Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Денисова Анастасия Сергеевна

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.

Задачи:

  • формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;
  • развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
  • развитие речи, внимания;
  • воспитание чувств доброты и уважения.

Оборудование: Ъ и Ь, карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР

по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.

Задачи:

  • формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;
  • развитие навыка фонематического анализа слов (семья, съел) с опорой на схемы;
  • развитие речи, внимания;
  • воспитание чувств доброты и уважения.

Оборудование: Ъ и Ь, карточки

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

1.Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную читать.

Что же это за буква и на что она показывает?

- Вы сегодня исследователи, давайте проведём исследование.

Семя                семья

- Что будет если мы уберем Ь из слова семья? (получится слово семя)

- Что обозначает слово СЕМЯ (зерно)

- Что обозначает слово СЕМЬЯ (Папа, мама, близкие люди)                                                        можно свериться с толковым словарем.

- Это одинаковые слова? (Нет)

- Сравните, пожалуйста, что у вас получилось?

(В слове семя – 4 буквы, а в слове семья – 5 букв)

- На что показывает буква Я, стоя после М (На мягкость буквы м.)

- На, что показывает буква Я, стоя после Ь? (не знаем )

- Тогда посмотрите, что делает Ь знак? ( Он разрывает согласную и гласную)

- Правильно. Для этого после буквы м пишется разделительный мягкий знак.

- А теперь мы можем сказать тему нашего урока. ( Разделительные Ь и Ъ знаки)

2.    Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,  

Почему случилось так?

       Кто виновник? (Твёрдый знак)

Чем же интересны эти буквы?

(Они не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.

сели съели

-Что обозначает слово сели? (Сели на стул)

- Сколько букв в слове сели? (4 буквы)

-В слове съели сколько букв? (5)

- Почему? (Ъ знак стоит после согласного перед гласной)

- что делает Ъ знак? Показывает твердость согласного (разрывает согласную и гласную)

Какой вывод можно сделать?

3. Итак, нам прислали письмо. Вот о чём в нём говорится.

« Дорогие ребята. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Мягкий знак был добрым и ласковым, старался все смягчать, а Твердый знак отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

 «Ъ и Ь». (Чтение стихотворения). 
- Не чересчур ли ты добряк? – 
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. 
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. 
Нет, в алфавит ты не годишься! 
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – 
Знак Ь твёрдому на это отвечал. 
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. 
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. 
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - 
Услышав этот спор, сказала буква А. 
- Вы оба хороши, достойны чести, 
Когда стоите в нужном месте. 

- Значит, эти знаки важны в русском языке?

Физминутка.

Руки вверх, в кулачок,

Разжимай и на бочок,

Ножкой топ – на носок,

Ножкой топ – каблучок,

Ноги вместе, сели, встали,

Все попрыгали …… устали

Вместе тихо поклонились,

И на стульчик опустились.

4. Ребята, давайте посмотрим, чем различаются Ь и Ъ?

Ь разделительный

Ъ разделительный

1) Пишется в середине слова;

1) Пишется после приставок перед корнем;

2) После согласных;

2) После согласных;

3) Перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

3) Перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: семья, платье.

4) Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Примеры: подъезд, объявление.

IV. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Спиши слова в два столбика:

в левый  - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твердым знаком. 

Об…явление, под…езд, обез…яна, под…ём, вороб… и, в…езд, 
счаст…е, здоров…е, об…ект, соловьи.

V. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Объясните пословицу, о чём она? (Оценивают не по внешнему виду, а по поступкам.)

В каком слове пишется разделительный Ь, а в каком разделительный Ъ? Почему?

Друзья, ученье нас объединяет.

Итог: Что нового вы узнали про ъ и ь знаки?

Почему они разделительные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Расширить и обобщить сведения об употреблении  Ъ и  Ь  знаков, построить модель орфограммы «Разделительный мягкий и твёрдый знак»...

конспект урока МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Урок разработан по программе Рамзаевой "Русский язык" для учеников 3 класса...

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...

Конспект логопедического занятия «Домашние животные» для детей 5-7 лет с ОНР

Материал предназначен для использования на логопедических занятиях с детьми 5-7 лет с ОНР в старшей и подготовительной группах ДОУ....