Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня

Данные об обучающихся: 8-9 лет, общее нарушение речи III уровня у детей с дизартрией.

Тема: «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение».

Цель: формировать умение различать и употреблять антонимы в речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

  • формировать знания учащихся об антонимах;
  • учить находить антонимы в речи;
  • формировать умение подбирать антонимы к словам;
  • учить понимать и использовать термин «антоним».

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь при объяснении лишнего слова;
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • активизировать и обогащать словарный запас антонимами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
  • развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
  • развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления антонимов в речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навык самоконтроля за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки с изображениями клоунов, карточки со словарными словами, карточки со словами-антонимами, карточки со словами синонимами и антонимами, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие.

2

Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление).

Логопед: - Игра «Цепочка слов».

Логопед: - Назовите слово на ту букву, на которое закончится слово, которое я назову.

Логопед: - Вспомните, какие слова называются синонимами. (Близкие по значению слова)

На доске слова, соедините близкие по значению слова:

Бросать

Врач

Азбука

Твердый

Печаль

Доктор

Алфавит

Кидать

Грусть

Жесткий

Итак, как называются близкие по значению слова? (синонимы)

Найти слова – им.сущ., глаголы, прилагательные (вспомнить части речи).

3

Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной).

Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык.

- Улыбка-хоботок.

- Лопаточка-иголочка.

- Качели-часики.

- Чашечка-вкусное варенье.

- Лошадка-грибочек.

Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим.

А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал, этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку.

Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха.

Логопед: - Молодцы, садимся.

4

Формирование дыхания и голоса:

Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем.

Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу».

Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп.

Логопед: - Молодцы!

Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие темпо-ритмической стороны речи

5

Объявление темы.

- На доске вывешиваются картинки с изображениями клоунов.

Логопед: - Скажите чем они отличаются? (У Бима темные волосы, а у Бома – светлые и т.д.)

Сегодня мы познакомимся со словами, которые противоположны по значению. Они называются антонимы (повторить).

6

Изучение нового лексико-грамматического материала.

Логопед: - Ребята давайте откроем тетради и запишем тему урока. Я буду называть слова, и говорить каждую по счету букву, вам нужно записать. Начинаем писать с большой буквы, с красной строки. Из слова «астра» выпишите пятую букву;

«Сосна» - четвертую;

«Тюльпан» - первую;

«Роза» - вторую;

«Пион» - четвертую;

«Ирис» - третью;

«Ромашка» - третью;

«Ландыш» - пятую.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? Прочитайте хором тему нашего урока. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Подчеркните мягкую согласную зеленой пастой.

Логопед: Давайте с вами поспорим, я буду называть словосочетание, а вы называйте противоположное по значению словосочетание.

Узкое лицо - …. широкое лицо

Длинная шея - …. короткая шея

Мягкие волосы - …. жесткие волосы

Сильные руки - …. слабые руки

Высокий лоб - …. низкий лоб

Широкая спина - …. узкая спина

Логопед: - А сейчас поработаем со словарными словами.

Вставьте пропущенные буквы, подберите противоположное по значению слово.

Ч рный - …. белый

М роз - …. жара

Гор д - …. село

Р бота - …. лень

З втра - …. сегодня

Сев р - …. юг

Зап д - …. восток

Вес ло - …. грустно

Быстр - …. медленно

7

Закрепление.

Логопед: Подберите слова противоположные по значению, соедините.

Друзья

Хвалить

Начало

Светло

Тяжелый

Холодный

Ругать

Враги

Темно

Конец

Теплый

Легкий

Логопед: - Распределить слова в две группы, антонимы – синонимы.

Утро – вечер

Беда – горе

Ночь – день

Труд – работа

Ураган – буря

Война – мир

Логопед: Молодцы!

8

Итог

Логопед: - С какими словами мы сегодня познакомились? (антонимами)

- Какие слова называются антонимами? (слова противоположные по значению)

- Какие слова называются синонимами? (слова близкие по значению)

Какое задание было самым интересным?

9

Оценивание.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие!

10

Домашнее задание.

Повторять пройденный материал. Записать правильно пословицы, подчеркнуть антонимы.

1.ЛЕНЬ, ТРУД, А, ПОРТИТ, КОРМИТ.

2.САНИ, ТЕЛЕГУ, А, ЗИМОЙ, ЛЕТОВЬ, ГОТОВЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...