная каша, овсяная каша.

Предложения:

Я угощу Федю пшеничным пирожком.

Я угощу … ржаной булочкой.

Я угощу … ржаной баранкой.

Я угощу … пшеничным пирогом.

Я угощу … пшеничной плюшкой.

Я угощу … ржаным сухарем.

Я угощу … пшеничным батоном.

Я угощу … овсяным печеньем.

Я угощу … ржаной лепешкой.

Я угощу … ржаным хлебом.

Я угощу … пшеничной булочкой.

Я угощу … овсяными хлопьями.

Я угощу … пшеничным кексом.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Инструкция:

- Здравствуйте дети! Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас занятие.

- Сядет тот,  кто скажет, какой сок, какое варенье из яблок (груш, слив и т.д.). (Яблочный (грушевый, сливовый и т.д.) сок, яблочное (грушевое, сливовое и т.д.) варенье.)

  1. Подведение к теме.

- А чтобы вы догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить, я загадаю вам загадку.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

- Что это? (Хлеб)

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе)

  1. Объяснение новой темы.

- Ребята, а как вы думаете, из чего хлеб делают? (Из муки)

- А из чего получают муку? (Из зёрен)

- Правильно из зёрен. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы к нам хлеб на стол пришел, нужно затратить очень много труда и сил. Этим и занимаются хлеборобы. 

- Какой хлеб получают из пшеницы? (Пшеничный хлеб)

- Какой хлеб получают из  ржи? (Ржаной хлеб)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

- Кто запомнил, как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

  1. Расширение и активизация словарного запаса.

Знакомство с зерновыми культурами.

На магнитную доску ставится 4 предметные картинки с изображениями колосьев пшеницы и ржи, метелки овса и початка кукурузы. Инструкция:

- Посмотрите на доску. Здесь  изображены: колос пшеницы, колос ржи, метелка овса, початок кукурузы. Чем эти растения похожи? (Дают зерно). 

- Растения, которые дают зерно, называют зерновыми. Давайте повторим все вместе.

- Из них приготавливают главный продукт питания людей - хлеб. 

- А как вы думаете, что здесь лишнее? (Кукуруза)

- Почему? (Потому что из всего остального получают хлеб)

- Правильно! Молодцы!

Дидактическая игра «Назови, не ошибись»

Логопед на наборное полотно выставляет картинки. Дети с помощью логопеда называют их. Инструкция:

- Назовите, что изображено на картинке.

(Это батон. Он сделан из пшеницы).

- Какой это батон? (Это пшеничный батон)

Так же с каждой картинкой. Картинки: пшеничный  батон, пшеничный  пирожок, ржаная баранка, пшеничная булочка, пшеничная  плюшка, ржаной хлеб, ржаной сухарь, пшеничный пирог, овсяное печенье, ржаная лепешка, ржаная булка, овсяные хлопья, пшеничный кекс.

- Хорошо, молодцы!

  1. Физкультминутка.

- Сейчас мы с вами будем зернышками. Встали за спинками своих стульчиков.

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (3 раза)

- Молодцы! Садитесь на места.

  1. Формирование грамматического строя

Образование относительных прилагательных.

 Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Логопед задает вопрос, дети отвечают с перекидыванием мяча. Инструкция:

- Кому я кину мяч, ответит на мой вопрос.

- Как называется поле, на котором выращивают рожь? (Ржаное поле)

- Поле, на котором выращивают пшеницу? (Пшеничное поле)

- Колосок ржи? (Ржаной колосок)

- Колосок пшеницы? (Пшеничный колосок)

- Мука из пшеницы? (Пшеничная мука)

- Мука из ржи? (Ржаная мука)

- Мука из овса? (Овсяная мука)

- Хлеб из пшеницы? (Пшеничный хлеб)

- Хлеб из ржи? (Ржаной хлеб)

- Хлеб из овса?(Овсяный хлеб)

- Тесто из пшеницы? (Пшеничное тесто)

- Тесто из ржи? (Ржаное тесто)

- Каша из пшена? (Пшенная каша)

- Каша из овса? (Овсяная каша)

  1. Составление предложений.

Дидактическая игра «Чем угостишь?»

Каждому ребенку на стол раздаются индивидуально картинки. Инструкция:

- Посмотрите на свои картинки. Чем ты угостишь своего соседа?

(Ответ: Я угощу Федю ржаной лепешкой)

  1. Подведение итогов.

- Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?(О хлебе)

- Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы)

- Как называют растения, которые дают зерно? (Зерновые растения)

- Молодцы, ребята. (Указать конкретные успехи дошкольников).

- Занятие окончено, можете встать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .

Слова-действия                         Конспект логопедического занятия по теме ...

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...