Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskie_kategorii._sinonimy.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня

Данные об обучающихся: 8-9 лет, общее нарушение речи III уровня у детей с дизартрией.

Тема: «Лексико-грамматические категории. Синонимы».

Цель: формировать у детей навык подбора подходящих по смыслу синонимов. Закрепить знания о частях речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

  • расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах;
  • закреплять знания о частях речи;
  • учить редактировать текст.

коррекционно-развивающие:

  • развивать слухоречевую память через работу с текстом;
  • обогащать словарный запас синонимами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
  • развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
  • развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки замены повторяющихся слов синонимами.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навык самоконтроля за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, таблицы, сердцевинки цветов и лепестки с синонимами, раздаточный материал: таблица «Закрась нужный прямоугольник», интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстрация «Медведь» и текст для вывода на доску.

Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

- Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие.

2

Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление).

«Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители.

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они».

                                            В.Берестов.

Логопед: - Прочитайте это стихотворение про себя. Прочитайте его «птичьим базаром». Прочитайте выразительно. Прочитайте первую строчку.

Учащиеся последовательно выполняют каждое задание.

Логопед: - Похожи ли эти слова внешне? Правильно, в этих словах мы отмечаем разный набор звуков. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?

Учащиеся последовательно отвечают на каждый вопрос. 

Логопед: - Правильно, все эти слова имеют одно и то же значение. А вот как мы будем называть эти слова, узнаем сегодня на занятии.

3

Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной).

- Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык.

- Улыбка-хоботок.

- Лопаточка-иголочка.

- Качели-часики.

- Чашечка-вкусное варенье.

- Лошадка-грибочек.

- Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим.

А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал, этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

- Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку.

Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха.

- Молодцы, садимся.

4

Формирование дыхания и голоса:

- А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем.

- Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу».

Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп.

- Молодцы!

Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие темпо-ритмической стороны речи

5

Объявление темы.

Посмотрите на картинку. Как можно назвать мальчиков? (Друзья, приятели, товарищи).  И называть мы их будем - слова – «приятели» (синонимы).

СЛОВА – «ПРИЯТЕЛИ»  

СИНОНИМЫ

На доску вывешивается таблица.

6

Изучение нового лексико-грамматического материала.

Логопед: - Ребята, скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»? (Что?) Что они обозначают? (Предметы). Верно, слова – «приятели» могут обозначать разные предметы.

 А сейчас послушайте сказку. Найдите слова-синонимы в тексте.

На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский.

На доску вывешивается таблица.

ДУБ

БОЛЬШОЙ
ОГРОМНЫЙ
ГРОМАДНЫЙ
ГИГАНТСКИЙ

ЗАЯЦ

ТРУСЛИВЫЙ

БОЯЗЛИВЫЙ
НЕСМЕЛЫЙ

Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. Таблица.

Хитрая, плутоватая, лукавая – лиса.  Таблица.

ЛИСА

ХИТРАЯ

ЛУКАВАЯ

ПЛУТОВАТАЯ

Злой, сердитый, коварный – волк. Таблица.

ВОЛК

ЗЛОЙ
СЕРДИТЫЙ
КОВАРНЫЙ

Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь. Таблица.

МЕДВЕДЬ

НЕУКЛЮЖИЙ
НЕЛОВКИЙ
КОСОЛАПЫЙ

Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы, но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов – «приятелей». Давайте им поможем.

  1. Игра «Вырасти цветок».

На доску вывешиваются сердцевинки цветов. Приложение 1

Учащимся раздаются лепестки, на которых написаны слова:

Крошечное, храбрый, неустрашимый, бесстрашный, ледяная, мужественный, отважный, мёрзлая, небольшое, холодная, карликовое, ледяная, мизерное.

Учащимся необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.

ПОЛЯНА

КРАСИВАЯ
ЧУДЕСНАЯ
ПРЕКРАСНАЯ
ЖИВОПИСНАЯ

- Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. Таблица.

На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое?) Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признак предмета).

Слова – «приятели» могут обозначать признак предмета.

Логопед: Зверям понравилась поляна, и они стали радоваться.

Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.

Логопед: Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Почему? Замените слова на синонимы, пользуясь словами для справок: ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе. Прочтите текс, который у вас получился.

Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.

Логопед: - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делал?) Что обозначают слова, отвечающие на вопрос «Что делать? Что сделать?» (Действие предмета). Значит, слова - «приятели» могут обозначать действия предметов.

7

Закрепление.

Игра «Закрась нужный прямоугольник».

Подберите слова – «приятели» к тем, которые записаны в цветных прямоугольниках и закрасьте их нужным цветом.

Большой

трусливый

пугливый

огромный

Боязливый

гигантский

громадный

несмелый

Бой

солдат

сеча

сражение

Воин

битва

боец

поединок

 Игра – соревнование «Кто быстрее и правильнее».

Логопед: - Кто быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и подчеркните слова синонимы. Какой частью речи являются? Докажите.

Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.

Коллективная работа «Найди недостатки в тексте».

 Логопед: - Рассмотрите картинку на экране, прочитайте рассказ. Какие недостатки заметили? С помощью синонимов исправьте рассказ.  

На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал лакомиться ягодами. Вдруг он застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес. (Зверь, косолапый, Топтыгин)

8

Итог

- О чём мы сегодня с вами говорили?

Логопед: для чего нужны синонимы?  (Синонимы нужны для того, чтобы точнее, ярче и выразительнее была наша речь).

9

Оценивание.

- Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие!

10

Домашнее задание.

Повторять пройденный материал. Подберите синонимы к словам: холодный, друг, идти.

Приложение

Раздаточный материал:

Большой

трусливый

пугливый

огромный

Боязливый

гигантский

громадный

несмелый

Бой

солдат

сеча

сражение

Воин

битва

боец

поединок

Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.

Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств родного языка по теме "Весна"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...