Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Куканова Елена Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших групп дошкольных отделений. В занятие включены элементы сегментарно-рефлекторного массажа по И.В. Блыскиной. Комплекс расчитан на детей с гипотонусом. Поскольку конспект был написан для слепого ребенка-дизартрика, из него полностью исключена зрительная наглядность, однако используются задания, направленные на развитие фонематического восприятия и просодической стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Класс: 1

Логопедическое заключение: ОНР, 4 ур. Стертая форма дизартрии.

Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи;

- развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и мимические мышцы лица;

- развивать мелодико-интонационную сторону речи;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- пополнять и актуализировать словарный запас, развивать связную речь.

Образовательные:

- формировать навык связного пересказа (повествовательного текста).

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- учить ребенка объективно оценивать собственную речь.

Оборудование: медицинские перчатки и салфетки (для проведения массажа), программа «My Piano», дидактическое пособие «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).

Ход занятия

  1. Орг. момент и введение в тему.

- Сегодня учиться произносить наш проблемный звук помогут друзья. Что это за друзья, угадай, послушав загадки.

Носят серенький жилет,

А у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар,

И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (Вороны)

Кто на елке на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

 - Вороны, воробей, кукушка – как их назвать одним словом? (Птицы.) Правильно, и сегодня разные птицы будут помогать тебе учиться правильно произносить звук [Р].

- Скажи, как правильно произносится звук Р? (Нужно поставить кончик языка за верхние зубы и сильно выдохнуть, чтобы он задрожал).

 - Какой это звук – гласный или согласный?

 - У него есть мягкая пара? Назови.

 - Очень хорошо, но прежде чем мы начнем произносить этот сложный звук, нам нужно подготовить наши язык, губы и щеки.

  1. Сегментарно-рефлекторный логопедический массаж: воротниковой зоны, лица, губ, массаж языка с включение изотонических упражнений (см. прил. 1).

  1. Автоматизация звука в слогах со стечением согласных.

Цепочка слогов:

НА ПОЛЯНКЕ ДЯТЕЛ ЖИЛ,

ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.

ОЧЕНЬ С ГОЛУБЕМ ДРУЖИЛ.

ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЛЕТАЛИ,

РДА – РДО – РДУ – РДЫ.

ВМЕСТЕ ДРУЖНО ПОВТОРЯЛИ:

РДА – РДО – РДУ – РДЫ.

Ребенок повторяет сначала по одной строке вслед за логопедом, затем по две строки.

  1. Развитие связной речи. Работа с текстом «Умная ворона» из пособия «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).

- Сейчас я прочитаю тебе рассказ, который тоже будет посвящен одной птице. Он называется «Умная ворона». Послушай и попробуй пересказать его.

Чтение рассказа.

Умная ворона

У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!

После прочтения логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать рассказ. В случае затруднения задаются опорные вопросы:

- У кого маленькая собачка?

- Где гулял Вова?

- Что выронил Вова?

- Что сделала ворона?

- Как повела себя собака?

- Почему ворона вернула поводок Вове?

6. Развитие силы голоса. Игра «Громко – тихо».

Логопед: «А скажи, знаешь ли ты, как вороны разговаривают? Можешь изобразить?»

Ребенок произносит «Кар» и логопед предлагает ему сыграть в игру «Громко – тихо».

Слово несколько раз произносится отраженно за логопедом. Сначала шепотом, затем – в полный голос.

  1. Развитие модуляции голоса. Игра «Пианино».

 Логопед: «Скажи, тебе нравится петь на уроках музыки или на занятиях хора? А на каком музыкальном инструменте играет ваш учитель? (На пианино) У меня здесь тоже припасено пианино. Правда, ненастоящее. Сейчас я буду нажимать на пианино ноты разной высоты, а ты попробуй пропеть слоги, которые мы только что проговаривали вместе».

Каждый слог произносится отраженно за логопедом.

Цепочка слогов: ра, ро, ру; дра, дро, дру; дра, дро, дру.

  1. Обобщение. Поведение итогов занятия.

 - Скажи, чем мы сегодня занимались? (Произносили слоги, пересказывали рассказ, играли в игры «Громко-тихо» и «Пианино»).

 - Какой звук ты учился правильно произносить сегодня?

 - Какой это звук – согласный или гласный? Мягкий или твердый? Назови его мягкую пару.

Учитель-логопед: Куканова Е.В.

ГБОУ ШОР №1, г. Москва

Прил. 1

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе

Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный логопедический массаж

Область шеи

Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.

Следует массировать:

• переднюю поверхность снизу вверх, к подбородку;

• боковые поверхности — от ушных раковин вниз;

• заднюю поверхность — снизу вверх, к волосистой части головы (если же у ребенка наблюдается гипертензионный или гидроцефальный синдром, массировать необходимо сверху вниз).

 Область лица

  1. Укрепление лицевой мускулатуры

Движения массирующего должны быть направлены (рис. 15):

Рис. 15. Линии выполнения сегментарно-рефлекторного массажа области лица:https://studfiles.net/html/2706/747/html_jFEUjpcGJE.YcUN/img-Lx8QuD.png

1 — от середины лба к вискам; — от середины лба до ушных раковин; — от латеральных концов бровей к волосистой части головы; — от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз;  от спинки носа к ушным раковинам; — от крыльев носа к ушным раковинам; 7 — от середины верхней губы до ушных раковин; — от середины верхней губы на подбородок; — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; 10  от середины подбородка до ушных раковин

• от середины лба к вискам;

• середины лба до ушных раковин;

• латеральных концов бровей к волосистой части головы;

• медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз;

• спинки носа к ушным раковинам;

• крыльев носа к ушным раковинам;

• середины верхней губы до ушных раковин;

• середины верхней губы на подбородок;

• крыльев носа по носогубным складкам к углам рта;

• середины подбородка до ушных раковин.

Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следующим образом (рис. 16). Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следует увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болезненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка.https://studfiles.net/html/2706/747/html_jFEUjpcGJE.YcUN/img-LsKqDu.png

Рис. 16. Положение рук массирующего при разминании скуловой и щечной мышц

2. Укрепление губной мускулатуры.

С_этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.https://studfiles.net/html/2706/747/html_jFEUjpcGJE.YcUN/img-NdVdvQ.png

Рис. 17. Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры:

1 — от середины верхней губы к углам рта; — от середины нижней губы к углам рта; —от углов губ к их середине (пощипывание)

Массаж выполняют в следующих направлениях (рис. 17):

• от середины верхней губы к углам рта;

• середины нижней губы к углам рта;

• от углов губ к их середине (пощипывание).

Язык

Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:

• от середины языка к его кончику и обратно;

• центра языка влево и вправо («елочка»);

• левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).

Далее следует:

• перекатывание пальца по языку в разных направлениях;

• пощипывание и растягивание краев языка.

При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж:

• на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;

• вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию;

• на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;

• на края языка воздействуют посредством пощипывания.

Изотонические упражнения для развития артикуляционных мышц

  1. Логопед просит ребенка высунуть язык, берется за кончик языка и просить ребенка спрятать язык обратно в рот.
  2. Логопед просит ребенка открыть рот, ставит указательный палец на нижние резцы и просит ребенка вытолкнуть его палец с кончиком языка.
  3. Логопед растягивает губы ребенка в позицию «улыбка» и просит сделать «трубочку».
  4. Логопед округляет губы ребенка, имитируя «трубочку», и просит сделать «улыбку».

Каждое упражнение выполняется 5-6 раз.

(По материалам из пособия Блыскиной И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж» - СПб, 2010.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [ш] в связной речи»

Тема: Автоматизация (ш) в связной речи.Цели:1.     Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.2.     Развивать четкую, связную речь, психическ...

Автоматизация звука Р в связной речи.

Логопедическое занятие по закреплению правильного произношения звука Р в связной речи....

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.

Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...

Конспект логопедического индивидуального занятия "Автоматизация звука [Р] в связной речи.

Закрепление   звукопроизношения звука [Р] в связной речи. Отработка силы голоса, интонации. Развитие словарного запаса....

Конспект логопедического занятия в 1 классе обучающихся с ОВЗ (ИН) Тема: Дифференциация звуков [л], [ль].

Трудности , которые возникают в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ (ИН), возможно преодолевать только используя игровые приемы....