годовой отчет учителя логопеда
материал по логопедии

Федорченко Галина Александровна

Целью проводимой работы  является преодоление нарушений устной и письменной речи,

их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми нарушениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл годовой отчет учителя логопеда30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ логопедической работы

за   2017-2018 учебный год

учителя-логопеда МБОУ Луначарской СОШ№8 Федорченко Галины Александровны.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20  июня 2002 г. № 29/2194-6, Положения о логопедической службе.

Для оказания специальной логопедической помощи  в МБОУ Луначарской СОШ № 8 была организован логопедический  пункт.

 Целью проводимой работы  является преодоление нарушений устной и письменной речи,

их коррекция и профилактика, оказание помощи в усвоении программного материала обучающимися с различными речевыми нарушениями.

Основными задачами:

1.Обследование обучающихся и выявление школьников с речевыми нарушениями.

2.Организация коррекционной работы с использованием необходимых методов и приёмов для преодоления нарушений устной и письменной речи.

3.Проведение просветительской работы по вопросам логопедии среди учителей и родителей, дети

которых имеют различные нарушения.

В начале сентября проводилось диагностическое обследование обучающихся начальной школы. Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи явились:  логопедическое обследование детей, анализ медико - педагогической документации, экспертные опросы педагогов и родителей. Обследование учащихся первых классов проводилось по методике Т. А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи» как в начале учебного 2017-2018 года, так и в конце. Это позволило наглядно отследить динамику коррекционного процесса. Результаты диагностики внесены в речевые карты. Всего обследовано первоклассников 28 , из них  у 11-ти  детей имеются нарушения устной речи (что составило 38% обучающихся 1-го класса). Из этого количества первоклассников зачислено 11 человек,  из второго класса -4 человека, из третьего класса- 2 человека, из пятого класса-2 человека. Таким образом,

  • Обследованы и выявлены обучающиеся с проблемами речевого развития.
  • Произведена оценка структуры дефекта и степени выраженности входящих в неё компонентов.

Вывод: Запланированная работа по данному направлению выполнена в полном объеме.

По результатам диагностического обследования  всего зачислено  на школьный логопедический пункт по предупреждению и преодолению нарушений устной речи  в 2017 учебном году   20 обучающихся:

4 человека — с нарушением ФФНР (фонетико — фонематическое недоразвитие);

6 человек — с диагнозом ФН (фонетический дефект);

7 человек — с нарушением ОНР

3 человека --- ОНР  с нарушением письма

Для оказания логопедической помощи в начале года были  разработаны годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда, созданы и оформлены  речевые карты логопедического обследования после мониторинга, программы индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико-фонематических, лексико- грамматических представлений и развитию связной речи.   После мониторинга обучающиеся были укомплектованы в подгруппы в соответствии с учетом возраста и  их речевым нарушением ,  разработаны  перспективные планы работы,  график индивидуальных занятий, в течение года вёлся журнал посещений логопедических занятий, проводились индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями, а также- в сентябре и декабре  выступления на родительских собраниях в начальных классах.  

Логопедическая помощь построена по основным направлениям работы:

-развитие звуковой стороны речи,

-коррекция дефектов произношения,

-развитие фонематического восприятия,

-развитие лексического запаса и грамматического строя речи,

-формирование связной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению,

-формирование полноценных учебных умений,

-развитие коммуникативной готовности к обучению,

-формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации,

-систематизиция  иллюстративного и раздаточного материала  для групповых занятий, а так же для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи.

Коррекция я проводила в соответствии с тематическим планированием. Успешно проведена работа с обучающимися 1 класса. На конец года по результатам обследования все учащиеся имеют позитивную динамику: из 4  уч-ся с ОНР выпущены из логопункта 2 человека. В данном случае следует отметить рационально спланированную и проведенную работу с родителями. Их удалось заинтересовать  и привлечь к полноценному участию в коррекционном процессе. Два обучающихся (Лебедев Владислав и Лоскутов Антон), поступившие в первый класс с ФФНР, оставлены для дальнейшей коррекции устной речи. Один (Искандаров Кемран) оставлен для коррекции ОНР. Обучающиеся с заключением ФН  вышли на хороший уровень, успешно справляются со школьной программой. Из шести  учащихся 1 класса  выпущены пять со значительными улучшениями. Проблематичнее положение в работе со школьниками с умственной отсталостью и с ЗПР. Не все родители  оказывают помощь  в коррекции, не поддерживают достижения детей. Учащимся с затянувшейся коррекцией необходима  помощь психолога, так как для них характерны быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, небольшой объем памяти, преобладает кратковременная память. На конец года  по результатам обследования все дети -логопаты показали положительную динамику. Данные прилагаются в таблице 3.

 

В мае было проведено повторное обследование. После проверки и анализа

работ из логопункта было выписано 9 человек, что составило (45 %).

Результат коррекции в 2017- 2018 уч. году

нарушение

зачислено

Выпущено с улучшенной речью

оставлено

ОНР

7 человек

2 человека

2 человека

ФФНР

4 человека

2 человека

4 человека

ФН

6 человек

5 человек

1 человек

нарушение   письма, обусловленное ОНР

2 человека

            -

2 человека

Табл.3

                                                                                                                             

№ п/п

Результат  коррекции

1 класс

2 класс

3

класс

4 класс

5 класс

1.

Выпущено с хорошим уровнем

3

-

-

2.

Выпущено со значительным улучшением

1

3

1

1

3.

Выпущено без положительной динамики

-

-

-

4.

Оставлено на дальнейшее обучение

5

2

2

1

1

В течение года работу по коррекции звукопроизношения  и письма проводила во взаимодействии с учителями начальной школы, проводила консультации с педагогами, посещала уроки с целью наблюдения за детьми логопатами.

В следующем году планирую более тесно поддерживать связь с учителями начальных классов, провести открытые занятия с целью повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у обучающихся с дефектами речи.

На заседаниях МО необходимы обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов.

В этом году я поддерживала более тесную связь с родителями.  

С целью реализации данного направления в сентябре на классных собраниях провела анкетирование родителей. Цель: распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей. Они были ознакомлены с результатами диагностики и целями и задачами, стоящими перед логопунктом и ними в процессе коррекции речевых нарушений. Был сделан акцент на роль родителей в этом процессе. Чтобы привлечь внимание семьи к посещаемости, активизировать ее деятельность, в течение года проводила индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями 1-2 раза в месяц, что дало положительный эффект по преодолению у детей речевых нарушений. На консультациях вниманию родителей предоставлялась информация о результатах коррекционной работы.

Тематика индивидуальных консультаций разнообразна. Наибольший интерес вызвали следующие темы: «Распространённые ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка», «Советы родителям по развитию мелкой моторики». В декабре  выступила на родительском собрании в первых классах, на котором была показана презентация по коррекции у детей звукопроизношения.

В течение учебного года выпускались памятки и рекомендации, изготовлены буклеты, оформлен стенд «Говорим правильно»  для родителей с целью пропаганды логопедических знаний и вовлечения их в речевую деятельность с детьми.

В целом, коррекционно- просветительская работа выполнена, но были и свои

трудности в работе по данному направлению:

  1. Не всегда эффективная просветительско-профилактическая работа среди родителей.
  2. Низкая мотивация со стороны учащихся и родителей из неблагополучных семей.

Вывод: Необходимо продолжать работу по привлечению родителей, т.к. от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с педагогами зависят итоги коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.  

В будущем году хочу организовать практические занятия с участием самих родителей.

С целью повышения профессионального мастерства  в течение года прошла курсы повышения квалификации по программе повышения квалификации «Логопедия», принимала участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Исследования молодых учёных: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования» и во Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации ».

В следующем году планирую создать свою страничку на логопедическом сайте.

Общие выводы:

Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей школьного возраста.

1.План работы логопункта на 2017-2018 учебный год выполнен.

2.Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития детей.

3.В МБОУ Луначарской СОШ№8  созданы условия для коррекционной деятельности.

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2018-2019 учебный год:

-  продолжить работу над созданием условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

В перспективе я прогнозирую положительную динамику, т.к. наблюдается улучшение у учащихся во всех видах речевых нарушений. Особое внимание в коррекционно- логопедической работе необходимо уделять часто болеющими детям.

В 2018-2019 учебном году следует уделить внимание решению следующих задач:

  1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии,
  2. Расширить сотрудничество со специалистами  ПМПК, ДОУ, родителями.
  3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4.  Выявление учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.

5.  Определение путей коррекции для преодоления нарушений устной речи.

6.  Организация работы с детьми, требующими логопедической помощи, с применением методики Е.Н. Новотёрцевой, О.С. Козыревой и массажа

Су-Джок.

7. Создать свою страничку на логопедическом сайте.

Учитель-логопед

МБОУ Луначарской СОШ№8                           Федорченко Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план учителя-логопеда

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №3...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда  за 2020-2021 учебный год...

Годовой отчет учителя - логопеда

Годовой отчет учителя - логопеда за учебный год показывает направления проведенной коррекционной работы....

Годовой отчет учителя- логопеда 2021 -2022 учебный год

Отчет о проделанной работе учителя - логопеда за 2021- 2022 учебный год...

Годовой отчет учителя- логопеда 2022 -2023 учебный год

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА...

Годовой отчет учителя-дефектолога 2021-2022

Отчет работы учителя-дефектолога за год....