Технологическая карта логопедического занятия "Месяцы года" 1 кл
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Материал для запоминания учащимися первых классов расположения последовательности месяцев в году, дней недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_mesyats._goda_1_kl.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

учителя-логопеда  ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Александровой С.А.

1 класс

Предмет: логопедическое занятие

Класс: 1

УМК: «Профилактика дисграфии у учащихся 1 классов».

Тема занятия: Временные представления: год, месяц, неделя, сутки.

Цели:

• актуализировать знания учащихся о временах  года, месяцев года, дней недели, четырех времен суток;

• привлечь внимание учащихся к правописанию слов,  обозначающих названия времен года, месяцев года,  дней недели, части суток;  

  уточненить конкретно-пространственные значения предлогов «до»,  «за», «перед», «после», «между».

Применить   Здоровьесберегающую   технологию «Цветотерапия»

    в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

• привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих месяцы года;

• развивать речь и логическое мышление детей при составлении рассказа по мнемосхемам, но картинке;

• осуществлять межпредметные связи;

• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Форма проведения урока: интегрированный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие.

Средства обучения (оборудование):  компьютер,  мультимедийный   проектор,  презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, экран,   мяч, мнемосхемы, карточки с заданиями, разрезанная на 7 частей цветная картинка « Зимние игры детей».

Планируемые результаты: учащиеся научатся перечислять времена года,   месяцы по порядку года, дни недели, четыре времени суток  по порядку. Запомнят правописание слов обозначающих

названия времен года, месяцев года,  дней недели, четыре времени суток. Будут верно  употреблять в речи предлоги «до»,  «за», «перед», «после», «между».

N п/п

Этапы занятия

      Формы работы

                             (деятельность учителя)             

    Деятельность    обучающихся                                                                                 

I.Самоопределение (огр. момент)

Цели этапа:

   создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок          

 II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа: 

использовать Здоровьесберегающую   технологию «Цветотерапия» - обучить детей приемам сохранения здоровья;

 - восстановления сил; стимуляции работоспособности и мышления;

 - снятия напряжения; развитие внимания;

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме,

выявить уровень умения перечислять месяцы года по порядку

III. Открытие новых знаний.

Цели этапа: актуализировать знания о 4 времени суток, научить определять последовательность месяцев в году, запоминать написание слов, обозначающих месяцы года,

обосновывать своё мнение.

IV. Первичное закрепление. Цели этапа: строить предложение с именем прилагательным; подбирать вопрос к прилагательному; писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с известными орфограммами;

Дополнительное творческое задание:

V. Рефлексия деятельности. (Подведение итогов, информирование о домашнем задании). Цели этапа: научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности.

оценивать результат учебной деятельности.

 Организационный момент  Приветствие.                                                       Долгожданный дан звонок

-Начинается урок!

-Что вы можете пожелать своим одноклассникам?

 Уточнение пространственно-временных представлений.

- Какое сегодня число, день недели?  Какой идёт месяц?

-Перечислите месяцы года.

Основная часть

-Тема занятия: «Единицы  измерения времени: год, времена года, месяцы года, дни недели, сутки». Будем учиться   перечислять месяцы года по порядку.

 

-А сейчас давайте отдохнем. Предлагаю посмотреть фильм «Цветотерапия» Этот фильм придаст вам сил, улучшит ваше настроение.

Ученые выяснили, что голубой, синий, зеленый цвета действуют на наш организм успокаивающе, снимают волнение, уменьшают усталость.

Желтый цвет наполняет нас радостью и оптимизмом. Оранжевый цвет стимулирует аппетит, красный цвет излучает тепло, лечит простуду.

-Мы с вами живем на планете Земля. Наша планета вращается вокруг своей оси. Это вращение обеспечивает смену света и темноты. Один поворот вокруг оси называется сутки. Сутки это утро, день, вечер, ночь.

Обратите внимание, как пишутся названия времен суток.

-Назовите 4 времени суток.

-Напечатайте в тетради название 3 по счету времени суток. Подчеркните 2 гласную «е».

Наша планета вращается вокруг Солнца. Один круг вокруг Солнца называется год.

-Назовите четыре времени года.  Сейчас идет зима. Назовите следующие времена года.

-Перед вами одна и та же местность, но сфотографировано зимой, весной, летом и осенью.

-Давайте определим цвет каждого времени года.

Какой цвет соответствует зиме? весне? лету?

осени?

  Работа учеников в тетради.

Сейчас идет зима.

-Назовите 3 месяца зимы. Запишите 1 буквы названий месяцев. «Дяф, дяф»- лает собака.

«Холодно, темно»

-Назовите 3 месяца весны. Запишите 1 буквы  названий весенних месяцев.  

-Действительно, 1 праздник весны, праздник мам.

-Назовите 3 месяца лета. Запишите 1  буквы названий летних месяцев. «Ииа, ииа»- кричит ослик. «Тепло, светло, много травы. Я сыт»

-Назовите 3 месяца осени. Запишите 1 буквы названий осенних месяцев.  Действительно насекомые, некоторые звери осенью впадают в спячку. Да и человек становится более сонливым. Вечером темно. Часто идут дожди.

дяф      мам    ииа    сон

-Кто может, пользуясь записью, перечислить месяцы года?

-Названия месяцев года пишутся с маленькой буквы, если не стоят в начале предложения.

 -Обратите внимание, пишется сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь , а не «сентяборь, октяборь, нояборь, декаборь»

-Слова, обозначающие названия месяцев года  пишутся с «ь» в конце слова.

-Сосчитайте. Сколько слов, обозначающих месяцы года, пишутся с «ь» в конце слова.

Названия месяцев года берут свое начало от древних римлян.

Январь - назван в честь бога Януса.

Февраль - по имени Фебра, древнеитальянского бога

Март - в честь бога войны Марса

Апрель - от слова открывать, указывает на открытие весны.

Май - посвящен богине  весны Майе.

Июнь - посвящен богине брака и материнства                  Юноне.

Август - в честь римского полководца Юлия            Цезаря

Сентябрь - означает седьмой, у римлян      сентябрь был 7 месяцем года

Октябрь - означает восьмой, у римлян это был 8 месяц года.

Ноябрь - означает девятый, у римлян ноябрь был 9 месяцем года.

Декабрь - означает десятый, у римлян декабрь был10 месяцем года.

Впишите пропущенные времена года.

------ лето   ------   --------

-----  зима   ------   --------

------  ------  осень  ------  

------ весна -------   ------

весна ------ осень   ------

лето  ------- зима   -------

-Какое время года идет до лета ? после лета? после осени?

-Какое время года идет до зимы? после зимы?

после весны?

-Какое время года идет перед осенью? после осени?

Перед летом?

-Какое время года идет до весны? После весны? Следует за летом?

-Какое время года располагается между весной и осенью? Следует  за осенью?

- Какое время года идет после лета, до зимы? после зимы?

-Какое время года любите вы? Почему?

-Давайте   послушаем,  потом  перескажем короткий рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания»

- Как вы поняли, какое время года любил мальчик?

-Участвовать в пересказе будут все ученики. Каждый ученик готовит пересказ об одном времени года. Помогут нам пересказать схемы- рисунки.

  -Рассмотрите схемы-рисунки. Я сейчас буду читать. А вы раскладывайте схемы в дорожку, чтобы они соответствовали тексту. Пересказ должен быть близким к авторскому.                

    - Постарайтесь запомнить отрывок дословно.

Логопед читает рассказ 2 раза, а затем звучит пересказ учеников.

Митя любил все времена года.

- Давайте составим схему этого предложения.

Осенью в саду собирали яблоки.

- Давайте составим схему этого предложения

Один ученик  составляет схему на доске, остальные в тетради.

Неделя-единица измерения времени.

-Сколько это дней? Назовите их.

 Посмотрите как пишутся эти слова .

-Какую ошибку может допустить ученик?

-Напечатайте  в тетради название четвертого по счету дня недели.

   

 Игра «Пятый лишний»

Я прочитаю слова, которые подходят к одному времени года. Одно слово из всех, к этому времени года не подходит. Определите это слово.  (читать столбики)

Мяч         валенки    сосульки  желтые листья

Скакалка   снеговик      грибы                лужи

 Панама    велосипед     ягоды              грачи

Санки       снег    перелетные птицы  ледоход

купальник    мяч           листопад          сирень

Игра с мячом.

Дети с логопедом   перекидывают друг другу мяч,  перечисляют месяцы года, времена года, дни недели, 4 времени суток.

Во время  занятия логопед, за правильно выполненные задания, выдавал части разрезанной на 7 частей картинки «Зимние игры детей»

-Молодцы, вы почти всегда верно выполняли задания. Давайте посмотрим, получится ли у нас целая картинка из данных частей.

-Из частей получилась картинка.

- Какое время года изображено? Почему вы так решили?

-Какой это месяц года? Почему так решили?

-Какой это день недели?

-Какое это время суток? Почему так решили?

- Что нового вы узнали на занятии?

 - Кто хорошо понял эту тему?

- Какое задание особенно понравилось на уроке?

- Чья работа на уроке вам понравилась?

- Оцените себя с помощью сигнальной ленты «светофор».

Итог занятия.

 

Удачи, успеха, плодотворной работы, хороших отметок.

Ученики называют месяцы  года не  по порядку, или не все.

Утро, день, вечер, ночь.Вечер

весна, лето, осень.

белый

голубой      

зеленый

желтый                                            

декабрь, январь, февраль.

-дяф

Март, апрель, май

-мам

июнь, июль, август.

- ииа

 сентябрь, октябрь,

 ноябрь

 - сон

Ученики перечисляют по порядку:

Декабрь, январь…

   

9 слов

Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Весна,  осень, зима

Осень,   весна, лето

Весна, лето,   зима

Зима,  лето, осень

Лето, зима

Осень, весна

Весна; осень; зима

осень; весна;

лето

лето;  зима;

весна;

зима; лето;

осень;

лето; зима

осень: весна; весна

все времена года

   __  __  __  __  __

Ученики рассматривают

схемы-рисунки, раскладывают схемы в дорожку

пересказывают текст

   __  __  __  __  __

В предложении 5 слов.

Первое слово пишем с большой буквы, в конце предлож. ставим точку.

  __  _ __  __   __

 понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

четверг

санки, велосипед, сосульки, желтые листья

 

ученики собирают картинку из частей.

Зима

 высказывают разные точки зрения

Это может быть декабрь, январь или февраль. Это месяцы зимы.

Любой из 7 дней недели.

День, т.к. светло, а зимой рано темнеет.  

Запоминали, как пишутся  названия месяцев года, перечисляли времена года, месяцы года, дни недели, времена суток.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников:

-достижения;

- сложности;

- предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Технологическая карта логопедического занятия.

Третье занятие в разделе «Текст», первое занятие по теме: «Главная (основная) мысль текста»...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...