Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
план-конспект по логопедии
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy._slova-nepriyateli_kotorye_imeyut_protivopolozhnoe_znachenie.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня
Данные об обучающихся: 8-9 лет, общее нарушение речи III уровня у детей с дизартрией.
Тема: «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение».
Цель: формировать умение различать и употреблять антонимы в речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- формировать знания учащихся об антонимах;
- учить находить антонимы в речи;
- формировать умение подбирать антонимы к словам;
- учить понимать и использовать термин «антоним».
коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь при объяснении лишнего слова;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- активизировать и обогащать словарный запас антонимами;
- развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
- развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
- развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
- развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления антонимов в речи.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля за речью;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки с изображениями клоунов, карточки со словарными словами, карточки со словами-антонимами, карточки со словами синонимами и антонимами, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход занятия
№ п/п | Этапы | Содержание |
1 | Организационный момент. | Логопед: - Здравствуйте, дети! - Здравствуйте! Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие. |
2 | Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление). | Логопед: - Игра «Цепочка слов». Логопед: - Назовите слово на ту букву, на которое закончится слово, которое я назову. Логопед: - Вспомните, какие слова называются синонимами. (Близкие по значению слова) На доске слова, соедините близкие по значению слова: Бросать Врач Азбука Твердый Печаль Доктор Алфавит Кидать Грусть Жесткий Итак, как называются близкие по значению слова? (синонимы) Найти слова – им.сущ., глаголы, прилагательные (вспомнить части речи). |
3 | Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной). | Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык. - Улыбка-хоботок. - Лопаточка-иголочка. - Качели-часики. - Чашечка-вкусное варенье. - Лошадка-грибочек. Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим. А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик гриб нашёл. Этот резал, этот ел. Ну а этот лишь глядел. Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку. Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха. Логопед: - Молодцы, садимся. |
4 | Формирование дыхания и голоса: | Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику. 1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем; 2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем; 3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем. 4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем. Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу». Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп. Логопед: - Молодцы! |
Дифференциация ротового и носового дыхания | ||
Развитие темпо-ритмической стороны речи | ||
5 | Объявление темы. | - На доске вывешиваются картинки с изображениями клоунов. Логопед: - Скажите чем они отличаются? (У Бима темные волосы, а у Бома – светлые и т.д.) Сегодня мы познакомимся со словами, которые противоположны по значению. Они называются антонимы (повторить). |
6 | Изучение нового лексико-грамматического материала. | Логопед: - Ребята давайте откроем тетради и запишем тему урока. Я буду называть слова, и говорить каждую по счету букву, вам нужно записать. Начинаем писать с большой буквы, с красной строки. Из слова «астра» выпишите пятую букву; «Сосна» - четвертую; «Тюльпан» - первую; «Роза» - вторую; «Пион» - четвертую; «Ирис» - третью; «Ромашка» - третью; «Ландыш» - пятую. Логопед: Какое слово лишнее? Почему? Прочитайте хором тему нашего урока. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. Подчеркните мягкую согласную зеленой пастой. Логопед: Давайте с вами поспорим, я буду называть словосочетание, а вы называйте противоположное по значению словосочетание. Узкое лицо - …. широкое лицо Длинная шея - …. короткая шея Мягкие волосы - …. жесткие волосы Сильные руки - …. слабые руки Высокий лоб - …. низкий лоб Широкая спина - …. узкая спина Логопед: - А сейчас поработаем со словарными словами. Вставьте пропущенные буквы, подберите противоположное по значению слово. Ч рный - …. белый М роз - …. жара Гор д - …. село Р бота - …. лень З втра - …. сегодня Сев р - …. юг Зап д - …. восток Вес ло - …. грустно Быстр - …. медленно |
7 | Закрепление. | Логопед: Подберите слова противоположные по значению, соедините. Друзья Хвалить Начало Светло Тяжелый Холодный Ругать Враги Темно Конец Теплый Легкий Логопед: - Распределить слова в две группы, антонимы – синонимы. Утро – вечер Беда – горе Ночь – день Труд – работа Ураган – буря Война – мир Логопед: Молодцы! |
8 | Итог | Логопед: - С какими словами мы сегодня познакомились? (антонимами) - Какие слова называются антонимами? (слова противоположные по значению) - Какие слова называются синонимами? (слова близкие по значению) Какое задание было самым интересным? |
9 | Оценивание. | - Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие! |
10 | Домашнее задание. | Повторять пройденный материал. Записать правильно пословицы, подчеркнуть антонимы. 1.ЛЕНЬ, ТРУД, А, ПОРТИТ, КОРМИТ. 2.САНИ, ТЕЛЕГУ, А, ЗИМОЙ, ЛЕТОВЬ, ГОТОВЬ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...
Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна
Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....