Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших групп дошкольных отделений. В занятие включены элементы сегментарно-рефлекторного массажа по И.В. Блыскиной. Комплекс расчитан на детей с гипотонусом. Поскольку конспект был написан для слепого ребенка-дизартрика, из него полностью исключена зрительная наглядность, однако используются задания, направленные на развитие фонематического восприятия и просодической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии | 78.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Класс: 1
Логопедическое заключение: ОНР, 4 ур. Стертая форма дизартрии.
Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и связной речи;
- развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и мимические мышцы лица;
- развивать мелодико-интонационную сторону речи;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- пополнять и актуализировать словарный запас, развивать связную речь.
Образовательные:
- формировать навык связного пересказа (повествовательного текста).
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- учить ребенка объективно оценивать собственную речь.
Оборудование: медицинские перчатки и салфетки (для проведения массажа), программа «My Piano», дидактическое пособие «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).
Ход занятия
- Орг. момент и введение в тему.
- Сегодня учиться произносить наш проблемный звук помогут друзья. Что это за друзья, угадай, послушав загадки.
Носят серенький жилет,
А у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар,
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (Вороны)
Кто на елке на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
- Вороны, воробей, кукушка – как их назвать одним словом? (Птицы.) Правильно, и сегодня разные птицы будут помогать тебе учиться правильно произносить звук [Р].
- Скажи, как правильно произносится звук Р? (Нужно поставить кончик языка за верхние зубы и сильно выдохнуть, чтобы он задрожал).
- Какой это звук – гласный или согласный?
- У него есть мягкая пара? Назови.
- Очень хорошо, но прежде чем мы начнем произносить этот сложный звук, нам нужно подготовить наши язык, губы и щеки.
- Сегментарно-рефлекторный логопедический массаж: воротниковой зоны, лица, губ, массаж языка с включение изотонических упражнений (см. прил. 1).
- Автоматизация звука в слогах со стечением согласных.
Цепочка слогов:
НА ПОЛЯНКЕ ДЯТЕЛ ЖИЛ,
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ОЧЕНЬ С ГОЛУБЕМ ДРУЖИЛ.
ДРА – ДРО – ДРУ – ДРЫ.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЛЕТАЛИ,
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
ВМЕСТЕ ДРУЖНО ПОВТОРЯЛИ:
РДА – РДО – РДУ – РДЫ.
Ребенок повторяет сначала по одной строке вслед за логопедом, затем по две строки.
- Развитие связной речи. Работа с текстом «Умная ворона» из пособия «Фонетические рассказы и сказки» (Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова).
- Сейчас я прочитаю тебе рассказ, который тоже будет посвящен одной птице. Он называется «Умная ворона». Послушай и попробуй пересказать его.
Чтение рассказа.
Умная ворона
У Вовы есть маленькая собачка. В воскресенье Вова гулял со своей собачкой во дворе. Он случайно выронил повадок. В это время к собаке подлетела ворона и схватила повадок. Птица держала повадок в клюве и летела. А собачка весело визжала и бежала за вороной. Вдруг ворона увидела на кормушке хлебные крошки. Она вернула повадок Вове, а сама полетела к кормушке. Вот какая умная ворона!
После прочтения логопед предлагает ребенку самостоятельно пересказать рассказ. В случае затруднения задаются опорные вопросы:
- У кого маленькая собачка?
- Где гулял Вова?
- Что выронил Вова?
- Что сделала ворона?
- Как повела себя собака?
- Почему ворона вернула поводок Вове?
6. Развитие силы голоса. Игра «Громко – тихо».
Логопед: «А скажи, знаешь ли ты, как вороны разговаривают? Можешь изобразить?»
Ребенок произносит «Кар» и логопед предлагает ему сыграть в игру «Громко – тихо».
Слово несколько раз произносится отраженно за логопедом. Сначала шепотом, затем – в полный голос.
- Развитие модуляции голоса. Игра «Пианино».
Логопед: «Скажи, тебе нравится петь на уроках музыки или на занятиях хора? А на каком музыкальном инструменте играет ваш учитель? (На пианино) У меня здесь тоже припасено пианино. Правда, ненастоящее. Сейчас я буду нажимать на пианино ноты разной высоты, а ты попробуй пропеть слоги, которые мы только что проговаривали вместе».
Каждый слог произносится отраженно за логопедом.
Цепочка слогов: ра, ро, ру; дра, дро, дру; дра, дро, дру.
- Обобщение. Поведение итогов занятия.
- Скажи, чем мы сегодня занимались? (Произносили слоги, пересказывали рассказ, играли в игры «Громко-тихо» и «Пианино»).
- Какой звук ты учился правильно произносить сегодня?
- Какой это звук – согласный или гласный? Мягкий или твердый? Назови его мягкую пару.
Учитель-логопед: Куканова Е.В.
ГБОУ ШОР №1, г. Москва
Прил. 1
Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе
Линии, по которым выполняется сегментарно-рефлекторный логопедический массаж
Область шеи
Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.
Следует массировать:
• переднюю поверхность снизу вверх, к подбородку;
• боковые поверхности — от ушных раковин вниз;
• заднюю поверхность — снизу вверх, к волосистой части головы (если же у ребенка наблюдается гипертензионный или гидроцефальный синдром, массировать необходимо сверху вниз).
Область лица
- Укрепление лицевой мускулатуры
Движения массирующего должны быть направлены (рис. 15):
Рис. 15. Линии выполнения сегментарно-рефлекторного массажа области лица:
1 — от середины лба к вискам; 2 — от середины лба до ушных раковин; 3 — от латеральных концов бровей к волосистой части головы; 4 — от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз; 5 — от спинки носа к ушным раковинам; 6 — от крыльев носа к ушным раковинам; 7 — от середины верхней губы до ушных раковин; 8 — от середины верхней губы на подбородок; 9 — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; 10 — от середины подбородка до ушных раковин
• от середины лба к вискам;
• середины лба до ушных раковин;
• латеральных концов бровей к волосистой части головы;
• медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз;
• спинки носа к ушным раковинам;
• крыльев носа к ушным раковинам;
• середины верхней губы до ушных раковин;
• середины верхней губы на подбородок;
• крыльев носа по носогубным складкам к углам рта;
• середины подбородка до ушных раковин.
Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следующим образом (рис. 16). Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следует увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болезненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка.
Рис. 16. Положение рук массирующего при разминании скуловой и щечной мышц
2. Укрепление губной мускулатуры.
С_этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.
Рис. 17. Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры:
1 — от середины верхней губы к углам рта; 2 — от середины нижней губы к углам рта; 3 —от углов губ к их середине (пощипывание)
Массаж выполняют в следующих направлениях (рис. 17):
• от середины верхней губы к углам рта;
• середины нижней губы к углам рта;
• от углов губ к их середине (пощипывание).
Язык
Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:
• от середины языка к его кончику и обратно;
• центра языка влево и вправо («елочка»);
• левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).
Далее следует:
• перекатывание пальца по языку в разных направлениях;
• пощипывание и растягивание краев языка.
При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж:
• на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;
• вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию;
• на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;
• на края языка воздействуют посредством пощипывания.
Изотонические упражнения для развития артикуляционных мышц
- Логопед просит ребенка высунуть язык, берется за кончик языка и просить ребенка спрятать язык обратно в рот.
- Логопед просит ребенка открыть рот, ставит указательный палец на нижние резцы и просит ребенка вытолкнуть его палец с кончиком языка.
- Логопед растягивает губы ребенка в позицию «улыбка» и просит сделать «трубочку».
- Логопед округляет губы ребенка, имитируя «трубочку», и просит сделать «улыбку».
Каждое упражнение выполняется 5-6 раз.
(По материалам из пособия Блыскиной И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж» - СПб, 2010.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [ш] в связной речи»
Тема: Автоматизация (ш) в связной речи.Цели:1. Закрепить четкое произношение звука (ш) в связной речи.2. Развивать четкую, связную речь, психическ...
Автоматизация звука Р в связной речи.
Логопедическое занятие по закреплению правильного произношения звука Р в связной речи....
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...
Конспект логопедического индивидуального занятия "Автоматизация звука [Р] в связной речи.
Закрепление звукопроизношения звука [Р] в связной речи. Отработка силы голоса, интонации. Развитие словарного запаса....
Конспект логопедического занятия в 1 классе обучающихся с ОВЗ (ИН) Тема: Дифференциация звуков [л], [ль].
Трудности , которые возникают в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ (ИН), возможно преодолевать только используя игровые приемы....