Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 1 класс.

Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки.                                   (стр. 74-77)

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки».

Тип урока: урок изучения нового материала

 УУД Личностные результаты: уважение к русскому языку, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метаредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (карточки, учебник),  строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Задачи:

Образовательные:

-дать определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научить распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать материал

-продолжить формирование орфографической зоркости;

Воспитательная:

-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, парная работа.

Ход урока

I. Организационный момент. 

  Прозвенел уже звонок

  Начинаем наш урок

  Друг на друга посмотрели,

  Улыбнулись, тихо сели.

II. Актуализация знаний.

   -Сегодня, ребята, мы все приглашены в волшебную страну знаний . В этой стране есть дворец, на двери которой написаны слова : «Друзья, ученье нас объединяет». Ребята, как вы их понимаете?

А вот кто живет в этом дворце?,

Отгадайте загадку.

Встали в ряд, не говоря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.  (Буквы)

-А как же сам дворец называется?

Буквы - значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все: (алфавит)

- Правильно, ребята:

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

 Его не видно.

 В руки не взять,

 Но зато слышно

И можно понять. (Звук)

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-На какие две группы делятся звуки?

Звуки делятся на гласные и согласные.

 - Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать.

- С помощью чего мы произносим гласные звуки?

- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.

-Какие звуки мы называем согласными?

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

-        Что мы встречаем при произношении этих звуков?

При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,

язык).

III. Самоопределение к деятельности.

-Так   как   мы   в   волшебной   стране  знаний,    здесь знания вас будут    удивлять   и радовать.

Сегодня мы откроем некоторые секреты этой страны, и что это за секреты вы мне скажете сами.

Я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть звук.

-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь

знаки?

-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.

Но для чего же тогда они нужны?

Сформулируйте тему урока.

2. Формулировка темы урока

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. 

  1. Постановка цели и задач урока

Какую цель и задачи поставим на этом уроке?

Задачи:

-дать определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научить распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

IV. Работа по теме урока.

Различие и сходство в написании ъ и ь.

   - Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.

 (8 слайд)( дети выходят к доске).

Б Ь Б Ъ 

-        А в чем различие?

-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.

Чтение наизусть стихотворения детьми.

Мягкий знак - хитрый знак.

 Не называть его никак.

Он не произносится,

 Но в слово часто просится.

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

-        Значит, знаки различаются.

Прочитаем слоги с букой ъ и ь: вь,въ, сь, съ, объ, обь, пь, пъ

- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.

Буква Ь обозначает мягкость согласного звука . Ъ? Чтение  с доски этих слов.

Мать, объезд, жизнь,съёжился, любовь, день, мель, пень, тень

  • ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

 -Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?

  • Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
  • Перо (-Что такое перо?)
  • -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

Запишите эти слова. Зарисуйте рядом звуковую схему слова.

При произношении слова Пьеро, что мы слышим?

( Согласный звук п смягчается, нет слога слияния).

А в слове «перо» - Согласный звук п смягчается, но образуется слог слияние

ВЗАИМОПРОВЕРКА

СЕЛ – СЪЕЛ

В слове съел тоже слышим отделение согласного от гласного звука.

Кто понял , почему ъ и ь могут называть разделительным?

буква Ь и ъ разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий и твердый знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется в этом месте при письме договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

- Посмотрите на слова, написанные на входной  двери  во дворец, и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.(5 слайд)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими буквами. (Согласными и гласными)

З – согл.,   н – согл.,  б – согл.

Я – гл.,       е – гл.,      е – гл.

- Какие можно сделать выводы?

Вывод (6 слайд)   Разделительный мягкий и твердый знак  пишется после согласного  и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

-что с предыдущим согласным делает  ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

1. Работа в парах + правила

На карточках вам даны слова. Определите, в каком случае твёрдый или мягкий знаки являются разделительными, а когда нет.

Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель

     Вывод (7 слайд) Разделительный твёрдый и мягкий знак употребляются после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?

Они образуют двойной звук.

 - В каких позициях они образуют двойной звук?

1. В начале слова.

2. После гласной.

Это мы знали.

А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Схемы звукобуквенного анализа слов.

ПЬЕРО                        СЕЛ

ПЕРО                          СЪЕЛ  

V.Физкультминутка.

Игра «Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

 Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

2. Работа в группах+правила

Сложите схемы к словам. Колья, бельё, вьюга, съел

Сколько звуков обозначают  йотированные буквы? Почему? Какую роль в этих словах выполняют ъ и ь ?

V.Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по тетради «Русская грамота».

Стр. 49 з.5 (взаимопроверка!)

Работа по учебнику

- Откройте учебники на стр.75. Прочитаем стихи про буквы ъ и ь, сначала жужжащим чтением, затем по одному.

Какие слова с этими буквами вы увидели.

Обозначают ли буквы ъи ь знак звуки?

Каким может быть ъ и ь?

Какие слова имеют в своем составе разделительный ь или ъ?

VII. ИТОГ УРОКА

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Удалось нам достигнуть поставленных целей и задач. Объясните, каким образом?

-дали определение понятию «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки»

-научились распознавать мягкий  и твёрдый разделительные знаки

-понаблюдали за мягким и твёрдым разделительными знаками

-научились определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

VIII. Рефлексия

На столе у вас лежат карандаши красного, желтого и зелёно цвета. Если вы поняли тему урока – зеленый, возникли вопросы – желтый, не разобрались – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Расширить и обобщить сведения об употреблении  Ъ и  Ь  знаков, построить модель орфограммы «Разделительный мягкий и твёрдый знак»...

конспект урока МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Урок разработан по программе Рамзаевой "Русский язык" для учеников 3 класса...

«Мягкий и твёрдый разделительные знаки»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «Мягкий  и твёрдый разделительные знаки».Тип урока: урок изучения нового материала УУД Личностные результаты: уважени...

Мягкий и твёрдый разделительный знак.

Презентация  к уроку в 1 классе "Мягкий и твёрдый разделительный знак."...

Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о  мягком и твердом разделительных знаках.Задачи: формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь  разделительный знак;раз...