Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твердый разделительные знаки.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Литературное чтение. 1 класс. Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._myagkiy_i_tverdyy_razdelitelnye_znaki.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 1 класс.
Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки. (стр. 74-77)
Цель: познакомить обучающихся с понятием «Мягкий и твёрдый разделительные знаки».
Тип урока: урок изучения нового материала
УУД Личностные результаты: уважение к русскому языку, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метаредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (карточки, учебник), строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Задачи:
Образовательные:
-дать определение понятию «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
-научить распознавать мягкий и твёрдый разделительные знаки
-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками
-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков
Развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать материал
-продолжить формирование орфографической зоркости;
Воспитательная:
-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.
Форма работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая.
Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, парная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня, ребята, мы все приглашены в волшебную страну знаний . В этой стране есть дворец, на двери которой написаны слова : «Друзья, ученье нас объединяет». Ребята, как вы их понимаете?
А вот кто живет в этом дворце?,
Отгадайте загадку.
Встали в ряд, не говоря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
-А как же сам дворец называется?
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все: (алфавит)
- Правильно, ребята:
-Каждая буква в алфавите имеет свое место.
-А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно
И можно понять. (Звук)
Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-На какие две группы делятся звуки?
Звуки делятся на гласные и согласные.
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.
-Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Что мы встречаем при произношении этих звуков?
При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,
язык).
III. Самоопределение к деятельности.
-Так как мы в волшебной стране знаний, здесь знания вас будут удивлять и радовать.
Сегодня мы откроем некоторые секреты этой страны, и что это за секреты вы мне скажете сами.
Я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть звук.
-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь
знаки?
-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.
Но для чего же тогда они нужны?
Сформулируйте тему урока.
2. Формулировка темы урока
Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
- Постановка цели и задач урока
Какую цель и задачи поставим на этом уроке?
Задачи:
-дать определение понятию «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
-научить распознавать мягкий и твёрдый разделительные знаки
-создать условия для наблюдения за мягким и твёрдым разделительными знаками
-научить определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков
IV. Работа по теме урока.
Различие и сходство в написании ъ и ь.
- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.
(8 слайд)( дети выходят к доске).
Б Ь Б Ъ
- А в чем различие?
-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.
Чтение наизусть стихотворения детьми.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не называть его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
- Значит, знаки различаются.
Прочитаем слоги с букой ъ и ь: вь,въ, сь, съ, объ, обь, пь, пъ
- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.
Буква Ь обозначает мягкость согласного звука . Ъ? Чтение с доски этих слов.
Мать, объезд, жизнь,съёжился, любовь, день, мель, пень, тень
- ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?
- Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
- Перо (-Что такое перо?)
- -Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
Запишите эти слова. Зарисуйте рядом звуковую схему слова.
При произношении слова Пьеро, что мы слышим?
( Согласный звук п смягчается, нет слога слияния).
А в слове «перо» - Согласный звук п смягчается, но образуется слог слияние
ВЗАИМОПРОВЕРКА
СЕЛ – СЪЕЛ
В слове съел тоже слышим отделение согласного от гласного звука.
Кто понял , почему ъ и ь могут называть разделительным?
буква Ь и ъ разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий и твердый знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется в этом месте при письме договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
- Посмотрите на слова, написанные на входной двери во дворец, и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.(5 слайд)
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими буквами. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
Вывод (6 слайд) Разделительный мягкий и твердый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
-что с предыдущим согласным делает ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)
1. Работа в парах + правила
На карточках вам даны слова. Определите, в каком случае твёрдый или мягкий знаки являются разделительными, а когда нет.
Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель
Вывод (7 слайд) Разделительный твёрдый и мягкий знак употребляются после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?
Они образуют двойной звук.
- В каких позициях они образуют двойной звук?
1. В начале слова.
2. После гласной.
Это мы знали.
А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.
Схемы звукобуквенного анализа слов.
ПЬЕРО СЕЛ
ПЕРО СЪЕЛ
V.Физкультминутка.
Игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
2. Работа в группах+правила
Сложите схемы к словам. Колья, бельё, вьюга, съел
Сколько звуков обозначают йотированные буквы? Почему? Какую роль в этих словах выполняют ъ и ь ?
V.Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по тетради «Русская грамота».
Стр. 49 з.5 (взаимопроверка!)
Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр.75. Прочитаем стихи про буквы ъ и ь, сначала жужжащим чтением, затем по одному.
Какие слова с этими буквами вы увидели.
Обозначают ли буквы ъи ь знак звуки?
Каким может быть ъ и ь?
Какие слова имеют в своем составе разделительный ь или ъ?
VII. ИТОГ УРОКА
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Удалось нам достигнуть поставленных целей и задач. Объясните, каким образом?
-дали определение понятию «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
-научились распознавать мягкий и твёрдый разделительные знаки
-понаблюдали за мягким и твёрдым разделительными знаками
-научились определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков
VIII. Рефлексия
На столе у вас лежат карандаши красного, желтого и зелёно цвета. Если вы поняли тему урока – зеленый, возникли вопросы – желтый, не разобрались – красный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков, построить модель орфограммы «Разделительный мягкий и твёрдый знак»...
Урок обучения грамоте (чтение). 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым разделительными знаками.
Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках....
конспект урока МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Урок разработан по программе Рамзаевой "Русский язык" для учеников 3 класса...
«Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «Мягкий и твёрдый разделительные знаки».Тип урока: урок изучения нового материала УУД Личностные результаты: уважени...
Конспект урока литературного чтения. Тема : Мягкий согласный звук [ч\' ] Чтение слов , предложений с буквой ч. /1 класс/ УМК "Школа России"/
Урок закрепления изученного по теме ( игровая форма)...
Мягкий и твёрдый разделительный знак.
Презентация к уроку в 1 классе "Мягкий и твёрдый разделительный знак."...
Конспект логопедического занятия в 4 классе для детей с ОНР по теме: « Мягкий и твердый разделительные знаки».
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о мягком и твердом разделительных знаках.Задачи: формирование представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь разделительный знак;раз...